Государственное устройство и внешняя политика империи Джучид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2010 в 19:22, Не определен

Описание работы

Введение
Глава первая
Государственное устройство империи Джучидов
1.1 Образование государства Улус Джучи
1.2 Государственный административный аппарат
Глава вторая
Внешняя политика империи Джучидов
2.1 Военно-политическая география империи
2.2 Международная торговля как аспект внешней политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

государственное устройство и внешняя политика империи Джучид.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

  Беклерибек  заведовал всеми военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д. Он являлся главнокомандующим всей армией, о чем говорят титулы «вождь ратей, предводитель войск» и «меч повелителя правоверных». Видимо, золотоордынские ханы со временем отошли от непосредственного руководства в военных действиях (за исключением особо важных кампаний, требовавших участия огромных армий, например войны с Тимуром), превратившись из военачальников в «чистых» монархов. Юридически хан, конечно, оставался главой армии, но командовал ею по его поручению беклярибек. В подвластных областях правили представители центральной администрации, наместники хана — баскаки, а также даруги, которые ведали сбором налогов и следили за своевременным выполнением других повинностей. В ханских ярлыках упоминаются и более мелкие должности, в том числе ильчи (посол), тамгачи (таможенник), ямчи (ямщик, почтовик) и другие.

  Во-вторых, беклярибек ведал дипломатическими сношениями с другими государствами, осуществляя функции министра иностранных дел. Это подтверждается сообщением источников о том, что иностранные послы после официального представления хану собирались для решения практических дел у беклярибека Ногая.127 В другом источнике говорится, что прибывшие в Египет золотоордынские послы действуют согласно инструкции, данной им беклярибеком Кутлуг-Тимуром.128 Соединение в лице беклярибека должностей командующего армией и министра иностранных дел вполне отвечало духу времени, так как в ту эпоху войны и военные союзы между государствами были основным стержнем внешнеполитической деятельности любой страны.

  Особый  интерес представляют титулы беклярибека  «ученый, правосудный», которые наводят  на мысль о причастности его к  судебно-правовой функции государства.

  Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингиз-хана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингиз-хана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

  Таким образом, при организации административно-политического  устройства огромной многонаселенной территории перед монголами возник ряд задач, разрешение которых требовало довольно часто отказа от привычных кочевнических традиций. Однако структура административного деления и государственного управления Золотой Орды сохранила военно-феодальную сущность, заключенную в новые формы лишь чисто внешне.

 

   Глава 2 Внешняя политика империи  Джучидов

  2.1 Военно-политическая география империи 

  Написание истории золотоордынского государства и его международных связей предполагает учет государственных, геополитических и экономических интересов Улуса Джучи.

  Эти вопросы привлекли внимание уже первых исследователей Золотой Орды. Некоторые стороны данного вопроса исследованы достаточно хорошо и по отдельным аспектам обозначен основной круг проблем.

  Очень важно рассмотреть международную жизнь золотоордынского государства в период его становления.

  Улус Джучи появился в результате завоеваний. Поэтому, говоря о его международных связях, нужно учесть, что в начальный период становления золотоордынского государства, его участие в мировой геополитике определялось военным фактором. Поэтому отношения джучидов с другими государствами до 1242 г. носят в большей степени военный характер.

  Поскольку джучиды свои завоевания вели в западном направлении, то первыми «партнерами» их внешней политики можно назвать те государства, которые не вошли в состав Улуса Джучи. Это Болгария и Сербия, Латинская и Никейская империя, Венгрия, Польша и Священная Римская империя германской нации. Здесь государство джучидов выступает как агрессор, завоеватель.

  С 1242 по 1269 г. Золотая Орда ведет активную внешнюю политику. Вместо Запада, который перестает интересовать джучидское правительство, на первый план выходят восточные и южные направления. Джучиды активно участвуют во внутримонгольской политике, где главным был вопрос о разделе наследства Чингиз-хана, со всеми своими аспектами. Естественно, это было очень важно для джучидов. Новообразованные монгольские улусы были самыми сильными государствами в Евразии. Джучиды не могли сразу объявить о своей независимости. Это нужно было оформить юридически с обоюдными признаниями. Поэтому до 1259 г. золотоордынское правительство активно сотрудничает с центральной властью в Каракоруме.

