Инквизиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

ИКВИЗИЦИЯ - (на латинском inquisitio; полное название Inquisitio haereticae pravitatis — `расследование извращающей ереси`), особый следственный и судебный орган при католической церкви для преследования еретиков.

Файлы: 1 файл

Инквизиция.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

После изгнания евреев из Испании инквизиция фактически превратилась в полицию нравов: помимо борьбы с вероотступничеством, ересью и черной магией в компетенцию были вкл инквизиции ючены также

 

случаи соблазнения  женщин на исповеди, гомосексуализм и  т. п. С течением времени преследование  марранов перестает быть центральной проблемой инквизиции: в 1525 г. инквизиция начинает преследовать оставшихся верными исламу мавров, а к середине 16 в. вступает в борьбу с протестантским движением в христианстве.  
 

Португальская инквизиция

Инквизиция  в Португалии была учреждена под давлением испанцев, понимавших, что отсутствие там инквизиции делает эту страну идеальным убежищем для испанских марранов. Вопрос об учреждении инквизиции в Португалии получил особую остроту в 1497 г., когда эдикт об изгнании евреев (среди которых было множество бежавших из Испании марранов, в том числе из знатных семей) был заменен указом об их крещении насильственном. Король Мануэл I, стремясь искоренить в стране иудаизм, не нанося при этом ущерба экономике Португалии, даровал новообращенным двадцатилетний период (позднее продленный до 1534 г.) иммунитета против преследований за «упущения» в соблюдении новой веры, причем сами «упущения» подлежали юрисдикции светского, а не инквизиционного трибунала.

Предполагалось, что за эти годы новообращенные успеют привыкнуть к новой религии. По истечении  дарованного королевским эдиктом  периода иммунитета в Португалии была учреждена инквизиция (в 1536 г. трибуналы инквизиции были учреждены в Лиссабоне, Коимбре и Эворе), приступившая к активной деятельности в 1539 г. и в сентябре 1540 г. проведшая в Лиссабоне первое в Португалии аутодафе. В архивах Португалии сохранилось более 40 тысяч протоколов судебных разбирательств местной инквизиции, период высшей активности которой приходится на середину следующего столетия.

Число жертв  аутодафе стало столь велико, а  злоупотребления столь очевидны, что папа Иннокентий XI наложил запрет на деятельность инквизиции в Португалии (декабрь 1678 г. – август 1681 г.). Но уже в январе 1682 г., почти через полгода после возобновления деятельности инквизиции, последовало аутодафе в Коимбре, а в мае того же года — числом и общественным положением сожженных самое известное в истории Португалии аутодафе в Лиссабоне. Особые эмиссары португальской инквизиции следили за религиозным поведением португальских марранов за границей; уличенных в соблюдении иудаизма арестовывали и доставляли в страну, чтобы предать суду инквизиции.

С восшествием  на престол Испании династии Бурбонов (начало 18 в.) положение «тайных евреев»  несколько улучшилось, однако, когда  в 

 

1720 г. в  Мадриде была обнаружена подпольная синагога, деятельность инквизиции возобновилась. Во второй половине 18 в. активность инквизиции на Пиренейском полуострове значительно сократилась — частично благодаря либерализации общественного сознания, частично — из-за почти полного отсутствия объекта преследования.

В Португалии последнее аутодафе вообще и последнее, в котором фигурировали «тайные евреи» в частности, имело место в октябре 1765 г.; формально инквизиция в Португалии была упразднена в марте 1821 г. В Испании упразднение инквизиции относится к 1808 г. — времени правления Жозефа Бонапарта; в июле 1814 г., однако, инквизиция была вновь восстановлена Фердинандом VII. Во время конституционной революции 1820 г. инквизиция была упразднена королевским декретом, но вновь восстановлена во время контрреволюции 1823 г. Окончательно испанская инквизиция была упразднена в 1834 г.  

Дальнейшее  распространение инквизиции

Деятельность  испанской и португальской  инквизиции распространялась и на их заморские владения. С 1502 г. по 1802 г. испанская корона и папа издали ряд указов, воспрещающих евреям и маврам въезд в Новый Свет. Каждый прибывающий в испанские колонии на континенте Америки должен был доказать, что он — правоверный христианин в пятом поколении. Тем не менее многим марранам удалось поселиться в Новом Свете, и уже в 1528 г. в Мехико состоялось аутодафе, на котором были сожжены три «тайных еврея» — в том числе сподвижник Э. Кортеса Эрнандо Алонсо (1460–1528).

