Германо-Советские отношения межвоеного времени (1919-1938)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование германо-советских отношений в 1919-1938 годах.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать внутриполитическое положение Германии после Первой мировой войны по условиям Версальского мирного договора и его влияние на внешнюю политику;

- рассмотреть процессы внутриполитической реорганизации как факторы формирования внешнеполитического курса Германии;

- показать влияние социально-экономических и политических последствий Версальского мира на тенденции дипломатического сближения Германии и Советской России;

- проследить развитие дипломатических отношений Германии и Советского Союза, как в условиях международной изоляции, так и во время международного признания данных государств;

- раскрыть действительные причины, главные цели и задачи германо- советского сотрудничества на данном временном этапе.

- Проанализировать причины ухудшения советско-германских отношений в начале 30-х годов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……..3



1.Итоги Первой мировой войны и революций для Германии и
СССР…………………………………………………………….…..….5 - 11



•1.1.Поражение Германии в Первой мировой войне и условия


• Версальського мира………………………………………..……….….……5


•1.2.Взаимодействие Германии и Советской России, как необходимое


• условие послевоенного восстановления и смягчения международной


• изоляции……………………………………………………………………..8

2. Германо-советские отношения во времена Веймарской

республики……………………………………………………………..12 - 27



•2.1. Взаимоотношения Германии и СССР в сфере внешней


•политики…………………………………………………………………….12


•2.2. Взаимодействие Германии и СССР в сфере экономики …….....…..15


•2.3. Сотрудничество Германии и СССР в военной сфере………...…….18


2.Германо-советские отношения после прихода к власти А.
Гитлера……………………………………………………………………28


Заключение ……………………………………………………….…………34


Список изученных источников и литературы…………………….…...….36

Файлы: 1 файл

курсовая полная версия.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

    Соотношение прагматических (дипломатических) и  идеологических (коммунистических) доминант не позволяло, с одной стороны, открыто  на официальном уровне признать новый режим власти враждебным СССР, с другой - сразу отказаться от формулы социал-фашизма, признав тем самым ошибочной стратегию Коминтерна в борьбе «за голоса и души немецких рабочих».

    С приходом Гитлера к власти началось охлаждение, а затем и обострение советско-германских отношений.

    В июне 1933 г. в Лондоне открылась  международная экономическая конференция. На ней председатель германской делегации потребовал передачи Германии Украины и других территорий Советского Союза. СССР заявил Германии официальный протест.

    В Германии штурмовики и эсэсовцы начали нападать на советских граждан. Советские  журналисты подвергались гонениям.

    Германские  нацисты своей программой экспансии  на Восток, антисоветскими речами, хулиганскими выходками штурмовиков сделали невозможным в то время осуществление стремления Сталина к широкому политическому урегулированию отношений с Германией.

    То, что такое намерение у Сталина  действительно было, подтверждается многочисленными фактами. В первой половине мая 1933 г., спустя три месяца после прихода Гитлера к власти, группа высокопоставленных немецких офицеров во главе с генералом фон Бокельбергом посетила Москву по приглашению советского генерального штаба. Нарком обороны Ворошилов в своей речи на приеме в честь немецкой военной делегации специально подчеркнул желание Красной Армии сохранить прежние дружественные отношения с рейхсвером. Примерно в это же время Сталин прочел русский перевод "Майн Кампф". Если он и не был окончательно убежден в антисоветских планах Гитлера, полагая, вероятно, что изрядная доля высказываний Гитлера является не более чем пропагандой, то во всяком случае должен был как-то реагировать. Сношения с рейхсвером были прекращены, а его сооружения на советской территории закрыты.

    Приход к власти в Германии Гитлера в январе 1933 г. и резкое прекращение германо-советского сотрудничества привели к принципиальному изменению условий, сложившихся на европейской арене. Политика Гитлера потребовала от Москвы пересмотра ее европейской стратегии и перехода к позитивной политике в отношении Польши и Франции. В намечающейся новой расстановке сил позиция Польши приобретала для Москвы ключевое значение, поскольку какое-либо политическое сотрудничество с Францией без участия Польши было лишено по геополитическим соображениям особого смысла (Польша рассматривалась как мост к реальному сотрудничеству с Францией). С другой же стороны, использование так называемого польского фактора было в руках Москвы самым эффективным средством воздействия на Германию. Несмотря на отрицательную оценку стратегических целей политики Гитлера в отношении СССР, в Москве не забывали о многочисленной и влиятельной в Германии группе сторонников Рапалло, и в своих политических планах учитывали возможность возврата Германии к сотрудничеству с СССР, после того как «отшумит нацистская революция».

