Генерал «Молния!»: к 110-ой годовщине со дня рождения Н.Ф. Ватутина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является попытка анализа оценок профессиональных способностей Н.Ф. Ватутина его современниками.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

•изучить и классифицировать имеющиеся материалы о Н.Ф. Ватутине;
•определить профессиональные качества личности генерала Ватутина по оценкам его современников;
•выявить роль личности генерала Н.Ф. Ватутина в проведении крупных военных операций в годы Великой Отечественной войны;
•показать какую оценку дает современное поколение одному из выдающихся полководцев России – генералу Ватутину.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ Н.Ф. ВАТУТИНА 7
2. СОВРЕМЕННИКИ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ГЕНЕРАЛА ВАТУТИНА 13
3. О ФИЛЬМЕ «ГЕНЕРАЛ «МОЛНИЯ!» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Реферат о Ватутине12.doc

— 766.50 Кб (Скачать файл)

      Ватутин был прекрасным стратегом. Энергичность, ясность ума и широта мышления – вот те качества, которые выделяли Николая Федоровича из числа не менее талантливых генералов. Ватутин принимал участие во многих сложнейших операциях, которые сам и планировал. Из воспоминаний маршала А. Василевского: "Хочется особо отметить, что важнейшие задания, которые возлагали на генерала Ватутина ГКО и Верховное Главнокомандование при подготовке и проведении крупнейших военных операций, как правило, выполнялись отлично. Он умел решительно сосредотачивать силы и средства на главном направлении, наращивать усилия и внезапно наносить мощные удары во фланг и в тыл вражеским группировкам, искусно применять крупные массы танков для развития наступления в оперативную глубину, организовывать прочное взаимодействие родов войск и видов вооруженных сил, надежно поддерживать непрерывное и твердое управление войсками"21. Николай Федорович умел как никто быстро и ясно излагать свои мысли. Планируя операцию, он почти всегда знал, чем она закончится. Маршал Жуков также указывает на это: "Николай Федорович Ватутин, как я уже говорил, был прекрасным штабистом. Он обладал завидной способностью коротко и ясно излагать свои мысли"22. Благодаря своему таланту, дисциплинированности и аккуратности Николай Федорович пользовался доверием высшего командования и даже И.В. Сталина. Об оценке профессиональных качеств генерала Ватутина Сталиным Г.К. Жуков пишет следующее: "Приблизительно в 13 часов 22 июня мне позвонил И.В. Сталин и сказал:

      - Наши командующие фронтами не имеют достаточного опыта в руководстве боевыми действиями войск и, видимо, несколько растерялись. Политбюро решило послать Вас на Юго-западный фронт в качестве представителя Ставки Главного Командования. На Западный фронт пошлем Шапошникова и Кулика. Вам надо немедленно вылететь в Киев и оттуда вместе с Хрущевым выехать в штаб фронта в Тернополь.

    Я спросил:

      - А кто же будет осуществлять  руководство Генеральным штабом в такой сложной обстановке?

    И.В. Сталин ответил:

    - Оставьте  за себя Ватутина"23.

      Любой работе Николай Федорович отдавал  всего себя без остатка, каждая планируемая операция разрабатывалась тщательно, были продуманы все детали, ознакомлены все командиры взводов, все офицеры.

      Ватутин всегда учитывал мнения других и никогда  не навязывал своё мнение и старался выработать у всех офицеров единую точку зрения на операцию. Генерал армии С.П. Иванов пишет: "Он всегда внимательно выслушивал предложения офицеров штаба, и все ценное и полезное находило у него необходимую поддержку" 24. К. Крайнюков свидетельствует: "Николай Федорович не пренебрегал опытом и знаниями других. С планами и замыслами обычно знакомил Членов Военного Совета, руководящих работников штаба, командиров и просил обдумать проект и откровенно высказать свою точку зрения. Часто собирались у него члены Военного Совета, беседовали о ходе боевых действий и новых оперативных планах. Так проверялась и оттачивалась творческая мысль, вырабатывалось правильное решение"25.  

        

    Н.Ф. Ватутина с уверенностью можно назвать "Солдатом Победы", ведь именно он принимал активное участие в планировании сокрушительных операций, определивших коренной перелом в ходе  Великой Отечественной Войны. Отметим наиболее яркие из них.

    Во  второй половине 1942 года, в междуречье Волги и Днепра, развернулась  Сталинградская битва, которая по своему размаху и ожесточенности боев, количеству участвовавших войск и боевой технике превзошла все предшествующие ей сражения Второй мировой войны. На отдельных этапах этой битвы в сражениях участвовало с обеих сторон одновременно более двух миллионов человек, двадцать шесть тысяч орудий и минометов, более двух тысяч танков и самоходно-артиллерийских установок, две тысячи самолетов26. Ожесточенные сражения под Сталинградом начались в июле 1942 года и закончились в феврале 1943 года. Шесть с половиной месяцев днем и ночью продолжались кровопролитные бои.