  Приоритетным направлением во внешней политике джучидов было стремление иметь как можно больше влияния на верховного хана. Так как именно верховный монгольский хан был индикатором изменений в мировой геополитике. А с 1259 по 1269 г. золотоордынское правительство главным приоритетом во внешней политике видела в юридическом оформлении своей власти и официального признания своей независимости. Главным направлением во внешней политике Золотой Орды в этот период также оставались монгольские государства.

  Военная мощь позволяла джучидам диктовать свои условия внешнему миру. По территории Золотой Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. В сферу военных, политико-экономических и культурных связей и интересов татарских правителей оказались вовлечены многие народы Евразии.

  Естественно, в этот выделенный нами третий период и далее происходит налаживание связей и со старым миром – с европейскими государствами, с Византией, даже со Скандинавскими странами. Но это направление за весь период существования золотоордынского государства никогда не было определяющим. Запад для татарской внешней политики всегда был второстепенным. В международных связях Золотой Орды в ее начальный период были важны два направления, которые сохраняли свою актуальность до конца XIV в. Первое – это монгольские государства, второе – держава мамлюков с центром в Египте.

  Сыновья Джучи и Тули в 1251 г. совместно участвовали в возведении на трон Менгу-хана, однако вскоре после завоевания Багдада и образования государства хулагуидов ситуация изменилась. Противоречия между ними перешли в открытую вражду, поскольку Хулагу стал ханом и тех стран, которые раньше находились под контролем Бату-хану, который на правах соправителя Монгольской империи ведал вопросами этой части территории империи. Ал-Омари пишет, что Золотая Орда имела политическое влияние над странами Передней Азии, что область Хамадан принадлежал Бату и что с этими странами у них имелись договора6. Поэтому джучиды и противились новому походу, особенно завоеванию Багдада.

  По отношению к монгольским государствам, начиная с хана Берке, проводится агрессивная политика. Империя Юань не признается, а улус Чагатая и ильханы испытали на себе завоевательную политику джучидов. Когда власть в Улусе Джучи перешла к Берке-хану, Хулагу стал действовать независимо от него. В дальнейшем, в ближайший век хулагуиды становятся главными противниками в золотоордынской внешней политике.

  Еще в 20–30-е г. XIII в. монголы воевали в Закавказье и Северном Иране. Многие правители присягнули им на верность. После этого началось завоевание Малой Азии. В 1243 г. монголы разгромили Сельджукский султанат и вторглись в Сирию7. Сельджуки, Киликийская Армения и Трапезундская империя стали зависимыми от монголов8.

  В 1240–1250-е гг. многие государства Закавказья находились в вассальной зависимости от Монгольской империи, однако эта зависимость была еще окончательно неопределенной. Кто будет управлять этими территориями? Наместники джучидов или прямое управление из Каракорума? По сути, здесь вариантов может быть только два. Это или центральная власть в Каракоруме, или Улус Джучи. Известно, что Бату-хан давал жалованные грамоты и ярлыки султанам Рума, Сирии и других стран Малой Азии9. В 40-е гг. XIII в. в зависимость от монголов попали и грузинские правители. При этом делами в Грузии ведали как великие ханы, так и ханы Улуса Джучи. По завещанию Чингиз-хана джучидам должны были принадлежать все земли Дешт-и-Кыпчака «от границ Каялыка до отдаленнейших мест Саксина, Хазара, Булгара», «вплоть до тех мест, куда достигнет копыто татарской лошади»10. Ал-Омари сообщал, что по завещанию Чингиз-хана к Улусу Джучи должны были быть присоединены Арран, Тебриз, Хамадан и Мерага. Он указал, что Дербент и Баку с областью Ширван входят в состав Улуса Джучи.

