Исторические памятники Беларуси периода Первой Мировой Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2016 в 17:30, практическая работа

Описание работы

Оборонительные сооружения в деревне Абра́мовщина-3 ( Сморгонский район, Гродненская область). Абра́мовщина-3— деревня в Сморгонском районе Гродненской области Беларуси. Входит в состав Вишневского сельсовета.Расположена у восточной границы района, в непосредственной близости от Дубатовского болота. Расстояние до районного центра Сморгонь по автодороге — около 17 км, до центра сельсовета агрогородка Вишнево по прямой — около 12 км. Ближайшие населённые пункты — Дубатовка, Милути, Окушково.

Файлы: 1 файл

Практическая работа.docx

— 144.54 Кб (Скачать файл)

Удивительно, но и спустя много лет после Первой мировой, удалось обнаружить несколько деревянных крестов на военных кладбищах, с большой долей вероятности относящихся еще к военному периоду (датировать их таким образом позволяют надписи на них, свидетельства местных жителей).

Уникальный деревянный крест, поставленный немцами в 1915 году на могиле геройски погибших 86 российских солдат и 1 офицера (о чем на кресте была сделана надпись по-немецки) вплоть до начала ХХI века стоял у деревни Ковалевка Островецкого района. Отрадно, что когда несколько лет назад на этом месте построили новый небольшой мемориал, раритетный объект сохранили – теперь отреставрированный деревянный крест находится внутри креста, сделанного из бетона.

С большой долей вероятности деревянные кресты того периода еще стоят на военных кладбищах у деревень Осиповичи и Осовцы Дрогичинского района, Константиново Мядельского района: местные жители уже много раз поднимали и укрепляли их.

Индивидуальные надгробья, выполненные в период Первой мировой и послевоенные годы, сохранились примерно на 25 воинских кладбищах. В основном они поставлены на могилах германских офицеров и солдат (кладбища в Проньках Мядельского района, Борунах Ошмянского, Войштовичах Воложинского, Святой Воле и Нехачево Ивацевичского).

Индивидуальные деревянные кресты, что удивительно, также обнаружены, но только два – крест немецкого солдата на кладбище в Ивашковцах Сморгонского района и крест с могилы трех российских солдат в лесу у деревни Крево того же района.

В период с 1920-х до 1939 года все обновления на воинских кладбищах Первой мировой войны были связаны с крупной международной компанией по обустройству подобных мест.

Общие памятники и мемориалы, построенные в эти годы, выделить в отдельную группу довольно проблематично, поскольку часто они довольно схожи с теми, которые устанавливались в военный период и после него. Вместе с тем, в качестве примера можно назвать обустроенное смешанное кладбище в д. Невель Пинского района с надписью на памятнике на немецком и русском языках, предположительно мемориал на кладбище в Колпенице под Барановичами.

Проще ситуация с бетонными индивидуальными надгробиями, которыми тогда в массовом порядке заменялись деревянные кресты. В основном эти типовые надгробия двух видов – плоские плиты в форме стилизованного креста, либо вертикальные бетонные кресты.

По действующим тогда международным правилам, независимо от того, кто был похоронен на кладбищах – немецкие или российские солдаты, - надписи с крестов переносились на бетон на польском языке, то есть на языке той страны, на территории которой находились захоронения. Вместе с тем, в некоторых регионах на немецких кладбищах можно встретить надписи на таких плитах на немецком языке (к примеру, в Витебской области).

Всего кладбищ с бетонными индивидуальными надгробиями в стране насчитывается более 90.

На территории Беларуси, относящейся до 1939 года к Советскому Союзу, подобных работ проведено не было. И это одна из главных причин того, что подавляющее большинство кладбищ, образовавшихся в военные годы в тыловой зоне Российской армии, до наших дней не дошли.

В Советском Союзе Первую мировую войну было принято называть «империалистической», «царской», «несправедливой» - эти идеологические установки объясняют, почему отношение к событиям и памятникам того периода в годы после Великой Отечественной войны было столь сдержанным. На государственном уровне практически никаких работ на воинских кладбищах Первой мировой не велось. Исключения составляют небольшое количество братских могил российских солдат, на которых были установлены небольшие памятники, либо памятные знаки – в деревне Негневичи Новогрудского района, Комары и Медведино Вилейского района, Скробово Барановичского, Брусы, Черемшицы, Узла Мядельского, Стошаны Пинского.