    Существенным  был еще один аспект. Одновременно с ростом напряженности и ухудшением германско-советских отношений появились  симптомы улучшения польско-германских отношений. В частности, в Германии стихла прежде неистовая, истеричная антипольская пропаганда. Эти первые симптомы разрядки в напряженных отношениях между Берлином и Варшавой обеспокоили советскую дипломатию. На возможность нормализации отношений между Польшей и Германией в Москве всегда смотрели с подозрением, и тем более после смены власти в Германии. Это отражалось на подходе Москвы к вопросу разрядки в отношениях с Польшей. Разрядка рассматривалась как своего рода проверка для польского правительства: планирует Польша сотрудничество с Германией против СССР или нет.

    Необходимость поиска союзников вынуждала Гитлера  отложить на время реализацию своих  планов по пересмотру Версальского договора. В рейхстаге он произносит речь (в  мае 1933г.), в которой обосновывает необходимость миролюбивой политики нацистского правительства: «… Никакая европейская война не могла бы изменить к лучшему нынешнее неудовлетворительное положение вещей… Наоборот, успех политики насильственных решений в Европе мог бы лишь усилить нарушение европейского равновесия и создать узел новых противоречий и конфликтов в будущем… В конечном счёте такое безумие привело бы к краху современного общественного и государственного порядка. Европу захлестнул бы коммунистический хаос…»2.

    Понятно стремление Гитлера противопоставить коммунистический СССР другим странам Европы: на антикоммунизм он делал ставку в первую очередь, и не прогадал. Европейские страны должны были видеть в нём бескомпромиссного борца с мировым коммунистическим движением. Правительство любой европейской страны резонно опасалось влияния коммунистических идей, способных развалить любую страну, но при этом вынуждено было считаться с настроениями народа, не желавшего воевать с СССР. В этой невнятной ситуации Гитлер мог показаться ценной находкой: он прямо заявлял о походе на Восток, а его расовая теория ничем не угрожала, например, англичанам (остальные должны сами о себе заботиться).

    В октябре 1933г. по настоянию А.Гитлера был оформлен выход Германии из Лиги Наций а немецкие делегаты покинули конференцию по разоружению.

    К исходу 1934 года завершилось формирование новой внешнеполитической концепции  СССР. Но это вовсе не означало, что  Сталин напрочь отказался от попыток  оживления дружественных отношений  с Германией Гитлера.

    В марте 1935 года Германия порвала военные  установления Версальского договора и ввела всеобщую воинскую повинность. Разрыв Версальского договора воспринимается Сталиным не только с пониманием, но и с одобрением. Беседуя с Иденом 29 марта 1935 года в Кремле, Сталин говорит: "Рано или поздно германский народ должен был освободиться от Версальских цепей... Повторяю, такой великий народ, как германцы, должен был вырваться из цепей Версаля"3. В этой беседе Сталин несколько раз повторяет: "Германцы — великий и храбрый народ. Мы этого никогда не забываем" 4

    В течение 1935 и 1936 годов Сталин продолжал  сохранять оптимизм в отношении  возможности договориться с Гитлером, несмотря на предупреждения иностранного отдела НКВД, что "все попытки  СССР умиротворить Гитлера провалились. Главным препятствием для достижения понимания с Москвой является сам Гитлер".

    Немецкое  вмешательство в испанский конфликт сопровождалось взрывом антисоветской  кампании в германской прессе, которая  служила как для оправдания действий Германии на Пиренейском полуострове, так и для углубления идеологической поляризации в Европе. Как отмечает большинство исследователей, в контексте испанского конфликта германская дипломатия и пропаганда пытались представить свою страну бастионом на пути «экспансии коммунизма» и усилить страх перед «большевистской угрозой».

    Однако  ни конфронтация в Испании, ни заключение германо-японского "антикоминтерновского" пакта в 1936 году не пошатнули уверенности Сталина в возможности соглашения с Германией.

    Между тем положение в Советском  Союзе начало быстро меняться к худшему. Шли повальные аресты, развертывался в небывалых масштабах террор. В январе 1937 года на открытом процессе в Москве Карл Радек, выполнявший роль и обвиняемого, и главного свидетеля обвинения, признался в совершенной якобы измене и в шпионаже в пользу Германии. Оболгав себя и других обвиняемых, Радек ненадолго спас свою жизнь. Все переговоры с немцами, которые Радек вел по поручению Сталина (об этом он, разумеется, умолчал), были инкриминированы ему как измена.

