Горная промышленность Урала в XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 11:42, реферат

Описание работы

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые «чудские копи». Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

                    Уральский государственный горный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

     Реферат по истории на тему:

«Горная промышленность Урала в XVIII в».

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

                                                            

 

 

Студент:

Преподаватель:                 

Группа: МД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2009

Введение.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые «чудские копи». Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода.

Возникновение первых домниц Урала относится к XVII веку. Сведения об общей истории индустриального развития уральской промышленности собраны и представлены в разнообразных старинных источниках, например, в «Писцовых книгах», правительственных донесениях того времени, мемуарах и легендах. Именно эти материалы свидетельствуют о том, что в начале XVII века заселен был лишь Северный Урал: Соликамский, Чердынский, Верхотурский уезды, а Средний и Южный Урал стал заселяться значительно позднее. Будущие заводы возникали из слобод и острогов (деревянных укреплений), становясь со временем уездными городами.

Различные аспекты истории горнозаводской промышленности Урала XYIII в. - главного явления экономической жизни края, уже давно и плодотворно разрабатываются российскими исследователями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие промышленности Урала в первой половине XVIII века.

Исследователи, изучающие историю экономики России, обычно высоко оценивают состояние Уральской промышленности XVIII века, в частности металлургии. При этом не всегда подчеркивается, что даже в конце XVII века картина была совсем другой. На Урале имелось тогда несколько «заводов», где железо плавилось прямо из руды в горнах и домницах сыродутным способом. Эти плавильни были малопродуктивными и недолговечными.

Первую четверть XVIII века называют эпохой преобразований Петра I. Его новаторская деятельность положительно сказалась на развитии горнозаводской промышленности на Урале. В это время Урал стал важным центром развивающегося в стране горного дела и металлургии. Залежи железа и меди в этом регионе были несравненно богаче и качественнее, чем в центре страны. Вскоре промышленное производство почти полностью переместилось на Урал, чему способствовали лесные и рудные богатства, а также наличие дешёвой рабочей силы. Развитие внутреннего рынка и Северная война требовали много металла, поэтому нужно было спешить с созданием новых металлургических заводов.

Присланные в Москву в 1696 году верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым. После этого в 1699 году было начато строительство казённого Невьянского чугунно-плавильного и железоделательного завода. Из первого же полученного железа Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их царю и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова, с той поры Н. Д. Антуфьев и его потомки получили фамилию Демидовых. Затем стали основываться и другие доменные заводы.

Однако, долгое время государство плелось в хвосте блестящих успехов Никиты и Акинфия Демидовых. Казенные железоделательные заводы Алапаевский, Уктусский и Каменский работали плохо. В 1722 г. власти даже хотели сдать последний в аренду частным лицам - вот до какой степени он был в упадке. Чтобы разобраться с ситуацией на казенных предприятиях, Петр I в 1720 г. отправил на Урал капитана артиллерии Василия Татищева, историка и будущего преемника Кирилова в Башкирии. Но Татищев только поссорился с Демидовыми. Впрочем, основной задачей его миссии была организация выплавки меди на казенных землях, однако Татищев ограничился разработкой достаточно сложного, но так и нереализованного проекта передачи в аренду частной компании залежей меди у границ с Башкирией.

При Татищеве были построены многие казённые уральские заводы:      Верхне-Уктусский – Елизаветинский (1722 – 1726), Егошихинский (1723), Екатеринбургский-Исетский (1723), Лялинский (1723), Полевской (1722 – 1725), Северский(1734), Висимский (1735), Мотовилихинский (1736) и др. При заводах возникали населённые пункты, послужившие основой уральских городов.

Наиболее значительна роль Татищева в строительстве Екатеринбургско-Исетского железоделательного и Егошихинского медеплавильного заводов, что позволяет считать В. Н. Татищева одним из основателей Екатеринбурга и Перми, крупнейших областных центров Урала. Он является также основателем Оренбурга и Челябинска.

Первые металлургические заводы появились на восточном склоне Среднего Урала, который можно назвать колыбелью металлургической промышленности Урала. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве.