    Первое  боевое крещение войска Сталинградского  фронта получили 17 июля 1942 года. В большой излучине Дона, на рубеже рек Чир и Цымла, передовые отряды 62-й армии вступили в бой с авангардами дивизий 6-й немецкой армии. Начала развертываться величайшая эпопея Второй мировой войны – Сталинградская битва. Оборонительное сражение на дальних и ближних подступах к Сталинграду длилось 57 дней и ночей.

    Борьба  за главную полосу обороны в большой  излучине Дона началась 23 июля и продолжалась до 10 августа. Враг создал сильную группировку, значительно превосходящую советские войска. Но, несмотря на это, гитлеровским войскам не удалось добиться поставленных целей. В результате предпринятого контрудара наступление врага было приостановлено. Обороняясь на дальних подступах к Сталинграду, советские войска в исключительно трудных условиях проявили массовый героизм и невиданное мужество.

    С начала оборонительного сражения прошел месяц. Наступающим гитлеровским войскам удалось продвинуться на 60-80 километров и с большим трудом выйти к внешнему оборонительному обводу города, где 17 августа они были остановлены. 19 августа враг возобновил наступление. 23 августа танковой группировке 6-й армии генерала Паулюса удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда и отрезать оборонявшуюся в городе 62-ю армию от основных сил фронта. В тот же день фашисты подвергли город бомбардировке, совершив более двух тысяч самолето-вылетов. Советские летчики и зенитчики, отражая удары авиации, сбили 120 немецко-фашистских самолетов27.

    К началу контрнаступления на Сталинградском направлении советским войскам  противостояла группа армий "Б", которая насчитывала в своем составе более 1011 тысяч солдат и офицеров, 10290 орудий и минометов, 675 танков и штурмовых орудий и 1216 боевых самолетов.

    Против  этой группы армий действовали войска трех фронтов: Юго-Западного, которым  командовал генерал Н.Ф. Ватутин, Донского – под командованием К.К. Рокоссовского  и Сталинградского – под командованием  генерала А.И. Еременко. В составе наступательной группировки было 1103 тысячи человек, 15500 орудий и минометов, более 1460 танков и самоходно-артиллерийских установок, 1350 боевых самолетов28. Таким образом, советские войска превосходили противника в живой силе в 1,1 раза, в орудиях и минометах – в 1,5 , в танках и самоходных орудиях – в 2,2 раза и в боевых самолетах – в 1, 1раза.

      Такое превосходство для нанесения  глубокого удара нельзя считать  значительным и достаточным. При данном соотношении сил лишь высокое искусство советских военачальников и войск могло обеспечить успех грандиознейшей операции на окружение крупной вражеской группировки. Не последнюю роль в успехе этой операции сыграли профессиональные качества Ватутина – военного руководителя. Вл. Киселев, отмечая профессиональные способности Н.Ф. Ватутина пишет: «…Зачастую бои выигрываются еще до первого выстрела… талантом командующего, умением проанализировать обстановку, принять единственно верное решение, умением предвидеть29.  Генерал Ватутин никогда не преуменьшал силы противника, не переоценивал и успехи советских войск.

      Военное искусство у Н.Ф. Ватутина дополнилось  мужеством, выдержкой и силой  воли. Какой бы сложной не казалась ситуация, он не паниковал сам и  не давал паниковать другим, и обязательно находил смелое и верное решение. Интересный пример тому привел И.М. Чистяков: «Под Сталинградом моя армия окружила группировку противника, но все резервы исчерпались, и на уничтожение врага просто не хватало сил. Доложили Ватутину, и он прислал … тракторы! Из письма поняли мысль: надо замаскировать их под танки. Так и сделали. Ночью перед гитлеровцами появилась «армада». Грохот, яркий свет фар. Фашисты сдались в плен» 30.

      Умение  контролировать свои поступки и эмоции, свойственные Ватутину, отмечает и К. Крайнюков: «В критические минуты операции он не терял хладнокровия, не повышал голоса, боевые приказы и распоряжения отдавал уверено, спокойно и четко» 31.

