Елизавета Алексеевна - покровительница Патриотического общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Императорский Санкт-Петербург избежал участи Москвы, но дыхание войны ощутили и жители столицы. Европейцам Северная Пальмира виделась городом, далёким от военных тревог, а столичные дамы – изнеженными светскими красавицами, не способными ни на что, кроме дворцовых интриг. Но эти самые дамы осенью 1812 года, когда русская армия уже гнала с боями неприятеля из пределов страны, объединились, чтобы «по свойству пола своего… облегчать участь бедствующих от нашествия врага».2

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….2

1. Создание Общества…………………………………….……………………………...3

2. Деятельность Общества…………………...…………………………………………..5

3. Елизавета Алексеевна - покровительница Патриотического общества ……….. 8

Заключение………………………………………………………………………….......10

Файлы: 1 файл

Женское патриотическое общество.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….2

 

1. Создание Общества…………………………………….……………………………...3

 

2. Деятельность Общества…………………...…………………………………………..5

 

3. Елизавета Алексеевна - покровительница Патриотического общества ………..    8

 

Заключение………………………………………………………………………….......10

 

Список использованной литературы…………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин» - это высказывание Генриха Гейна действительно справедливо. 7 сентября (26 августа  по старому  стилю) 1812 года вошло в русскую историю как день битвы  у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы, день Бородинской битвы. Трагическое событие войны, которое стало переломным. На поле брани погибли тысячи воинов, которых дома ждали матери, сестры, дочери и жены. Они ждали и верили, что будет победа.

Каждый может назвать героев войны 1812 года, и лишь немногие назовут имена женщин, которые ничем не отличаясь от мужчин, боролись за свою Родину всеми силами, как могли. Может быть только троим из них - Маргарите Тучковой, кавалерист-девице Надежде Дуровой, да крестьянке Василисе Кожиной - оказана честь остаться в истории Великой Отечественной войны 1812 года, а как же остальные, те которые ждали?

Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год. То же можно сказать и об истории женского движения в России. «Пожар двенадцатого года» вызвал к жизни особый прецедент – придворные дамы пришли в петербургские трущобы, чтобы дать «вспомоществование бедным, от войны пострадавшим».1

Война 1812 года явилась форс-мажором для всего русского общества: театр военных действий впервые со времён набегов крымских ханов подступил к «сердцу России» – Москве. После 12-часовой «битвы гигантов», как назвал Наполеон Бородинское сражение, «Москва, спалённая пожаром», была «французу отдана».

Императорский Санкт-Петербург избежал участи Москвы, но дыхание войны ощутили и жители столицы. Европейцам Северная Пальмира виделась городом, далёким от военных тревог, а столичные дамы – изнеженными светскими красавицами, не способными ни на что, кроме дворцовых интриг. Но эти самые дамы осенью 1812 года, когда русская армия уже гнала с боями неприятеля из пределов страны, объединились, чтобы «по свойству пола своего… облегчать участь бедствующих от нашествия врага».2

 

 

 

 

    1. Создание Общества

 

Важное значение для возникновения женского движения в России имело патриотическое настроение, охватившее русское общество в период Отечественной войны 1812 года.

Последствия войны не давали покоя и императрице. Именно Елизавете Алексеевне

пришла мысль создать особое общество из представительниц высшего круга для помощи пострадавшим в войне 1812 года. Тогда же образовался небольшой кружок женщин, которые как можно скорее принялись за дело: собирали пожертвования, разыскивали тех, кому нужна помощь, рассылали приглашения о сотрудничестве в другие города России.

Таким образом, подобные кружки вскоре появляются в Москве, Рязани, Харькове, Житомире и др.

Женское Патриотическое общество возникло в Петербурге в начале ноября 1812 года благодаря двенадцати женщинам: княгиня Варвара Алексеевна Репнина, графиня Мария Васильевна Кочубей, Екатерина Алексеевна Уварова, княгиня Софья Григорьевна Волконская, Аделаида Петровна Васильчикова, Елизавета Марковна Оленина, графиня Мария Артемьевна Воронцова, Софья Петровна Свечина, графиня Мария Дмитриевна Нессельроде, графиня Анна Ивановна Орлова, Екатерина Владимировна Новосильцева, Екатерина Ивановна Бахерахтъ.