Деятельность  инквизиции в Мексике была спорадической до 1571 г., когда Филипп II распорядился об учреждении суда инквизиции в колонии. С этих пор деятельность инквизиции в Мексике значительно активизировалась; так, в 1596 г. был сожжен вместе с матерью и пятью сестрами племянник вице-короля Мексики, губернатора провинции Нуэво-Леон, вернувшийся к иудаизму новый христианин Луис де Карвахаль (1566–96). До ее отмены в 1820 г. мексиканская инквизиция осуществила 60 аутодафе. Трибуналу в Мехико была соподчинена инквизиция на завоеванных Испанией в 1560-х гг. Филиппинских островах.

В Перу инквизиция была учреждена в 1570 г., хотя епископский суд активно действовал уже с 1539 г. С 1570 г. по 1805 г. в Лиме было осуществлено 34 аутодафе, и «тайные евреи» всегда составляли значительную часть обвиненных. Особой интенсивностью отличалась деятельность инквизиции в 1635 г., когда было случайно обнаружено крупное сообщество тайно исповедующих иудаизм среди португальских купцов в Лиме. Был арестован 81 человек, а конфискация имущества была столь значительна, что привела к коммерческому кризису в

 

колонии. Семеро арестованных были сожжены, остальные  получили различные наказания.

Как и в  Мексике, к середине 17 в. из-за жестокости инквизиции число «тайных евреев» сократилось, вследствие чего деятельность инквизиции значительно уменьшилась. Последнее аутодафе состоялось в 1736 г., однако спорадическая активность продолжалась до 1806 г. Юрисдикции суда инквизиции в Лиме подлежала также огромная провинция Новая Гранада, куда лимский трибунал направлял специальных эмиссаров. Неэффективность такой системы повлекла за собой учреждение отдельного суда инквизиции в Картахене (на Карибском побережье современной Колумбии) в 1610 г.

Юрисдикция  нового трибунала распространялась не только на материковую часть Новой  Гранады, но и на принадлежавшие Испании Карибские острова. Первое аутодафе произошло в 1614 г., последнее — в 1762 г. Инквизиция была отменена Боливаром в 1819 г. За два столетия своего существования суд в Картахене провел 54 аутодафе, осудил 767 человек, из которых пятеро были приговорены к сожжению; среди осужденных было значительное число «тайных евреев».

В португальском  Гоа (на западном побережье Индии) суд  инквизиции был учрежден в 1561 г., однако уже до этого там действовали инквизиторы. Первое аутодафе было произведено в 1563 г.; из четырех приговоренных к сожжению двое были «тайными евреями». В аутодафе 1575 г. и 1578 г. были сожжены 17 «тайных евреев». К 1773 г. инквизиция в Гоа совершила 82 аутодафе, однако число «тайных евреев» среди осужденных с годами непрерывно уменьшалось, — по всей очевидности, из-за устрашающего эффекта энергичной деятельности местной инквизиции.

Бразилия  долгое время служила убежищем для  португальских марранов. В 1579 г. епископ  Сальвадора (современная Баия) получил  прерогативы инквизитора, хотя все  арестованные должны были транспортироваться в метрополию. Между 1591 г. и 1618 г. Бразилию посетили несколько инквизиционных комиссий, и десятки людей предстали перед ними с покаяниями или доносами. Особой активности инквизиция в Бразилии достигла в середине 17 в. после отвоевания страны у голландцев, под властью которых многие «тайные евреи» смогли открыто исповедовать свою веру. Многие из них фигурировали в великом аутодафе в Лиссабоне в 1647 г.

В 1713 г. 38 новых  христиан были отправлены из Рио-де-Жанейро в Португалию, где получили различные наказания, некоторые были сожжены. К концу 18 в. бразильская инквизиция переключилась в основном на преследование франкмасонов и последователей Просвещения. С провозглашением независимости (1822) преследования инквизиции в Бразилии прекратились. Условия в португальских колониях в Африке не отличались от существовавших в Бразилии.

