Екатерина 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента своего появления в российской столице, она оказывал влияние на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса София-Фредерика-Августа-Эмилия Ангальт-Цербстская, обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III) под именем Екатерины, казалась не более чем игрушкой в чужих руках. Таковой она впрочем, какое-то время и была, существуя между молотом и наковальней — себялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим неприязни к супруге мужем-недорослем — с другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления.

Файлы: 1 файл

История 3курс.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

34. Равенство  всех граждан состоит в том,  чтобы все подвержены были  тем же законам. (Все равны перед  законом).

36. Общественная  или государственная вольность  не в том состоит, чтоб делать  всё, что кому угодно. (Вольность – не разрешение на любые поступки).

114. В государствах, умеренность наблюдающих, где  и самаго меньшаго гражданина  жизнь, имение и честь во  уважение принимается. (Даже самый  маленький человек имеет право  на жизнь, имение и уважение).

158. Законы должны быть писаны простым языком; и уложение, все законы в себе содержащее, должно быть книгою весьма употребительною, и которую бы за малую цену достать можно было на подобие букваря. (Народ должен читать, понимать и знать законы. Сборники законов должны быть всем доступны).

526. Нет ничего  совершеннаго, что человеком сочинено, то если откроется в производстве, что на какия ни есть учреждения  в сем наказе правила еще  не положено, дозволяется комиссии  о том НАМ докладывать и  просить дополнения. (При наличии недостатков в «Наказе» необходимо сообщить об этом).

Создание этой Комиссии было одним из важнейших  начинаний Екатерины. В соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители  всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения.

К началу работы Комиссии депутаты имели при себе наказы тех, кто отправлял их в  Москву, с перечислением требований, нужд и пожеланий. Летом 1767 г. в Грановитой палате Кремля начались заседания Комиссии, в которых участвовали около 500 человек. Получив «Наказ» императрицы, в восторге и умилении от оказанной им чести они стали искать способ отблагодарить её. После долгих прений решили поднести ей почётный титул «Великая, Премудрая и Матерь Отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».

На одном из первых заседаний из числа депутатов  были избраны специальные комиссии. Одна из них — Дирекционная —  во главе с генерал-прокурором и председателем-маршалом руководила всей деятельностью Комиссии. Другие занимались подготовкой отдельных частей будущего Уложения. В ходе заседаний важное не отделялось от второстепенного: о средствах, помогающих при обморожении, говорили с неменьшим пылом, чем о правах купечества, а вопросы гигиены обсуждали вслед за проблемами управления инородцами. Случалось, что важный законопроект не получал одобрения из-за невнятной речи чтеца: одна половина депутатов его не расслышала, а другая не поняла. Путаница, беспорядок и медлительность губили то разумное, что удавалось сделать на заседаниях.

Екатерина стала  понимать, что её замысел кончился ничем: гармоничного соединения теории с практикой — «Наказа» с желаниями  общества — не получилось. Депутаты не были готовы к восприятию принципов, предложенных императрицей: сказались отсутствие традиций правовой и политической культуры, откровенный консерватизм большинства депутатов. Кроме того, интересы сословий часто не совпадали, а компромисса найти не удавалось. В конце 1768 г. Комиссия была распущена на неопределённый срок под предлогом начавшейся войны с Турцией, и её работа более не возобновлялась.

Екатерина не смогла провести общую реформу законодательства, но работа Комиссии не пропала впустую. Был собран огромный фактический материал о положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отразившие картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, вреде применения пыток, равенстве всех подданных перед лицом Закона. Работа в Комиссии явилась для многих школой гражданственности, где личная выгода уступала место стремлению к благу государства, где пробуждались чувства патриотизма и национального самосознания.

Знакомство с  материалами работы Комиссии позволило  Екатерине со временем принять ряд  законов в интересах развития русского общества.

ЗАМЕЧАНИЯ ДИДРО НА «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

ДЛЯ ДЕПУТАТОВ  КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКОНОВ

 

Русская императрица, несомненно, является деспотом. Входит ли в намерения ее сохранение деспотизма и на будущее, для её наследников, или же она намерена отказаться от него? Если она сохраняет деспотизм  для себя и для своих наследников, пусть составит свой кодекс так, как ей заблагорассудится, народ явится лишь свидетелем сего. Если же она желает отказаться от деспотизма, пусть отказ этот будет сделан формально, и, если он явится искренним, пусть совместно со своей нацией она изыщет наиболее надёжные средства к тому, чтобы воспрепятствовать возрождению деспотизма. Пусть тогда в первой же главе народ прочтёт непреклонную гибель тому, кто станет стремиться к деспотизму в будущем. Отказаться властвовать по произволу — вот что должен сделать хороший монарх, предлагая наказ своей нации.