Уже в тридцатые годы XYIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим районом страны. На западном склоне Урала стали образовываться медеплавильные заводы. С пятидесятых годов XYIII века горнозаводская промышленность появилась и на Южном Урале. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление казённой горнозаводской промышленностью.

В первой четверти XYIII века возникает идея о создании специального учреждения, которое будет курировать горнозаводскую промышленность всей России.

И.Ф. Герман указом от 20 ноября 1801 г. был назначен на должность главного начальника Екатеринбургского горного начальства и Екатеринбургской монетной экспедиции. Подробное руководство к действию он получил в утвержденной 16 января 1802 г. инструкции ГАСО, состоявшей из 24 пунктов. Первым делом было необходимо принять у своего предшественника А.С. Ярцова «…Канцелярию главного заводов Правления с принадлежащими к ней местами и заводами, которые от Екатеринбургского горного начальства зависеть должны…», а также и Монетную экспедицию.

Главному начальнику предписывалось упразднить Канцелярию главного заводов Правления и открыть горное начальство «о двух департаментах». Причем оба департамента находились под непосредственным руководством главного начальника, и ни одно решение не имело законной силы без его одобрения. Кроме этого, к исключительной компетенции Главного начальника относились все кадровые вопросы. В третьем пункте инструкции перечислялся круг предприятий 1 Департамента ЕГН, в чье ведомство переходили «…казенные заводы со всеми к ним принадлежащими чиновниками, мастеровыми и рабочими людьми, казенным строением, рудниками, машинами, землями, водами и прочими угодьями…» ГАСО.

Таким образом, в управление 1 Департамента переходили восемь казенных предприятий:

1. Екатеринбургский железоделательный  и медеплавильный завод;

2. Золотые промыслы вместе с  золотопромывальными заводами (Березовским, Пышминским, Уктусским и Екатеринбургским);

3. Каменский чугуноплавиленный  и пушечный;

4. Нижне-Исетская стальная фабрика;

5. Уткинская казенная пристань  с пильной мельницей;

6. Миасский золотопромывальный  завод;

7. Миасский медеплавильный завод;

8. остановленный Вознесенский завод.

Кроме того, к ведомству 1 Департамента должны были относиться и новые казенные предприятия. Четвертый пункт инструкции касался 2 Департамента ЕГН, в ведомство которого переходили все частные заводы на территории Пермской, Оренбургской, Вятской, Казанской и Тобольской губерний.

14-й пункт инструкции поднимал  вопрос о причинах довольно медленного строительства Нижне-Исетской стальной фабрики. В этом и предлагалось разобраться новому главному начальнику. 15-м пунктом регламентировалось сырьевое обеспечение предприятий. Главный начальник должен был контролировать бесперебойное снабжение заводов рудой, дровами, углем и провиантом. Сырьевой запас на заводах должен был обеспечить работу предприятий на два года. Кроме того, на рудниках должна была быть готова к вывозу руда в количестве, необходимом еще на один год. Что касается обеспечения провиантом, то для того, чтобы предотвратить казенные издержки в случае роста цен, предлагалось устроить при заводах хлебные магазины с двухгодичным запасом.

В инструкции утверждался статус Горного совета, как института, где определялся годовой объем добычи руды, выплавки металла и других работ. Исходя из предложений администрации заводов и рудников, на Горном совете утверждалось положение, которое одновременно являлось и уведомлением Берг-коллегии о планируемом объеме выпускаемой продукции, о примерном потоке налоговых поступлений с партикулярных заводов и необходимом финансировании на следующий год.

Таким образом, положения инструкции регламентировали деятельность Главного начальника и учреждений, находящихся в его подчинении. Характерной особенностью этого документа является сочетание подробных наставлений по принципиальным вопросам, касающимся структурного построения Уральского горного управления, и наделение Главного начальника широкими полномочиями в сфере производства и кадровой политики. Усиление власти Главного начальника соответствовало укреплению единоначальных и ослаблению коллегиальных форм управления. Именно эта тенденция и закреплялась положениями инструкции Главному начальнику.

