Государство Чингисхана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Чингисхан (Темучин) (около 1155—1227 гг.) — основатель и великий хан Монгольской империи. Объединив монгольские племена, около 1190 г. провозглашён ханом с личным титулом «Чингис», а в 1206 г.—всемонгольским ханом. Провёл военно-административную реформу, составил свод законов и др. Покорил енисейских кыргызов, уйгуров, карлуков (1207—11 гг.) и др., завоевал государство Цзинь (Северный Китай, 1211—15 гг.), Среднюю Азию; вторгся в Персию, Закавказье, на Северный Кавказ, в степи Северного Причерноморья.

Файлы: 1 файл

Копия Государство Чингисхана.docx

— 124.82 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

«Государство  Чингисхана»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 

2010 г.

Чингисхан (Темучин) (около 1155—1227 гг.) — основатель и великий хан Монгольской империи. Объединив монгольские племена, около 1190 г. провозглашён ханом с личным титулом «Чингис», а в 1206 г.—всемонгольским ханом. Провёл военно-административную реформу, составил свод законов и др. Покорил енисейских кыргызов, уйгуров, карлуков (1207—11 гг.) и др., завоевал государство Цзинь (Северный Китай, 1211—15 гг.), Среднюю Азию; вторгся в Персию, Закавказье, на Северный Кавказ, в степи Северного Причерноморья. По словам Чингисхана, не меньше года потребовалось бы кому-либо, чтобы пересечь его империю из конца в конец и вернуться обратно. Походы Чингисхана сопровождались опустошениями и гибелью целых народов.  

Детство и юность.

В 1155 году в бескрайней монгольской степи  на берегу реки Онон у Есугей-багадура, главы небольшого кочевого рода Кият-Борджигин, родился первенец. Его рождение совпало с успешным набегом на соседей-кочевников, в ходе которого был пленен их предводитель Те-му-чэн. Чтобы надолго закрепить у сородичей память о военном успехе, Есугей-богадур назвал сына Тэмуджином (Темучином). Никто тогда не мог предположить, что через несколько десятилетий это имя будет наводить ужас на народы двух континентов, а его обладатель создаст крупнейшую в мире империю.  
 
В 9 лет мальчик остался сиротой. И он, и его родственники считали, что Есугей-багадур был отравлен татарами. И с этого возраста Тэмуджин стал готовиться отомстить убийцам отца. Он еще не представлял, какой будет его месть, но знал, что она будет крайне жестокой. Из-за малолетства его не признали главой рода, и бывшие подданные отца откочевали к другим степным владыкам, угнав почти весь принадлежащий семье скот.

Монгольская кавалерия в бою. Персидская миниатюра

Для Тэмуджина, его матери и братьев Бэктэра и Хасара начался период лишений и тяжелых испытаний. Оэлун-экэ, мать будущего «потрясателя вселенной», была женщиной энергичной и умной. Монголо-китайская хроника «Юань-чао би-ши» (Сокровенное сказание) отмечает, что она воспитывала сынов на героическом эпосе и постоянно внушала им, что со временем они станут великими воинами и вернут семье прежнее положение. Ее пророчества сбылись очень скоро. Но до этого семье пришлось познать и жестокую нужду, и унижения.

Таким Чингисхана изобразил древний китайский  художник

Отрочество  Тэмуджина прошло в суровой борьбе за выживание. Помощи ждать было неоткуда, да и не принято было у монголов заниматься «благотворительностью». Уже в этот период у будущего полководца проявились стремление к верховодству любой ценой и пренебрежение к чужой жизни. Так, в пылу детской ссоры он убил брата Бэктэра, причем, как отмечается в «Сокровенном сказании», послал стрелу ему в спину. 
 
Отношения с соседями даже в бескрайней степи не всегда складываются просто. Тэмуджин уже в молодости умудрился чем-то так «насолить» родственному племени тайчиутов, что они напали на его стойбище. Удивительно, но тайчиуты не тронули небогатого имущества, а только захватили Тэмуджина и увезли его к себе, надев на подростка колодки. Чем были вызваны столь «мягкие» действия, историки все-то спорят. Вероятно, Тэмуджина просто хотели жестоко «повоспитывать», но не наносить ему серьезного вреда. Это косвенно подтверждается и тем, что из плена он сумел бежать, а тайчиуты не стали его преследовать, видимо решили, что нахождение в колодках свою «воспитательную роль» сыграло. Знали бы они, что за это «воспитание» он впоследствии жестоко отомстит их вождю Таргутаю.
 

Монгольский лучник. Персидская миниатюра

Возможно, именно эти суровые испытания, выпавшие на долю молодого Тэмуджина, закалили его характер и волю, подготовив его к серьезной взрослой жизни. В 17 лет Тэмуджин женился на дочери степного феодала Дай-Сэчэна, которую в свое время ему сосватал отец, и стал восстанавливать связи с влиятельными родственниками. Обещаниями и хитростью, а порой и силой он начинает собирать вокруг себя бывших подданных семьи. У него складывается круг друзей и единомышленников, многие из которых впоследствии стали известными полководцами. Их привлекали в юном Тэмуджине качества, которые со временем должны были превратить его в крупного вождя.