Если, читая только что написанные мною строки, она  обратится к своей совести, если сердце её затрепещет от радости, значит, она не пожелает больше править рабами. Если же она содрогнётся, если кровь  отхлынет от лица её и она побледнеет, признаем же, что она почитает себя лучшей, чем она есть на самом деле...

Если предположить, что самые размеры России требуют  деспота, то Россия обречена быть управляемой  дурно. Если — по особому благоволению природы — в России будут царствовать  подряд три хороших деспота, то и это будет для неё великим несчастьем, как, впрочем, и для всякой другой нации, для коей подчинение тирании не является привычным состоянием. Ибо эти три превосходных деспота внушат народу привычку к слепому повиновению; во время их царствования народы забудут свои неотчуждаемые права; они впадут в пагубное состояние апатии и беспечности и не будут испытывать той беспрерывной тревоги, которая является надёжным стражем свободы...

Я говорил императрице, что если бы Англия имела последовательно  трёх таких государей, как Елизавета Английская, то она была бы порабощена навеки...

Поэтому во всякой стране верховная власть должна быть ограниченной, и притом ограниченной наипрочнейше. Труднее, нежели создать  законы, и даже хорошие законы, обезопасить  эти законы от всяких посягательств со стороны властителя.

 

Преемственность политики в отношении дворян императрица  подтвердила указом 3 июля 1762г., повелевавшим крестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновении помещикам, как и прежде. Заметим, личные воззрения Екатерины на крепостное право вступали в вопиющее противоречие с ее законодательством, т. е. практическими мерами, не ослаблявшими, а усиливавшими крепостной гнет. Преемственность политики проявилась и в подтверждении Екатериной нормативных актов предшествующего царствования: она оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян и его же указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии.

Оба указа затрагивали  интересы немногочисленной прослойки  населения. Первый указ ущемлял мануфактуристов, но их в стране насчитывалось несколько сотен, и их протест можно было игнорировать. Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни Екатерина не уничтожали орган политическое сыска, а всего лишь изменили его наименование — отныне политическими преступлениями стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в Москве. Полная преемственность карательных учреждений подтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским.

Зачитываемый  крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственное сопротивление, хотя бы и правильными  причинами понуждаемо было, есть грех, непростительный противу Божьей заповеди». Если крестьяне будут продолжать сопротивляться, то их надлежало усмирять «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может».

Наконец, Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель. Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землю и руководствовалась принципом оставления за помещиками земель, которыми они владели к 1765 г. Таким образом, все земли, ранее захваченные у казны, однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездное пользование. Мемуарист А.Т. Болотов назвал его «славным манифестом», вызвавшим «великое потрясение умов». Только в XVIIIв. в руках помещиков оказалось около 50 млн. десятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765 г. положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.

Главная цель Екатерины II состояла не в подтверждении или  развитии законодательных инициатив своих предшественников и, в особенности, супруга, а в доказательстве никчемности законотворчества Петра III. Надлежало опорочить его царствование, убедить подданных, что страна в его правление катилась в пропасть, и единственное спасение состояло в низложении опасного для судеб нации монарха. В частности, надлежало определить будущее двух важнейших нормативных актов шестимесячного царствования Петра III: манифестов о вольности дворянства и о секуляризации церковных имений.

Другое новшество было связано с объявлением Вольным экономическим обществом конкурса на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества, — чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в том числе 129 прислали немцы, 21 — французы, 7 — русские. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства.

* * *

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Екатерина II по праву считается одной из ярчайших личностей российской истории. Многие историки считают ее лицемерной, указывая на несоответствие идей "просвещенного абсолютизма" и крепостнической действительностью России XVIII века. Я не вижу противоречий между ее идеалами и поступками. По моему мнению, объяснение этого заключается в том, что для России того времени ее идеи были слишком прогрессивны и их быстрое воплощение привело бы к неизбежному перевороту.  
Императрица сумела сохранить за собой власть и в то же время осуществить важнейшие государственные реформы. 
"Екатерина II, - писал Карамзин, - была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей."

 

СТАТИСТИКА

В результате правления  Екатерины II:

·    Устроено 29 губерний по новому образцу

·    Построено 144 города

·    Заключено 30 конвенций и трактатов

·    Одержано 78 побед

·    Издано 88 указов

·    Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.

·    Население империи увеличено с 19 млн. человек ( 1762 г. ) до 36 млн. ( 1796 г. ).

·    Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. .

·    Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.

·    Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей.

·    Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс. .

·    Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн. рублей.

·    Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.

 

Список  использованной литературы:

Евгеньева М. «Любовники Екатерины». – Москва: «Воля», 1989. – 62с

Екатерина II «Сочинения». – Москва: «Современник», 1990. – 557с

Иванов Вс. Н. «Императрица Фике». - Тула: «Пересвет», 1993. – 300с

Энциклопедия  для детей. Т. 5. История России и  её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых  переворотов до эпохи Великих  реформ. – Москва: «Аванта+», 2000. – 704с

Информация о работе Екатерина 2