      Соотечественники, лично знавшие Н.Ф. Ватутина, подчеркивают присущее этому человеку необыкновенное чувство ответственности. Даже будучи больным, он не позволял себе расслабиться в то время, когда в опасности была его Родина его Россия. Из воспоминаний Г.К. Жукова: «Н.Ф. Ватутин работал в жарко натопленной хате, накинув на себя теплую бекешу. Посмотрев на него, я понял, что ему явно нездоровилось. Коротко познакомив Н.Ф. Ватутина с решением Ставки о развертывании действий на ближайший период и заслушав его последние коррективы к плану действия войск фронта, я посоветовал ему принять что-нибудь и сейчас же лечь, чтобы он был вполне работоспособным к началу наступления. Он согласился. Выпив стакан крепкого чая с сушеной малиной и приняв пару таблеток аспирина, Николай Федорович ушел к себе в комнату. Мы с начальником штаба А. Боголюбовым направились в оперативный отдел штаба, чтобы еще раз как следует разобраться в обстановке и проверить готовность войск к действиям. Не прошло и десяти минут как раздался телефонный звонок. А. Боголюбов взял трубку. Звонил Ватутин, приглашая его зайти. Я решил пойти вместе с Боголюбовым. И мы вновь увидели Н.Ф. Ватутина за рабочей картой предстоящего наступления.

      - Мы же договорились, что вы  пойдете отдохнуть, а вы опять  за рабочей картой?

  • Хочу написать донесение в Ставку о ходе подготовки к наступлению, ответил Н.Ф. Ватутин.

   Насильно  выпроводив его из рабочей комнаты, я предложил все необходимое  выполнить начальнику штаба, тем  более что это была его прямая обязанность.

      Беспокойным человеком был Н.Ф. Ватутин. Чувство  ответственности за порученное дело было у него развито чрезвычайно» 32.

      После завершения прорыва обороны противника советские войска стали развивать  наступление. За четверо с половиной  суток наши механизированные и танковые соединения, двигаясь навстречу друг другу, прошли 100 - 140 километров и соединились в районе Калач-Советский. В стальное кольцо попали 6-я полевая вражеская армия и часть сил 4-й танковой армии. Этого дня ожидали люди всей планеты. Но это была половина дела. Теперь нужно было пленить или уничтожить окруженные войска. Гитлеровское командование, пытаясь освободить окруженные войска, перебрасывает резервы с других участков советско-германского фронта. Но эти попытки оказались тщетными. В результате активного действия советских войск 2 февраля 1943 года сопротивление фашистов было сломлено, и закончилась Великая Сталинградская битва, в победе которой немаловажная заслуга нашего земляка – генерала Ватутина.

      В этой битве Советские Вооруженные  Силы нанесли сокрушительное поражение  крупнейшей стратегической группировке  немецко-фашистских войск. Фашистский блок потерял четвертую часть сил, действовавших в то время на советско-германском фронте. Общие потери врага убитыми, ранеными и пропавшими без вести составили около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Историческая победа в Сталинградской битве оказала решающее воздействие на все последующие события Второй мировой войны.

      Не  менее ошеломляющей по своему размаху  была и битва на Курской дуге, в последствии получившей название Огненной дуги. В этом великом сражении  также принимал участие генерал Н.Ф. Ватутин. Курскую битву он встретил вооруженный опытом сражений 1941-42 годов. Было решено на Курской дуге перейти к жесткой обороне и, прежде чем начать развернутое наступление, измотать вражеские группировки. Эту задачу, кроме Воронежского, осуществляли на протяжении сотен километров Центральный, Брянский и Западный фронты, а также Юго-Западный – на юге. Степной фронт должен был помогать там, где  это будет необходимо.

      К сражению готовились и гитлеровцы. Они хотели сильными ударами с  флангов прорваться в тылы Воронежского фронта и потом выйти в тылы Центрального. Это грозило тяжелыми осложнениями. Ватутин стремился представить себе как можно яснее, где же те участки, с которых гитлеровцы нанесут самые сильные удары. Вражеской группировкой командовал генерал Манштейн, который хотел взять реванш за проигранные им ранее сражения.

      Ватутин получил сообщение о том, что  наступление гитлеровцев следует ожидать между 3 и 6 июля. Вскоре был захвачен в плен немецкий лейтенант, который на допросе сообщил, что наступление назначено на 5 июля в 5 часов утра. Многое говорило о том, что к этому сообщению нужно прислушаться: и то, что немецким солдатам уже был выдан пятидневный паек, и то, что им прочитан приказ Гитлера, в котором говорилось, что начинается “последнее сражение за победу Германии”.

      Посоветовавшись с генералами, Ватутин решил опередить  противника. Если враг хочет начать наступление рано утром, он неминуемо  должен будет подтянуть технику  и подвести войска на исходные рубежи еще затемно. Значит, если обрушить артогонь на врага ночью, до того, как он начнет свою артподготовку, можно нанести ему большие потери. Конечно, в этом решении заключался большой риск. И генерал Ватутин рискнул. Он отдал приказ начать задуманное. Грохот орудий нарастал, тяжелым гулом ему вторила земля. Несколько раз в эту ночь повторялась артподготовка и когда рассвело, командующий 6-й армии генерал Чистяков доложил Ватутину о том, что гитлеровцы понесли огромные потери, как в технике, так и в живой силе33.

Информация о работе Генерал «Молния!»: к 110-ой годовщине со дня рождения Н.Ф. Ватутина