С конца 1980-х годов эта работа стала вестись активнее, но в основном за счет инициативы местных жителей, частных лиц, иногда при содействии местных администраций. Появились памятники и знаки на кладбищах в деревнях Княгинин Мядельского района, Турец Кореличского, Мокрое Дуброво Пинского, Репихово Ляховичского района, Боярск, Круглянка, Новоселки, Цари, символический памятник в деревне Белая Сморгонского района и ряде других мест.

Отдельно необходимо упомянуть Вилейский район, где по инициативе известного белорусского художника Бориса Цитовича восстановлено лазаретное кладбище российских солдат у деревни Забродье (это единственный подобный случай), приведено в порядок захоронение в деревне Жерствянка, в 2003 году поставлен большой памятник-крест на месте бывшего кладбища у деревни Русское Село.

Серьезную работу по восстановлению и обустройству воинских захоронений проводит Народный союз Германии по уходу за военными могилами. С середины 1990-х годов до настоящего времени усилиями этой организации на территории Беларуси были восстановлены и обустроены около 30 кладбищ. Первой мировой войны, на многих из которых похоронены не только немецкие, но и российские солдаты.

Работу в этом направлении ведет и управление по увековечению памяти жертв войн Министерства обороны Беларуси, при котором действует 52-й отдельный специализированный поисковый батальон.

Из примерно 200 осмотренных воинских кладбищ и мест захоронений Первой мировой войны, чуть более 100 находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Остальные кладбища либо заброшены, либо не обозначены как места захоронений, некоторые находятся под угрозой полного исчезновения.

13 июля 2011 года состоялось  выездное заседание Комиссии  по имплементации международного  гуманитарного права при Совете  Министров Республики Беларусь  под председательством Министра  юстиции Республики Беларусь. Главная  цель заседания заключалась в  изучении и оценке реального  положения дел с обеспечением  сохранности воинских захоронений  времен Первой мировой войны  на территории Республики Беларусь  и хода выполнения соответствующих  решений Комиссии.

Согласно положениям Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, в которых участвуют все страны мира (в этом смысле Женевские конвенции 1949 года являются уникальными международными договорами), уважительное отношение к воинским захоронениям и содержание их в надлежащем состоянии является обязанностью государств.

Вопросы обеспечения уважительного отношения к памяти защитников Отечеств и жертв войн находятся на постоянном контроле у Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

С учетом принципиальной позиции Главы государства вопросы, касающиеся уважительного отношения к памяти защитников Отечества и жертв войн, регулярно рассматриваются Комиссией. Еще в 2008, обсудив различные аспекты деятельности в указанной сфере республиканских и местных органов власти, Комиссия приняла комплекс системных решений и обратилась с конкретными предложениями в адрес компетентных госорганов.

Так, Министерству внутренних дел было предложено активизировать работу по предупреждению случаев осквернения и надругательства над памятниками и могилами павших защитников Отечества, а также по пресечению несанкционированной поисковой деятельности. Министерству образования рекомендовано на регулярной основе осуществлять мероприятия, направленные на воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к памяти защитников Отечества и жертв войн. Местным исполнительным и распорядительным органам было поручено провести работу по полному учету и благоустройству всех воинских захоронений, находящихся на соответствующих территориях, активизировав работу по информированию населения о таких захоронениях, расположенных на соответствующих территориях.

В рамках состоявшегося 13 июля 2011 года выездного заседания Комиссии ее члены посетили мемориальный комплекс памяти событий Первой мировой войны в деревне Забродье Вилейского района.

Здесь на воинском кладбище находится 89 могил солдат и офицеров различных национальностей и вероисповеданий, воевавших на стороне Российский империи, из них 22 братских могилы. Точная цифра захороненных на воинском кладбище неизвестна. По имеющимся данным, на нем захоронено более 2,5 тыс. человек.

В мемориальный комплекс также входит часовня Благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, покровителей православного воинства с колокольней, построенная на пожертвования граждан. В притворе часовни расположена экспозиция, посвященная событиям Первой мировой войны на Вилейщине.

Неподалеку находится памятник казаку Русского войска Д. Шевченко, а также, так называемый, «Камень стыда», авторская работа немецкого скульптура, которая представляет собой надпись-покаяние на старонемецком языке.

Члены Комиссии посетили памятник на братской могиле русских воинов возле д. Русское Село.

Основные заботы о сохранении и развитии мемориального комплекса памяти событий Первой мировой войны лежат на плечах инициаторов его создания: члена Союза художников Беларуси Цитовича Бориса Борисовича и его супруги. В настоящее время Комиссия инициирует награждение супругов Цитовичей Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь.