 

В Испании  и ее владениях с начала деятельности инквизиции и до ее упразднения к различным наказаниям было приговорено около 350 тысяч человек, из которых около 32 тысяч были приговорены к сожжению на костре (многие — заочно). В Португалии и ее владениях около 40 тысяч человек были привлечены к суду инквизиции, около 30 тысяч были приговорены к различным наказаниям, из них свыше 1,3 тысяч — к сожжению (многие — заочно). В различные периоды «тайные евреи» составляли различную часть обвиненных, однако в целом именно они были основной жертвой государственной инквизиции Испании и Португалии. 

Особенности воздействия инквизиции на систему  европейского права

Для начала следует сказать о существовавшей в то  время  в  Европе  правовой системе. После разгрома Западной римской  империи варварами знаменитая и  самая передовая  правовая  система,  известная  как  “Римское  право”   на   время прекратила свое существование на територии Европы, по крайней мере  Западной

Европы. И  уступила место весьма  загадачной  правовой  системе,  характерной  для империи Каролингов[1]. Коренным отличием империи Каролингов, от  римской империи  являлось,  практически  полное  отсутствие  городов и постоянного местоположения  монарха и правительства,  в отличии от  жесткой системы наместничества характерной для Рима. Императорский двор кочевал по  замкам,

крепостям и поселениям  в  течени  почти  круглого  года,  а  большая  часть населения все еще тяготела к  кланово  устройству.  Как  следствие  подобной раздробленности   не   возникало    попыток    сколь-нибудь    кодифицировав разрозненные  племенные  нормы.  Каждый  человек   носил   с   собой   нормы характерные для его племенной группы.

Следующий этап формирования европейского права  начался с  момента  активного  градостроительства. новые коммунальные формы диктовали новый тип  права.  Это время характирезуется  также началом свержения католической  церковью  власти крупных феодалов и государей. Наиболее образованная часть тогдашних людей  -

духовенство было призвано сформировать новое право,  оно  получило  название “канонического”. Источниками такового полужили:  местные  обычаи,  повеления феодалов, постановления соборов по  конкретному поводу  и пр.  С течением времени подобная система привела к

 

невообразимой  путанице  в  каноническом праве  и это совпало с началом  возрождения римского  права  (имеются  в  виду

кодификации Ютиниана). 

Судебное   производство   Инквизиции   предпологавшее   в    своей    основе таинственность и строжайшую секретность информации, целиком основывалось  на каноническом праве что добавляло тайны  и  усугубляло  и  без  того  тяжелое положение  жертв.  Инквизиция  показала  насколько  несоответствие   законов реально существующим общественным отношения может быть опасно для  общества.

Имей подданые тогдашних монархов правовые гарантии прав личности они  бы  не стали  такой легкой жертвой в руках  отцов-инквизиторов. Это отвратило  сердца людей от системы канонического права и она не рассматривалась  как  реальная аьтернатива  Римскому  праву.  Также  ужасы  Инквизиции  отвели  от   Европы

“опасность” стать единым теократическим государством. С  моей  точки  зрения это оказало  сильное влияние на то  что  в  Англии  получила  распространение система прецедента. Как известно в Англии Инквизиция  не  получила  сильного распространения, следовательно и каноническое и  обычное  право  не  внушало населению  сильного  отвращения  и  это  определенно   сыграло   свою   роль формировании правовой системы на островах.  
 

Деятельность  Инквизиции в области дипломатии 

Эпоха  средних  веков  характеризовалась,  среди  прочих  принципов   мерной гордостью дворянства и стремлением вывести свою  родословную  от  как  можно более славных предков. В  подобных  условиях  дипломатия  развивалась  очень медленными темпами, до тех пор пока почти вся дипломатия не перешла  в  руки

церкви.  В  рамках  церкви  люди  избавлялись   от   некоторого   количества предрассудков. Общение стало легче, а с  учреждением  монашеских  орденов  и вовсе  приобрело  нормальный  характер.  Нищенствующие монахи  не  признавали государственных границ вообще. Вся Европа была разделена  на  провинции,  во главе с  провинциалом.  Границы  этих  провинций  зачастую  не  совпадали  с

государственными  границами.  Организация  таких  сложных  межгосударственных мероприятий, как крестовые походы, была  полностью  возложена  на  церковные структуры.

Инквизиция  сразу стала международной организацией,  а  нищенствующие  монахи уже на протяжении ряда  лет  выполняли  роль  неофициальных  посланников  от имени  Святейшего  престола.  Обратив  монахов  в  инквизиторов,  Папа  решил несколько проблем сразу: организовал огромную  шпионскую  сеть  и  обеспечил

Информация о работе Инквизиция