Германский вопрос на Венском Конгрессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2017 в 22:28, реферат

Описание работы

Германский вопрос должен был решится на Венском конгрессе в числе других проблем послевоенного устройства.
В связи с этим в данной работе я ставлю следующие задачи:
Рассмотреть решения Венского конгресса по Германскому вопросу и их последствия
Выявить какие пути объедения Германии в единое государство существовали после образования Германского союза

Файлы: 1 файл

Объеденение Германии.docx

— 37.79 Кб (Скачать файл)

 Введение

Германия в начале XIX в. по-прежнему состояла из множества фактически независимых государств, каждое из которых имело свою таможенную систему и органы управления, свое законодательство и различную систему мер и весов. Правительства этих государств в области внешней и внутренней политики исходили в первую очередь из собственных интересов. Все вместе эти государства составляли Священную Римскую Империю – достаточно рыхлое объеденение, главой которого был Австрийский император1.

Положение дел изменилось в результате Наполеоновских войн. После разгрома Австрии Бонапарт ликвидировал Священную Римскую Империю заставив  Франца II отказаться от титула императора Священной Римской империи германской нации.  На её месте возник Рейнский союз. Формально он был  союзом монархий, сохранявших свой суверенитет, но фактически их отношения с Наполеоном строились на сюзеренно-вассальных отношениях протектората2.

После разгрома в 1814 году Наполеона Рейнский союз был распущен. В результате чего снова встал вопрос о государственном устройстве Германии.

Необходимость её объеденения в какое либо политическое образование понимали как страны – победительницы не желавшие видеть очаг напряжённости в центре Европы, коей обязательно стала слабая раздробленная Грмания, так и сами немцы которые к тому времени осознали своё национальное единство и желавшие создания единого сильного Германского государства3.

Германский вопрос должен был решится на Венском конгрессе в числе других проблем послевоенного устройства.

В связи с этим в данной работе я ставлю следующие задачи:

  • Рассмотреть решения Венского конгресса по Германскому вопросу и их последствия
  • Выявить какие пути объедения Германии в единое государство существовали после образования Германского союза

Для решения поставленных задач я использовал такие научные труды как: 5т Истории Европы4,  в котором, в том числе,  дается характеристика Германии на различных этапах объединения, а также анализируются основные проблемы создания единого государства. История 19 века под редакцией Э Лависса и А Рамбо5 в которой так же затрагивается проблема образования единого германского государства. «Германская история в Новое и Новейшее время»6, где подробно описывается положение страны в изучаемый период. Работа И.С. Галкина «Создание Германской империи 1815-1871 гг7.» , в которой наиболее подробно из представленной в данной работе библиографии рассматриваются возможные пути объединения Германской империи. Совместная книга нескольких авторов «Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г8» где даётся характеристика Германии в изучаемый период. А также труд французского историка А. Дебидура «Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878)9» , позволившая охарактеризовать решение германского вопроса на Венском конгрессе.

 

 

 

 

 

Глава I. Германский вопрос на  Венском Конгрессе.

 Создание Германского союза.

Венский конгресс (1814–1815), завершивший эпопею наполеоновских войн, был посвящен самым разным проблемам политического переустройства Европы. Одной из наиболее важных являлась германская. Участникам Венского конгресса предстояло решить ряд вопросов связанных с Объеденением Германии в какое либо политическое образование. Внутреннее устройство Германии уже около полутора веков ставило перед Европой дилемму. Если та будет слабой и раздробленной, она будет побуждать своих соседей, в первую очередь Францию, к экспансии. Если Германия объединится, то станет слишком сильной и будет сама угрожать соседям. Что не могло не вызывать опасений её соседей10.

 Другой аспект Германской  проблемы касался противоречий  Австрии и Пруссии- обе эти страны претендовали на гегемонию в Германии11.

Ну и  наконец   сами германские князья не желали поступаться своим суверенитетом. Все владетельные князья хотели быть у себя государями и повелителями не встречать никакой помехи в пользовании своей верховной властью12.

Будущее территориальное устройство Германии было предметом жарких дискуссий на Венском конгрессе, в которых принимали участие не только германские государства

 В ходе этих дискуссий  почти сразу стало ясно что восстановление Священной Римской империи, как формы объединения германских земель, невозможно даже несмотря на то что Мелкие правительства Германии в числе тридцати четырех объединились и предложили восстановить имперскую власть в пользу Австрии13. Так как всегда эта власть сводилась почти к нулю, то понятно предпочтение, оказанное ими именно этой форме федерального руководства. Но венский двор прекрасно понимал, что голый титул без власти будет для него бременем, затруднением, а не преимуществом. С другой стороны, он прекрасно понимал, что если потребовать для будущего императора серьезных полномочий, то второстепенные государства, так ревниво оберегавшие свою независимость, и в особенности Пруссия, так мало расположенная к Австрии, будут всеми силами противодействовать ему. Поэтому, по мнению Вены, было выгоднее оставить этот проект без последствий14.

