Индустриализация в годы первых пятилеток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

Индустриализация. Что такое индустриализация? Это исторически закономерный этап развития, уже пройденный к тому времени развитыми странами Запада: США, Германией, Великобританией, Францией. В результате технико-технологической реконструкции, осуществляемой сравнительно долго, крупная машинная индустрия стала определять лицо этих стран - в индустриальном секторе создавалась уже основная часть их национального дохода. Что такое форсированная индустриализация? Это индустриальный марш-бросок, предполагающий применение чрезвычайных мобилизационных мер и крайнее напряжение всех сил страны. Вот на это как раз и нацелились инициаторы "великого перелома".

Файлы: 1 файл

семинар 2.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)
  1. Индустриализация  в годы первых пятилеток.

А) Индустриализация. Что такое индустриализация? Это исторически закономерный этап развития, уже пройденный к тому времени развитыми странами Запада: США, Германией, Великобританией, Францией. В результате технико-технологической реконструкции, осуществляемой сравнительно долго, крупная машинная индустрия стала определять лицо этих стран - в индустриальном секторе создавалась уже основная часть их национального дохода. Что такое форсированная индустриализация? Это индустриальный марш-бросок, предполагающий применение чрезвычайных мобилизационных мер и крайнее напряжение всех сил страны. Вот на это как раз и нацелились инициаторы "великого перелома".

Итак, с 1929 г. начинается форсирование темпов первой пятилетки, особенно темпов развития тяжелой промышленности - это называлось "ускоренный темп индустриализации". Новый темп потребовал крайнего напряжения сил и соответствующего перераспределения национального дохода в пользу тяжелой индустрии. Такое было возможно за счет прежде всего массированной перекачки средств из аграрного сектора в индустриальный (например, экспорт зерна - импорт техники), за счет жесткой экономии (первоочередное удовлетворение нужд индустриализации), за счет ограничения народного потребления.

Первые пятилетки. Первые пятилетки, названные тогда сталинскими, во многом похожи друга на друга. Они охватывают 1928-1941 годы. Две из них. с точки зрения решения задач форсированной индустриализации, стали решающими: первая (1928-1932) и вторая (1933-1937). Обе отличались невероятным размахом индустриального строительства (страна превратилась в гигантскую строительную площадку - за эти годы было введено в строй около 6000 объектов), возникновением ряда мощных промышленных центров, подхлестыванием темпов (лозунг "Пятилетку - в 4 года"), победоносными рапортами о досрочном выполнении заданий, большой неразберихой, нервотрепкой, перегревами (многие заводы работали в три смены), хозяйственными диспропорциями. На самом деле, планы далеко не во всем были выполнены, а иные идущие сверху установки были совсем нереалистичны. По официальным данным, пятилетка была пройдена за 4 года и 3 месяца.

Перечислим наиболее знаменитые стройки первых пятилеток. Это Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб), Днепрогэс, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, гигантский комбайновый завод "Ростсельмаш", Горьковский и Московский автозаводы, Московский шарикоподшипниковый завод, Кузнецкий металлургический комбинат, Уралмашзавод, Беломоро-Балтийский канал. Этот последний, протяженностью 227 км., соединял Балтику с Белым морем и на 4 тысячи км. сокращал путь от Ленинграда до Архангельска (раньше лежавший через Скандинавию).

  Были созданы  целые новые отрасли: автомобильная,  тракторная, комбайновая, химическая  промышленность, станкостроение, моторостроение, самолетостроение, комбайностроение. Впервые в России стали производить промышленный азот, синтетический каучук, искусственное волокно. Новые отрасли оснащались передовой, в основном импортной (немецкой, американской) техникой: импорт составлял до 80-85% машин и оборудования новых (или реконструированных) предприятий.

Социальные и культурные изменения. В 30-е годы радикально изменился  социальный облик страны. В ходе индустриализации появилась многомиллионная  армия индустриальных рабочих. В конце 20-х гг. рабочих насчитывалось 8 млн. чел, в конце 30-х - 24 млн. чел. В несколько раз возросла численность инженеров и техников (с 500 тысяч до 2,5 млн. чел).

  Изменилась система образования. С 1 сентября 1930 г. в СССР было введено всеобщее бесплатное начальное образование. В конце 20-х гг. в начальных классах было порядка 2 млн., к 1933 г. - более 20 млн. детей. В городах вводилось обязательное 7-летнее образование. Росла численность вузов - количество студентов в них в 6 раз превышало показатель старой России.

Мобилизационная экономика. Выказав твердую решимость штурмом  преодолеть "вековую "расейскую" отсталость", "в кратчайшие сроки  пробежать расстояние от кувалды  и крестьянской сохи к развитой индустрии", Сталин и большевики создали в 30-е годы хозяйственную систему, целиком подчиненную цели форсированной индустриализации. Это была система мобилизационной экономики. Опишем эту систему.

  Центральную  роль в ней играло государственная  собственность. В результате свертывания (Бухарин сказал бы: "пожирания") НЭПа и вытеснения других форм собственности единой государственной собственностью государство прямо на глазах становилось монопольным владельцем всего и вся: банков, земли, заводов, фабрик, совхозов (государственных хозяйств на селе), транспорта, связи, торговли и т. д. Уже и в 1928 году 86% промышленности было сосредоточено в руках государства. А в 30-е годы произошла полная концентрация в руках государства собственности и всех наличных ресурсов, огосударствление всех основных народнохозяйственных функций. Рабочие и служащие превратились в работников по найму у государства.