В первой четверти XYIII в. Была осуществлена общая теоретическая подготовка к проведению реформы центрального административного аппарата России (1718-1720). Опубликованная 10 декабря 1719 г. Берг привилегия Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), т. Y , № 3464 , с. 760. являлась плодом большой творческой работы и коренной переделки проектов с целью их приспособления к русским условиям и стала важнейшей вехой в истории горного законодательства России.

Горный манифест перечислял ряд конкретных мероприятий, которые должны были помочь промышленникам реализовать полученные привилегии. К ним относилось учреждение Берг-коллегии и запрещение представителям местной администрации вмешиваться в рудокопные дела. Осуществление намеченной Берг привилегией промышленной программы возлагалось на «особливой Берг-коллегиум», находившийся в Санкт-Петербурге, и определенных от него берг-офицеров в Москве, Сибири и Казани. Берг-коллегия, как учреждение, курировавшее отрасли, пользовавшиеся особым попечительством Петра I, осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой путем приписки к ним государственных крестьян, а также должна была «ведать рудокопными заводами и прочими ремеслами».

В августе 1719 г. Берг- и Мануфактур-коллегии обнародовали перечень ремесленников, которым надлежало зарегистрироваться в коллегии. Основные обязанности Берг-коллегии были изложены в Берг привилегии. Определяющим признаком подведомственности предприятий и предпринимателей являлась разработка полезных ископаемых: металлов и руд.

В истории первых уральских домниц значительное место занимает личность голландца де Геннина, соратника Петра I, организатора государственной промышленности России. В течение 12 лет, с 1722 года, он возглавлял горную промышленность Урала и Сибири, реконструируя старые и возводя новые заводы. Опытный исполнитель воли Петра I, В.И. де Геннин за один сезон построил Екатеринбургский завод, ставший одним из крупнейших в Европе. Переехав на Урал из Олонецкой губернии, где он был управляющим заводов, Геннин вывез оттуда множество мастеров «для строения заводов на время». Труды Геннина (переписка, дневники, «Описание уральских и сибирских заводов») стали по-настоящему «первым руководством по горному металлургическому производству, написанным на русском языке и применительно к опыту русской промышленности» («Описание...») А сохранившиеся производственные сметы Геннина только по Екатеринбургскому заводу свидетельствуют о нем как о выдающемся организаторе - чистая прибыль по отношению к начальным затратам капитала составляла 200 процентов! Не случайно современники называли его «не только творцом оных (заводов), но и законодателем».

Хозяином крестьян, приписанных к казенным заводам, было государство. Вместо того, чтобы обрабатывать «государеву землю» или землю, сданную в аренду, многие крепостные превращались в рабочих.

До массового перехода предприятий в руки партикулярных лиц численность приписных крестьян на казенных заводах значительно превосходила число крестьян на частных заводах. Геннин приводит такие цифры:

Екатеринбургские заводы - 4774 души;

Сысертский завод - 3510 душ;

Каменский завод - 7051 душа;

Алапаевский завод - 5112 душ;

Лялинский завод - 412 душ;

Пыскорский завод - 4070 душ;

Егошихинский завод - 735 душ.

К середине XVIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота (в 1753 г. был построен Березовский золотопромышленный завод; в 1763 - Пышминский золотопромывальный завод).

 

 

 

 

 

Передача казённых заводов в частные руки.

В 1736 г. в управлении горнозаводской промышленностью произошли существенные преобразования. Государственная Берг-коллегия была упразднена, а управление «горною частию» было передано в руки Генерал Берг-директориума, который учреждался на правах коллегии, не был подотчетен Сенату и зависел непосредственно от императора. Во главе его встал президент, генерал Берг-директор Шёмберг, вызванный фаворитом императрицы Бироном из Германии. При нем коллегиальное управление сменилось единоначалием, а фактически полным и безграничным самовластием генерал Берг-директора. При таких обстоятельствах стали возможными злоупотребления Шёмберга, что отразилось и на положении дел в горнозаводской промышленности Урала.

Информация о работе Горная промышленность Урала в XVIII в