Вместо этого министр  иностранных дел Австрии Меттерних предложил создать некое федерализированное образование — Немецкий союз, в котором Австрия и Пруссия вместе с другими 37 малыми немецкими государствами являлись бы членами специально учреждаемого «немецкого собрания», или «собрания Немецкого союза». Меттерних вовсе не

предлагал им образовать настоящее "союзное государство" с органами власти, свойственными великой нации; австрийский канцлер просто предлагал постоянный союз без высшей и неоспоримой власти. Составленный ими разосланный в конце декабря проект был в большей своей части принят германскими государями, ибо соответствовал их собственным желаниям. Но он плохо отвечал стремлениям германского народа; последний требовал сильной власти, которая мощно двинула бы его вперед, а ему предлагали нечто вроде равновесия между бессилием и бездействием. Таким образом Австрия планировала потворствовать партикуляризму германских государей, тщательно поддерживать в них боязнь прусских замыслов и под видом защиты иметь над этими государями фактическую гегемонию без внешних атрибутов власти15.

Планам Австрии Пруссия противопоставил два проекта Гумбольдта, хотя в последних и заключалось много общего с австрийским проектом, но все-таки в них была подчеркнута необходимость укрепить будущую конфедерацию тремя следующими способами:

I) прочной военной организацией

2) учреждением союзного  суда 

3) гарантией минимума  свободных учреждений каждому из государств, входящих в состав союза16.

Но Австрия, не высказываясь против этих проектов, стала все более и более затягивать дело. Время сыграло Австрийцам на руку т.к. марте 1815г  Наполеон опять появился во Франции. Необходимость вооружить против него всю Германию заставила конгресс как можно скорее принять решение по данному вопросу. Для того чтобы Меттерних без дальнейших отсрочек послал, наконец, войска своего государя к Рейну, пришлось дать ему почти полное удовлетворение по германскому вопросу. Все германские правители были приглашены составить комиссию, которая собралась 2 мая и с этого времени беспрерывно обсуждала союзную конституцию. В 15 дней  вся эта огромная работа, которой раньше так долго боялись, была закончена, вернее сказать, сделана на скорую руку. Вопросы, представлявшие наибольшие трудности, были обойдены молчанием. Разрешение их откладывалось на будущее время. Своей гибкой и неопределенной фразеологией договор придал вид искреннего соглашения тому, что в сущности заключало в себе зародыш будущих размолвок, раздоров и весьма серьезных осложнений. Новая конституция обрекла Германию топтаться на месте17.

Акт 8 июня 1815 г., установивший "Германский союз", состоит из 20 статей, из которых 11 первых, являясь по своему характеру постановлениями международного права, были включены в заключительный акт Венского конгресса; остальные статьи относятся к организации и "внутренним" правам Германии.

В Германский союз вошли Австрийская империя (официально — лишь непосредственно австрийская часть её земель) и 38 германских государств.

Договор, заключенный всеми владетельными государями и вольными городами, устанавливал между ними "постоянный Союз" Целью этого Союза является поддержание "внешней и внутренней" безопасности всей страны, а также независимости и целостности отдельных входящих в состав Союза государств. Союзному собранию, который состоял из дипломатов, представлявших отдельные государства, и в котором председательствовала Австрия, поручено было заведование делами Союза. В случае объявления войны Союзу ни один из его отдельных членов не имел права вступать в переговоры с неприятелем. Союзные государства не должны были заключать никаких договоров, противоречащих безопасности Союза, члены Союза обязывались не только охранять целостность всей Германии, но и защищать каждое из государств, входящих в состав Союза. В случае объявления войны Союзом никто из его членов не мог вступать в сепаратные соглашения с неприятелем. Но все они сохранили право заключать союзы, лишь бы они не были направлены против Германского союза или отдельных его членов. Что касается войн между германскими государствами, то они были воспрещены. В случае спора между двумясоюзными правительствами последние обязаны были представить свои разногласия сейму, который сначала должен был попытаться разрешить их "путем посредничества18".

Германский союз номинально стал крупнейшим государственным образование Западной Европы. По территории и населению он значительно превосходил как Англию, так и Францию, уступая только России. Союз представлял собой конфедерацию самостоятельных государств, между которыми не было органической связи, не существовало ни единого законодательства, ни общей армии, ни общих финансов, ни общего дипломатического представительства. Верховным органом был Союзный сейм во Франкфурте-на-Майне.   Своей гибкой и неопределенной фразеологией договор лишь придавал вид соглашения, но в сущности уже заключал в себе причины размолвок и серьезных осложнений.