    Министр иностранных дел Германии фон Нейрат сообщил 11 февраля 1937 года Шахту, что предложения СССР Гитлером отклонены. Причинами являются советско-французский договор о взаимной помощи и деятельность Коминтерна. Но в то же время Нейрат разъяснил, что, если события в СССР будут и дальше развиваться в сторону установления абсолютного деспотизма, поддерживаемого военным, то в этом случае можно будет вновь обсудить германскую политику по отношению к СССР5.

    Гитлер  руководствовался не только соображениями  неустойчивости положения в СССР и враждебной Германии политики коллективной безопасности, но и тем, что реакция Англии и Франции на ремилитаризацию Рейнской области и денонсацию Локарнского пакта, проведенную в одностороннем порядке Германией, была настолько слабой, что Германии не следует бояться активного сопротивления ее экспансии со стороны западных держав. Гитлер решил, что пока выгоднее разыгрывать антисоветскую карту6.

    Шахт  и Геринг, на обязанности которых  лежало создание наиболее благоприятных  условий для развития германской экономики, были несколько разочарованы срывом германо-советских секретных переговоров, так как рассчитывали на поставки сырья из СССР.  
 

    Примечания

      Григорович С. Варшава–Москва–Берлин: межвоенное двадцатилетие // Независимая газета. - 2005. – 24 января.

    2 Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. – М.: Изд-во Агентства печати Новости,1982. - С. 249-250.

    3 Внешняя политика СССР. - М., 1937. - Т. XVIII. - С. 249.

    4 Там же. – С.250.

    5 Внешняя политика СССР. - Т. XX. № 98. - С. 164.

    6 Некрич А.М. 1941, 22 июня. — М.: Памятники исторической мысли, 1995. – С.27. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение

    Подведя итоги взаимоотношений между Германией и Советским Союзом в период между двумя мировыми войнами, нужно отметить, что внешнеполитическое сотрудничество двух государств в начале и середине 20-х годов было основано на взаимных интересах. Преодолевая тяжелые условия и последствия Версальского мира, германская дипломатия нашла в Советской России именно ту точку опоры, которая помогла ей противостоять давлению Запада и корректировать в наиболее выгодном направлении условия Версаля.

    Советский фактор помог Германии при её бессилии восстановить свой международный авторитет и позиции в мировом сообществе.

      Рапалльский мирный договор стал первым равноправным соглашением, что являлось крупным дипломатическим успехом и Германии и СССР. Данный договор стал отправной точкой равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, фактором наибольшей угрозы и давления на страны Антанты.

    Наиболее  тесные контакты Германии и СССР были налажены в сфере взаимовыгодного военного сотрудничества, которое, несмотря на свою нелегальность, было плодотворным. Оба государства в обход мирового сообщества смогли добиться увеличения своей обороноспособности.

    Внешнеполитическая деятельность германского правительства, однако, не была ориентирована исключительно на Восток. Решая свои личные интересы, крупный монополистический капитал, будучи главным законодателем внешнеполитических связей, в зависимости от новых условий, избирательно подходил к определению дипломатического ориентира и выбору иностранного партнерства. Поэтому в тех случаях, когда Германии было выгоднее и необходимо сотрудничество со странами Антанты, в германо-советских отношениях наблюдался спад в сфере делового общения.

    Обострение  экономической ситуации, начавшееся в 1928 году, и те успехи германской дипломатии, которые повлекли за собой значительные уступки и в репарационном  плане, и в частичном снятие военных  ограничений в отношении Германии, сделали немецкую внешнюю политику ещё свободней и независимей. Стало очевидно, что СССР уже не был той единственной незаменимой базой военно-промышленного развития как в начале 20-х годов. 

    Ориентация Германии на Восток стала уменьшаться, в силу того, что некогда отталкиваемое всеми немецкое государство было принято в Лигу наций, куда СССР до 1934 года дорога была закрыта. Это обстоятельство сделало Германию более самостоятельной и независимой в отношениях не только с СССР, но и другими государствами. Однако германо-советские отношения не были прекращены, даже несмотря на то, что в числе советского руководства были лица ярко обличающие Германию в сговоре с Западом и антисоветской направленности предпринятого жеста германской дипломатии. В силу политической и экономической необходимости сотрудничество было продолжено.

    С приходом к власти нацистов, во главе  с Адольфом Гитлером провозгласившего во внутренней и внешней политике курс бескомпромиссного антикоммунизма, политика сотрудничества между СССР и Германией закончилась. Германские нацисты своей программой экспансии на Восток, антисоветскими речами, хулиганскими выходками штурмовиков сделали невозможным в то время осуществление стремления СССР к широкому политическому урегулированию отношений с Германией.

    Советской стороне в короткий срок предстояло выработать иную, нежели раньше, стратегию советско-германских отношений.

Информация о работе Германо-Советские отношения межвоеного времени (1919-1938)