Темучин провозглашается Чингис-Ханом группой аристократии

 

В результате военных успехов и создавшейся  репутации Темучина как идеального степного правителя "люди стекались к его девятихвостному знамени уже не семействами или десятками, а сотнями... Он собрал около себя двор, правда, без мергенов и советников, но составленный из людей воинственного духа и глубоко ему преданных"

Так как  вокруг Темучина теперь собралась большая часть монгольских вождей с их людьми, то они, обсудив это дело на собрании, единогласно признали момент соответствующим для провозглашения его ханом-императором. Самые знатные из участвовавших в этом собрании представителей степной аристократии - Алтан, Хучар и Сэчэ-беки, не пожелавшие выставлять, своих претензий на сан хагана, чтобы не перебивать кандидатуры избранника огромного большинства - Темучина, после состоявшегося решения объявили ему об этом от имени собрания в следующих выражениях:

"Мы  хотим провозгласить тебя хаганом-императором. Когда ты станешь хаганом, то в битвах с многочисленными врагами мы будем передовыми, и если полоним прекрасных девиц и жен, то будем отдавать их тебе. В облавах на зверей мы будем выступать прежде других и пойманных зверей будем отдавать тебе. Если мы в ратных боях преступим твои приказы или в спокойное время повредим делам твоим, то ты отними у нас жен и имущество и покинь нас в безлюдных пустынях".

"Так  поклялись они, - продолжает "Сокровенное  Сказание", - и провозгласили Темучина хаганом и нарекли его Чингисом".

Если  примем во внимание, что среди монгольской  аристократии того времени существовали титулы "багадур" (для физически сильных, храбрых), "сэчэн" (для мудрых), то имя Чингис, данное Темучину, вполне соответствует своему всестороннему значению, так как Темучин помимо своих выдающихся физических качеств, о которых упоминалось в предыдущих главах, был одарен редким умом, твердой волей, военным и организаторским талантами, красноречием; совокупность всех этих качеств в одном человеке можно определить одним словом "чингис".

Разносторонностью своих дарований Чингис-хан из исторических личностей ближе всего  подходит к Юлию Цезарю, но военный  гений в нем превалирует над  всеми другими способностями: он всю жизнь, с 10 до 72 лет, провел на коне и умер в походе.

Объединение отдельных племен в один монгольский народ

Первую  цель, которую поставил Чингис-хан   - образовать Единую Монгольскую Державу. В осуществлении этого,  Чингис-хан с самого начала проявил огромный организационный талант.

Его ставка стала истинным центром зарождающейся  великодержавности. Для связи, для  передачи его приказов в народ  он организовал отряд верховых, по нашей терминологии ординарцев или  курьеров, которые "как стрелы" разлетались во все подвластные  земли. В степном государстве, при  отсутствии современных понятий  о почте, телеграфе и железных дорогах, организация таких конных курьеров являлась чрезвычайно разумным нововведением, еще нигде до Чингис-хана не практиковавшимся, по крайней мере, в таком крупном масштабе; позднее  эта организация была введена  во всей Монгольской державе, получив  дальнейшее развитие в виде учреждения сети "ямов" - ямских станций, являвшихся, с одной стороны, этапами для  передачи и дальнейшего препровождения почты, а с другой - подставами для  должностных лиц и курьеров, которым  были доверены особо важные письменные или словесные распоряжения и  сношения. Когда монархия Чингис-хана получила характер Мировой Империи, распространившись и на Россию и  Китай, сеть ее линий сообщений обратилась в огромное государственное учреждение, обслуживавшее не только правительственные, но и частные потребности в  сношениях, что открыло доступ в  сердце Монголии путешественникам даже из далекой Европы: Плано Карпини, Рубруку и Марко Поло. Чингис-хан хотел доставить торговле такие удобства и такую безопасность, чтобы можно было, как он выражался, во всей его империи носить золото на голове, как обыкновенные сосуды, не подвергаясь ни грабежу, ни притеснениям.

Вся Империя  покрылась густой сетью таких  почтовых линий. "Ям" исполнял одновременно функции современных телеграфа, рельсовых путей и почт. Подробное  описание ямов дает Марко Поло. По его  сведениям, почтовую службу несли в  Империи (в XIII веке) до 300000 лошадей. Почтовых зданий, обставленных с большой роскошью, имелось более 10000. На некоторых бойких станциях содержалось по 400 лошадей  на каждой. На прочих число это колебалось от 50 до 200. Сообщения происходили  не только верхом, но и на колесах; езда на ямщицких телегах обязательно  производилась с колокольчиком  для предупреждения яма о приближении  ямщицкой телеги во избежание задержки в подаче свежих лошадей.