Создание Германского союза  было благодеянием для европейского мира и для спокойствия соседей Германии.  Что касается германского народа то такая бесплодная конституция с самого начала не могла ему внушить иное чувство, кроме желания заменить ее договором, более соответствующим его национальным стремлениям.  Таким образом, государственное единство становилось главной задачей развития Германии19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава II. Возможные пути объединения Германии.

 Положение Германии после решений Венского конгресса было довольно плачевным. Несмотря на создание Германского союза, на практике никаких продвижений в объединении не происходило. В то же время раздробленность отрицательно влияла на экономическую и политическую ситуацию в стране, из-за чего Германия значительно отставала от ведущих европейских стран.

В то время как осознание немецкого народа себя как нации трансформировалось в национальную идею - Общество не просто было готово к объединению, оно видело в нем решение социальных конфликтов20.

Из всех государств Германии наиболее подходящими для решения этой задачи были две страны – Австрия и Пруссия. В связи с этим можно выделить два варианта объединения:

1.Великогерманский путь  во главе с Габсбургской монархией.

2.Малогерманский путь  во главе с династией Гогенцоллернов21.

Говоря о великогерманском направлении следует отметить, что оно не было единым. Часть великогерманцев как в Австрии, так и в других немецких государствах, так называемые национал германцы, были сторонниками единой Германии, включавшей в себя только ее немецкие государства и немецкую Австрию без остальных ее владений. Великогерманцы этого направления исходили из того положения, что австрийская монархия из-за внутренней национальной борьбы неизбежно развалится и что включение немецкой Австрии в состав Германии – это естественный путь.

Своеобразную точку зрения развивал лидер демократической партии Юлиус Фребель. В своих высказываниях он утверждал, что народы и нации вообще должны стремиться не к разделению, а к слиянию. Поэтому стремление к образованию единой Германии должно базироваться не на строго национальной основе. Будущая великая Германия должна включать в себя все народы Центральной Европы, и центром такого единого государства должна стать Вена как центр общеевропейской демократии. По мнению Ю. Фребеля, именно в Вене скрещивались четыре мировые расы: римская, германская, славянская и татарская.

Но среди великогерманцев господствовало открыто реакционное направление, опиравшееся на австрийское дворянство, крупную буржуазию и представителей церкви. Они были сторонниками гегемонии династии Габсбургов в Германии, объединенной сверху и включавшей ненемецкие земли. Правый австрийский депутат во Франкфуртском парламенте граф Дейм говорил: «Наша цель состоит в том, чтобы основать 70-миллионную, если возможно – 80- или 100-миллионную империю, водрузить в этой империи штандарты шерманцев и стать вооруженными против Востока и Запада, против славянских  и латинских народов, отвоевать у англичан господство на море, стать самым великим и могучим народом на планете; это – будущее Германии22».

Кроме того, существовала небольшая группы великогерманцев, являвшихся сторонниками австро-германского дуализма. Об этом в «Гренцбоден» от 19 января 1849 г. говорилось: «Австрия имеет великолепное призвание в тесном союзе с Германией. Подобно двуглавому орлу эта система государств-близнецов должна обратить взор одновременно на северо-запад».

Таким образом, сторонники великогерманского пути не были едины во мнении, что  позволяет их разделить на несколько направлений23.

Что касается малогерманского пути, Пруссия активно начала добиваться объединения Германии без Австрии. Еще в октябре 1848 г. депутат Франкфуртского парламента Дальман в своей речи говорил: «Одно из двух, по-видимому, должно случиться. Или окажется, что Австрия распадется на свои национальные составные части, и тогда не оставалось бы сомнений, что ненемецкие австрийские земли достанутся Германии. Или же Австрия в своем всемирном историческом значении остается существовать как целое, мы отказываемся тогда от вступления Австрии в наше союзное государство, рядом с великой Австрией существовала бы великая Германия. И мы идем дальше по историческому пути не как единство, но едиными24»

Таким образом борьба за гегемонию в Германии между Австрией и Пруссией привела к возникновению двух точек зрения на то, какой должна быть Германская империя. И у того, и у другого варианта развития событий были сторонники, поэтому исход событий зависел от выбранной политической стратегии глав государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Венский конгресс 1815 г. не устранил раздробленности Германии. Создание единого национального немецкого государства отнюдь не входило в планы членов Священного союза. По сути, Германский союз был международным объединением государств, каждое из которых сохраняло свою независимость и между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб25.

Информация о работе Германский вопрос на Венском Конгрессе