Вскоре, проект общества был представлен императору Александру I и получил его одобрение, еще 12 ноября 1812 года в «Прибавлении к СПб ведомостям» было помещено объявление такого содержания: «Сим извещается, что особы, желающие вступить в Патриотическое Женское общество или участвовать в сем заведении, могут записываться в Русской конторе гг. Петербургских банкиров братьев Ливио. Ежедневно с 10 утра будут приниматься деньги и приношения всякого рода, которые сострадательными людьми будут приносимы, или присылаемы несчастным пострадавшим от войны».3

15 ноября в журнале «Сын Отечества» было опубликовано «Приглашение» («Проект благотворительного заведения, под именем Патриотического Женского Общества») о вступлении в члены общества, в котором были разъяснены его цели:

«… Но желание быть полезным обществу не заключается в одном мужеском поле. Руководствуясь сими чувствами, С. Петербургские дамы положили учредить Патриотическое общество... И так Патриотическое общество С.Петербургских дам будет иметь единственной целию призрение всех от войны, страждущих семейств, по мере возможности и общего содействия. К сей патриотической цели приглашает оно всех соотечественниц».4

Далее «Проект» содержал «Предварительные правила Общества». Проект Устава был удивительно для того времени демократичен, число возможных членов его - только женщин (мужчины могли быть там только как жертвователи денег на нужды общества) ограничивалось только имущественным цензом - 200 рублей вступительного взноса и 100 рублей ежегодного членского, в патриотическом обществе могли быть принимаемы и жены купцов. Предусматривалось создание дома для бедных, в котором будут «особые покои для собраний» членов общества. Общество было изначально выборной организацией (пункт 9 проекта: «Члены изберут между собою 8 или 12 особ, которые будут собираться в назначенные дни для сообщения друг другу сведений и известий, собранных каждым о бедных и для совещания о подаянии им помощи)».

Кроме принципа выборности в Устав был заложен и принцип отчетности: «Ежегодно, в назначенный день, каждый из членов имеет право подать голос при выборе нового правления, и для сего каждая Дама явится в собрание сама или пришлет имя избранной ею особы; сии выборы должны решаться большинством голосов».5

С большим интересом к этому делу отнесся и император Александр Павлович. 21 ноября 1812 года князь А.Н. Голицин отправляет В.А. Репниной письмо, в котором сообщает о намерении императора принять участие в жизни общества и в знак своего внимания пожертвовать ему 50 000 рублей единовременно и по 10 000 рублей ежегодно до конца его существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Деятельность Общества

 

Пожертвования стекались со всех концов России. На эти деньги общество оказывало огромную помощь пострадавшим (в одном только 1813 году было выдано пособий на сумму 287 201 рублей), но этого было не достаточно. Общество не могло ограничить свою деятельность только выдачей денежных пособий, так как многим была нужна работа, и требовалось жилье. В результате, представительницы Общества создают Дом для бедных, в котором почти одновременно открывается и «Училище женских сирот 1812 года».

В 1816 году женское Патриотическое Общество расширяется. Продолжая держать сиротское училище, Общество приняло решение об учреждении Частных школ. Процесс открытия школ активно происходил с 1817 года. Так, общество имело 7 частных школ - Выборгскую, (с июня 1817 года), 1-ю Васильевскую (с 1818 года), Петербургскую (с 1820 года), Литейную (учреждена до 1820 года), 2-ю Адмиралтейскую (с 1817 года), 3-ю Адмиралтейскую (с 1821 года) и 4-ю Адмиралтейскую частную школу (с 1816 года), расположенные в различных частях города.

 Школами заведовали дамы - члены общества. В этих школах обучались грамоте девочки из бедных семей.

Интересной особенностью в организации Общества был своеобразный территориальный патронаж – дамы разделяли город на части и как бы осуществляли, каждая над своим районом, инспекторский надзор.

По этому поводу писали: «Благодеяние, оказываемое наудачу, без должных разведывании, часто бывает не в пользу, а во вред - во вред и потому уже, что недостойный отнимает подаяние, принадлежащее достойном».6 Такая тактика «разведывания», сбора информации заставляла дам-дворянок глубоко вникнуть в жизнь народа, и столкновение членов общества в их повседневной работе с язвами жизни столицы не могло не навести их на размышления о порядках в государстве: «Должность, согласная с чувствами сердца, вводила членов сего Общества в печальные обители скорби: там видели они отцов отчаянных среди голодающего семейства, старцев, без помощи лежащих на одре болезни, вдов и сирот, ожидающих в нищете прекращения горестной жизни». 7

За первые три года «более 5 тысяч семейств получили от Общества денежные вспоможения для поправления расстроенного их состояния. Если к тому присоединить несравненно большее число тех, кому общество обязано своим заступлением, ходатайством, пристроением к месту, доставлением честных способов пропитания, и наконец, советом и утешением оказало пособие, то какое количество нещастий загладило оно своей благодетельной рукой! Помощь от Общества за первые три года получили 1200 бедных семейств, то есть более семнадцатой доли населения столицы». 8

Еще одним важным дело Общества стало учреждение Патриотического института благородных девиц. Он находился в ведении общества до 1827 года, когда Николай I выделил институт из ведения Патриотического общества и даже изменил его название. Целью основания Патриотического Института или, как его первоначально называли, Училища женских сирот 1812 года, было дать «положенное их званию образование» дочерям младших офицеров, погибших или искалеченных на войне. Называя свое воспитательное заведение Училищем, Общество, по сути, основало закрытый институт благородных девиц, по типу уже существующих в России. Программа Института, характер обучения, отношения воспитанниц были подобны другим Институтам благородных девиц.