В ходе выездного заседания Комиссии состоялось также посещение воинских захоронений у д. Десятники и д. Войштовичи Воложинского района. Согласно паспортам воинских захоронений они являются смешанными, то есть в них захоронены польские, немецкие, русские солдаты и офицеры. Общее количество захороненных на воинском кладбище у д. Десятники – 750 человек, а у д. Войштовичи – 15 (только немецкие офицеры).

В целом, по мнению Комиссии, все исследованные захоронения, а также памятники и надгробья находятся в надлежащем состоянии.

Ранее Мингорисполкому было рекомендовано с привлечением всех заинтересованных принять активные меры по скорейшему благоустройству территории бывшего Братского кладбища жертв Первой мировой войны в г. Минске, а также рассмотреть вопрос о возможности размещения на данном объекте благоустройства соответствующей исторической информации и установлении в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» соответствующей охранной доски.

Минскими властями приняты необходимые меры по выполнению решений Комиссии. В самое ближайшее время на территории бывшего Братского кладбища жертв Первой мировой войны будет открыт мемориальный комплекс.

 

Экскурсия

ВИЛЕЙКА – ЗАБРОДЬЕ

Церковь Святого патриарха Тихона в г. Вилейка – братская могила на кладбище "Лесное" - памятник на кладбище в деревне Баровцы – памятник в деревне Жерствянка – мемориал у деревне Русское село – сельское кладбище в деревне Поповцы – могила протоиерея Павла Сосновского и отрока Василия Занковича в деревне Нарочь – лазаретное братское кладбище в Забродском лесу – место гибели казака Данилы Шевченко – Борисо-Глебская часовня в урочище Реутки.

 

На окраине Вилейки, при выезде на д. Куренец, стоит церковь Святого патриарха Тихона, Виленского архиепископа, который в 1917 г. стал патриархом Всея Руси.

С началом Первой мировой войны архиепископ Виленский Тихон постоянно был в гуще событий: он приезжал на передовую, где благословлял солдат и вдохновлял их на ратные подвиги, освящал лазареты и совершал в них молебны, обходил тяжелораненых, успокаивал беженцев, освящал святой водой и благословлял полки, прибывающие на фронт, совершал панихиды с поминовением погибших. "Удовлетворение религиозных нужд фронтовых частей, нравственная поддержка солдат и офицеров, врачебная помощь и широкая благотворительность имели в лице владыки Тихона горячего вдохновителя и бескорыстного дарителя", – отмечали современники.

В рамках мероприятия состоялась Панихида в церкви Святого патриарха Тихона в память о жертвах Первой мировой войны. В ней принимали участие представители военно-исторических клубов из разных регионов Беларуси.

Братская могила на Вилейском кладбище "Лесное". Участники почетного караула из военно-исторических клубов, представляющие казаков, солдат русской и немецкой армий и 2-х юных десантников заняли свои места у братской могилы.

На всех памятных местах проводил молебен настоятель церкви деревни Вязынь отец Михаил.

Мемориальный комплекс у деревни Русское село. Вдоль обочины шоссе, рядом с деревней Русское село, возведен памятник, у подножья которого перезахоронены останки солдат, участников обороны Вилейки в годы Первой мировой войны. В здешних местах воевали будущие писатели Валентин Катаев и Михаил Зощенко. Вполне вероятно, что по Вилейской земле пролегал военный путь и мужа Анны Ахматовой поэта Николая Гумилева.

Сельское кладбище в деревне Поповцы. У каждого памятного места, где останавливались участники автопробега, Б.Цитович рассказывал о том, кто там похоронен, когда состоялись перезахоронения, кто участвовал в строительстве и облагораживании памятников. Отец Михаил читал молитву по погибшим, а участники автопробега возлагали венки.

Могила протоиерея Павла Сосновского и отрока Василия Занковича в деревне Нарочь.

За оказание помощи раненым и участие в судьбе защитников Отечества в годы Первой мировой войны протоиерею Павлу Сосновскому царским указом жаловали орден Святой Анны. Судьба этого человека в годы Великой Отечественной войны сложилась трагично – за связь с партизанами его и малолетнего отрока Василия Занковича расстреляли полицаи.

Лазаретное братское кладбище в Забродском лесу.

Информация о работе Исторические памятники Беларуси периода Первой Мировой Войны