  Политическое влияние и связи джучидов в Закавказье, Иране и Малой Азии в период единства империи были значительными, что признавалось и в Каракоруме. Бату был наиболее авторитетным и старшим в роде чингизидов. А Менгу-хан являлся его ставленником12. Он еще при жизни Бату-хана назначил Хулагу предводителем похода «в страны земли Иранской». Однако из-за противодействия джучидов, начался этот поход только после смерти Бату-хана.

  На всемонгольском курултае 1251 г. было решено завершить завоевание Багдадского халифата, где в это время правил халиф ал-Мустасим. Для похода было собрано войско от всех улусов, в том числе и из Улуса Джучи: из расчета по два воина из каждых десяти. Завоевание Ирана длилось два года, а в 1258 г. был завоеван Багдад, а халиф казнен. Но дальнейшее продвижение монголов на запад остановили мамлюки, разбив их в 1260 г. при Айн Джалуте.

  На завоеванных территориях Хулагу основал новое государство, столицей которого вначале был город Мерага, а затем – Тебриз. Хубилай-хан, желая спровоцировать его на борьбу с джучидами, в 1263 г. признал Хулагу «государем от реки Аму до крайних пределов Сирии и Египта». Военное противостояние золотоордынцев и ильханов продолжалось на протяжении почти ста лет, практически до гибели хулагуидского государства.

  После того, как взаимоотношения между Берке-ханом и Хулагу ухудшилась, часть войск Улуса Джучи ушла к египетским мамлюкам, а часть вернулась в Дешт-и-Кыпчак.

  С этого времени мамлюки и становятся главными союзниками татар во внешней политике. Все эти направления внешнеполитического характера были заложены во времена правления хана Берке. Еще когда Золотая Орда не стала независимым государством, налаживаются дружественные отношения с Египтом, которые продолжались до конца XIV в. Они обменивались посольствами и в целях «защиты ислама» объявляли войны против хулагуидов.

  Мы считаем, что причин сближения Золотой Орды с мамлюками было неколько.

  Прежде всего, это вражда Хулагу с Берке-ханом. Арабский историк аз-Зехеби сообщает, что «одною из главных причин возникновения войны, происшедшей между ним [ханом Берке. – И. М.] и Хулаку, было умерщвление (последним) халифа».

  Вторая причина, которая также отмечается многими исследователями, это то, что мамлюки были выходцами из Дешт-и-Кыпчака и поэтому хотели иметь тесные связи со своей прежней родиной. Третья причина складывается из целого комплекса факторов. Берке-хан был мусульманином, и в Улусе Джучи опирался на мусульманское духовенство и купечество. При нем основную часть армии составляли тюркские племена, в основном кыпчаки. Джучидов, не будь они активными государствостроителями, ждала бы другая участь.

  Во-первых, остальные чингизидские роды были настроены враждебно к потомкам Джучи. После смерти Менгу-хана джучиды не смогли ладить ни с одним домом чингизидов. Этим и объясняется их агрессивная политика по отношению к этим улусам.

  Во-вторых, джучиды и пришлые с ними монголы были весьма малочисленны среди тюрков Дешт-и-Кыпчака. А ведь джучиды пришли сюда как завоеватели. Поэтому они должны были пойти на определенные уступки автохтонному населению и стать ее представителями в международной политике, выражая экономические и политико-культурные интересы уже местной географической зоны. В-третьих, мамлюки добились реставрации Аббасидского халифата, уничтоженного в результате завоеваний Хулагу. Как известно, против завоевания территории халифата и в дальнейшем казни халифа, активно выступал Берке.

  Нам представляется, что Берке-хан хотел, чтобы халиф мусульман жил в его государстве. Но последний багдадский халиф ал-Мустасим был казнен. В это время великим ханом был Менгу, и Хулагу действовал от его имени. У Берке не было возможности противостоять Хулагу. После смерти Менгу-хана джучидам пришлось участвовать во внутримонгольских распрях, а в это время, в 1260 г., мамлюки успели восстановить Аббасидский халифат.

Информация о работе Государственное устройство и внешняя политика империи Джучид