Сама императрица придавала особое значение образованию девушек. В одном из своих более поздних рескриптов обществу она писала: «Воспитание бедных детей – есть одно из величайших благодеяний, какое можно оказать нуждающемуся состоянию».

Таким образом, из всех видов помощи для молодой осиротевшей девушки, императрица на первое место ставила ее образование.

Очень важной проблемой в истории женского движения этого периода представляется осознание феномена благотворительности в России - благотворительности как социальном явлении и о понятии, отражающем это явление.

Издревле на Руси широко была развита благотворительность, называвшаяся тогда милосердием. Она была частью души и жизни русской женщины-христианки, поощрялась церковью как богоугодное дело. Под воздействием перемен, происшедших в русском обществе в XVIII веке, после Петровских реформ, перехода образованной части общества от церковной, патриархальной основы быта к светской, изменялось и представление о благотворительности. Такое изменение отношения дворянства к благотворительности - от богоугодного дела к светской обязанности произошло на рубеже XVIII-XIX веков.

Мысль о создании Женского патриотического общества возникла в среде женщин, для которых благотворить – есть жить, наслаждаться жизнью. Это ощущение полноты лишь жизни, полной деятельности на благо общества, свидетельствует о невозможности для передовой русской женщины оставаться в стороне от исторических событий эпохи.

Благотворительность не была чисто женской формой проявления участия в общественной жизни. Ранние декабристские организации придавали большое значение филантропической деятельности как способу влияния на общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Елизавета Алексеевна – покровительница Патриотического общества

 

Поскольку Патриотическое общество являлось организацией всероссийской, то для статуса необходимо было, чтобы возглавляла её особа царской крови. Как правило, это «первая леди» страны, но, по мнению Александра I, его жена – «тихая императрица», «кроткая Елизавета» – не обладала качествами лидера, а вот сестра государя Екатерина была именно таковой – волевой, харизматичной. О ней говорили: «Смесь Петра Великого с Екатериной II и Александром I». О том, что она отказалась выйти замуж за «безродного корсиканца» Бонапарта, было известно всей Европе.

В первые дни войны 1812 года великая княгиня призвала дворян организовать народные ополчения и сама, несмотря на беременность, лично занималась их формированием. Егерский батальон великой княгини дрался под Бородино. После падения Москвы Екатерина Павловна писала брату: «Вас обвиняют в общем разгроме и потери чести государства и Вашей лично». Хрестоматийной стала её фраза: «Всего более сожалею я в своей жизни, что не была мужчиной в 1812 году».

Александр парировал: «Дамам не место в армии» – и посоветовал заняться благотворительностью, например, Патриотическим обществом. Возможно, тем самым Александр желал отвлечь сестру от горестных переживаний: ведь в этой войне Екатерина Павловна потеряла двух своих самых дорогих мужчин. Сначала от ран, полученных при Бородино, скончался «лев русской армии» князь Пётр Иванович Багратион, с которым когда-то у юной Екатерины был страстный роман. А в декабре муж, принц Георгий Ольденбургский, осматривая солдатский госпиталь, заразился и скончался «от нервной горячки».

Великая княгиня участвовать в делах общества отказалась. Есть предположения – из-за нежелания «афишировать свою общественную активность». Думается всё же, главными были мотивы личного характера. Екатерина Павловна не любила невестку, императрицу Елизавету, ставшую покровительницей женского союза, а сотрудничать бы им пришлось. Однако Екатерина Павловна сделала очень выразительный жест: она пожаловала на нужды общества сумму, вдвое превышающую пожертвования государыни.

Фрейлины Елизаветы Алексеевны отмечали: возглавив «Общество патриотических дам», государыня точно пробудилась ото сна! Как известно, брак «Амура и Психеи» (так нарекли императорскую чету) не был счастлив. Августейших супругов называли «обречённо-обручёнными». Екатерина Великая женила любимого внука на Елизавете, когда той едва минуло 14 лет. Дочери императрицы умерли в младенчестве, император имел практически вторую семью с Марией Антоновной Нарышкиной, а «бедная Лиза» ушла в благотворительность.

Информация о работе Елизавета Алексеевна - покровительница Патриотического общества