В то время  как Чингис-хан деятельно работал таким образом по сплочению своего молодого государства, враги его не дремали. Джамуха сумел приобрести среди подвластных ему вождей племен такое значение, что они, собравшись однажды (около 1201 г.) на берегу реки Аргуни, провозгласили его "Гурханом", что значит "Всенародный хан"; это было прямым вызовом Чингис-хану.

Чингис-хан  со свойственной ему осторожностью  обеспечил себя поддержкой со стороны  своего союзника Ван-хана; после этого  он выступил в поход и в 1202 г. нанес  своему бывшему названому брату  и его союзникам, меркитам решительное поражение. Джамуха бежал; подвластные ему роды подчинились победителю.

Несмотря  на поражение Джамухи, враждебная монгольскому монарху коалиция не только не распалась, но и усилилась новыми членами; на этот раз наиболее деятельным ее участникам удалось втянуть в свою орбиту и колеблющегося Ван-хана, действительно с опасением следившего за постепенным усилением своего союзника и соперника.

Выступление против него Ван-хана оказалось для  Чингисхана неожиданностью. Нападения  врасплох ему удалось избежать только благодаря случайности: о приближении  рати Ван-хана и его союзников  он был предупрежден двумя пастухами. Это дало ему возможность построить  свое войско к бою, но на стороне  врагов оказалось численное превосходство, так как у Чингис-хана в строю  имелось всего лишь 4600 воинов.

Чингис-хан  понял, что для решительной победы над Ван-ханом необходимо собрать  больше сил; поэтому он после боя  предпринял отступление, подкрепляя коней  подножным кормом, и давая отдых  воинам; во время этого отхода войско его усиливалось подходившими подкреплениями. Чтобы выиграть еще больше времени, он пытался вступить с Ван-ханом  в переговоры, притворно выражая  ему свою сыновнюю покорность, напоминая  о своих прежних услугах и  предлагая заключить мир.

На эти послания Ван-хану и Алтану с Хучаром ответил Чингис-хану от имени их Сэнгум: "Будем сражаться; кто из нас одержит верх - будет ханом", и приказал: "Выступить с войском, распустить знамена, бить в барабаны, вывести скакунов, чтобы сделать наступление и направиться на Чингисхана".

Получив такой  ответ, Чингис-хан собрал совет, на котором  большинство высказалось за продолжение  борьбы с Ван-ханом. Тем временем ему удалось привлечь к себе несколько  новых союзников.

Итак, новый  бой был неизбежен. Чтобы дать его в наиболее выгодных условиях, Чингис-хан пустился на хитрость.  Хитрость вполне удалась, доверенные люди Ван-хана , были схвачены Чингис-ханом и, вероятно, по жестокому обычаю того времени, под пыткой или угрозой таковой открыли Чингис-хану во всех подробностях положение кераитской рати. Оказалось, что она пребывает в состоянии полной беспечности, а в ставке Ван-хана идут нескончаемые пиры.

Чингис-хан  быстро выводит свое войско из засады, форсированным маршем подходит ночью  к неприятельскому лагерю, окружает его вместе со ставкой вождя и, несмотря на оказанное упорное сопротивление, наносит врагу на этот раз решительное  поражение. Ван-хану с сыном, обоим  раненным, удалось бежать с малой  свитой, а большинство из его людей, оставшихся в живых, победитель забрал себе. Ван-хан бежал в страну найманов, но в скором времени был там убит; несколько времени спустя такая же судьба постигла его беспокойного сына Сэнгума. Это произошло, по Санан-Сэчэну, в 1196 г.

В течение  трех лет, прошедших после побед  над Ван-ханом, он со своими закаленными  в боях воинами успел глубоко  проникнуть в земли найманов и уйгуров, двух народов более высокой сравнительно с монголами культуры, из коих найманы к концу XII века достигли значительной степени могущества .

Предлог для открытия похода против найманов доставил ему сам государь найманский Таян-хан, который, обеспокоенный растущим могуществом властелина монголов, надумал весной 1204 г. заключить с государем племени онгутов, живших близ Великой китайской стены, Ала-Кушем наступательный союз против Чингис-хана.

Но Ала-Куш, веря больше в восходящую звезду Чингис-хана, чем в сомнительное счастье Таян-хана, счел за лучшее о полученном им предложении довести до сведения Чингисхана. Последний собрал курултай, на котором решено предупредить Таян-хана нападением. Для похода все уже было готово: рать Чингис-хана вторглась в страну найманов, занимавшую район Алтайских гор. 16 июня 1204 г. произошло генеральное сражение, в котором Чингис-хан лично руководил своим войском, поручив начальствование над его центром своему брату, силачу Джучи-Хасару. Найманское войско было разбито наголову. Таян-хан погиб в сече.

Информация о работе Государство Чингисхана