Государством все  досконально планировалось: производство, хозяйственные кооперационные связи, доходы, потребление - государство выступало  в роли гигантского хозяйственного распределителя.

Б) Коллективизация. События геологического масштаба происходили  в деревне. Здесь проживало большинство  населения страны (70, потом 60%). В январе 1930 г. Москва дала сигнал к форсированной  коллективизации ("сплошной коллективизации) - определялись жесткие сроки ее проведения - к концу первой пятилетки коллективизацию надо было завершить по всей стране. На самом деле, дело пошло еще быстрее. Москва стала "подстегивать" темп коллективизации.

  Колхозы создавались  быстро и повсеместно, и уже к весне 1930 г. в них оказалось 55% крестьянских хозяйств. Что такое были эти колхозы? В них крестьянские хозяйства обобществлялись - обобществлялись земля, скот, инвентарь. Крестьянская частная собственность безвозмездно отчуждалась в пользу колхозов. Но при этом сами колхозы не являлись полноценными собственниками - земля принадлежала государству.

  Колхозная собственность  охранялась не менее круто,  чем государственная. С 1932 года  хищение государственного и "колхозного  добра" каралось смертной казнью или 10-ю годами тюрьмы с конфискацией имущества. Соответствующее постановление ("закон о трех колосках") Сталин писал собственноручно. За сбор колосков на колхозном поле полагались расстрел или тюрьма; это наказание применялось ко всем гражданам, начиная с 12-ти лет - таким образом пострадали десятки и сотни тысяч людей.

  Кулацкими считались  хозяйства, регулярно применявшие  наемный труд или имевшие машины  с механическим приводом, или  занимавшиеся торговлей,- в общем,  все заметно зажиточные, справные, наиболее крепкие хозяйства. При этом они сильно недотягивали до аналогичных хозяйств тогдашних американских фермеров.

Голод. Коллективизация  была связана с массовым голодом 1932-33 гг. Голод был вызван неурожаем  и насильственным изъятием зерна государством. В неурожайный год план хлебозаготовок был ужесточен: у колхозов без разговоров изымалось более 2/3 произведенного хлеба - ничего не оставляли не только на выживание, но и на новый сев. На Северном Кавказе при изъятии хлеба практиковалось выселение целых станиц. При этом вывоз зерна за границу (для получения валюты на нужды индустриализации) был сокращен, но не прекращен. Власть отказалась вернуть голодающей деревне хотя бы часть зерна, и проявила в те годы исключительную жестокость по отношению к крестьянам. Голодающие люди не могли никуда податься из деревни - путь в города им преграждали заградотряды. Голод охватил 25-30 млн. чел. - шестую часть населения страны. Жертвы голода исчислялись миллионами (по разным оценкам, от 4 до 7 млн. чел). Информация о голоде скрывалась властями - об этом запрещалось говорить вслух.

  Н. Хрущев, находившийся  тогда на Украине, вспоминал,  как пришли в Киев вагоны, а  когда раскрыли их, то оказалось,  что вагоны загружены человеческими  трупами - их загрузили на промежутке от Полтавы до Киева. Голод охватил не только Украину, но и Дон, и Поволжье, и Северный Кавказ, и Казахстан.

  Казахстан особенно  пострадал - люди там ели отбросы,  корни диких растений, в пищу  шли мелкие грызуны, собаки, кошки.  Тогда погибло от голода 1 млн. 750 тыс. казахов при общей численности казахского населения немногим более 4 млн. чел.

  Итоги коллективизации.  В конце 20-х гг. в СССР насчитывалось  26 млн. частных крестьянских хозяйств (доля колхозов и коммун не  превышала и 1%). К 1937 г. в 243 тысячах колхозов было 93% крестьян - это называлось "колхозное крестьянство". По сути, это были крестьянские общины с прикрепленными к земле крестьянами, обрабатывавшими государственную землю государственными орудиями. За это они получали малую часть продукции, а основная часть колхозной продукции отчуждалась безвозмездно - в пользу государства - после "расчетов с государством" у колхозов нередко не оставалось ничего.

Одним из итогов коллективизации  было резкое падение объемов сельскохозяйственного  производства. За годы I и II пятилеток валовая продукция сельского хозяйства упала на 20%, среднегодовое производство зерна cократилось до дореволюционного уровня, поголовье крупного рогатого скота - почти вдвое.

В) Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

   

     К 20-м  гг. относится создание так называемых  рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», * Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. А. Ахматова).

     И все-таки  писателями, художниками, композиторами,  деятелями театра и кино в  эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

  1. Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

Имя Сталина упоминается  и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году.

Образ Сталина стал одним из центральных в советской  литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе  Анри Барбюс (автор изданной посмертно  книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти  произведения переводились и тиражировались в СССР.

 Произведения, прославляющие  Сталина, в изобилии появлялись  и в публикациях фольклора  практически всех народов СССР.

 Тема Сталина  постоянно присутствовала в советской  живописи и скульптуре этого  периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

 Именем Сталина  прижизненно было названо огромное  количество объектов, в том числе  населённых пунктов (первым из  которых, по-видимому, стал Сталинград  в 1925 — в обороне Царицына  Сталин участвовал в Гражданскую  войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.

Информация о работе Индустриализация в годы первых пятилеток