Древняя русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2009 в 20:25, Не определен

Описание работы

Теория готского происхождения руси,политика киевских князей,крещение руси,русская правда-самое главное

Файлы: 1 файл

Отечественная история,семинар 2..docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

+++ТЕОРИЯ  ГОТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУСИ+++

В последнее  время выдвигалась еще новая  теория, которая также ищет русь не на скандинавском севере, а в  Приднепровье, но не среди славян, а  среди германцев. Так, профессор  Будилович находил возможным  видеть в руси готское племя Hroth (произносится Грос), растворившееся среди восточного славянства, его объединившее и давшее ему свое имя.

     Как же нам отнестись ко всем этим теориям, принять ли их или отвергнуть? Это  вопрос немаловажный в науке русской  истории. Смотря по тому на чью сторону  мы станем в настоящем споре, и  изображение происхождения русского государства должно выйти неодинаковым как в деталях, так и в общей  концепции. Необходимо поэтому войти  в подробности, пересмотреть данные источников, по которым можно так  или иначе составить представление  о национальности варягов-руси. 

+++ПОЛИТИКА  КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ+++

Олег (879-912).

Достаточно  подробно события описаны лишь со времени новгородского правителя  или князя Олега (879—912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил  Смоленск, Любеч и, основавшись в  Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Олегу удалось объединить в своих  руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил  на древлян, затем на северян и  покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена  русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства  и освободил русские племена  от хазарской зависимости. Сбросив  хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны  восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях и на кораблях" подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки начали переговоры, дали Олегу "дань", т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г.Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

Игорь (912-945).

По смерти Олега вступил во власть Игорь (912—945), по-видимому, не имевший таланта  ни воина, ни правителя. Он сделал два  набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в  котором греки применили особые суда с огнем и пускали "трубами огнь на ладьи русские". Во второй раз Игорь не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

     Ольга(945-957).

     Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла  на себя правление княжеством (945—957). По древнему славянскому обычаю вдовы  пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение  женщины у славян было лучше, чем  у других европейских народов. Поэтому  не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца  — самое сочувственное: он считает  ее "мудрейши всех человек" и приписывает  ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде  устанавливала порядок и везде  оставляла по себе добрую память. Главным  же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие  в Царьград (957).

Сын Ольги Святослав (957—972)

Еще при  жизни матери, оставив на попечении  Ольги Киевское княжество, Святослав  совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и  разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена  ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под  названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских  болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил  всех восточных соседей Руси, входивших  в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась  теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых  печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые  раньше хазарами; и самой Руси скоро  пришлось испытать большие беды от этих кочевников. 

+++КРЕЩЕНИЕ  РУСИ+++

Пришли (говорит  он [летописец] к Владимиру (968) сначала  волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем  хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий  философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира  к своей вере. Он же выслушал их и  всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и  рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более  всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники  дали мысль князю послать в  разные страны своих послов посмотреть: "кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь — главный греческий город в Крыму — и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение — в 988 или в 989 г., — точно неизвестно.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с  греческим духовенством, Владимир начал  обращать киевлян и всю Русь к  новой вере. Он крестил в Киеве  народ на берегу Днепра и его притока  Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так  было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить  силу. В глухих углах (например, у  вятичей) язычество держалось, не уступая  христианской проповеди, еще целые  века; да и по всей стране старые верования  не сразу были забыты народом и  сплетались с новым вероучением  в пеструю смесь веры и суеверия.     

+++РУССКАЯ ПРАВДА+++ 

Литература, посвященная  Русской Правде,  насчитывает  более  чем  200-

летнюю историю. В 1738 г. В. Н. Татищев нашел список Новгородской  летописи,

в которую оказался внесенным  текст  Краткой  Правды  –  одной  из  редакций

Русской Правды. В 1767 г. А. Л. Шлецер напечатал ее под  заглавием:  «Правда

Русская,  данная  в   одиннадцатом   веке   от   великих   князей   Ярослава

Владимировича  и  сына  его  Изяслава  Ярославича».

Значение  Русской  Правды  как  исторического  источника  по  генезису

феодализма в древней  Руси  огромно.  Так,  закабаление  смердов  фактически

может быть изучено  только посредством только этого  юридического  документа,

так как летописи и другие источники говорят о  смердах и их положении  крайне

мало и отрывочно. Русская Правда дает, например,  материалы  и  по  изучению

товарного производства, имевшего место в данное  время.  Наконец,  словарный

фонд этого документа  «является исключительно ценным источником  по  изучению

разговорного языка Древней Руси» 

РУССКАЯ ПРАВДА КАК  ПАМЯТНИК ПРАВА 

Древнейшая редакция Русской  Правды  сохранилась  всего  в  двух  списках

(Академический —  в списке конца XV в. Новгородской I летописи Академии  наук

и Археографический  —  рукопись  Новгородской  I  летописи  Археографической

комиссии половины XV в.).

Русская Правда - сложная  компиляция, напоминающая  своими  судьбами  в

старой письменности наши летописные своды.

Русскую Правду можно  определить как кодекс частного  права  –  все  ее

субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица   закон  еще

не знает.

Статьи, знакомящие нас с народной общиной - вервью,  -  указывают,  когда

она должна платить  виру,и  затем  отмечают  льготу-рассрочку  и  ряд  случаев,

когда вервь не обязана платить

Основное  содержание остальных  статей  удобно  разлагается  на  несколько

крупных групп: статьи об охране  личности,  об  охране  имущества  с  особым

вниманием к владению холопами и к вопросам  кредита  и  торговых  сделок  и,

наконец,  драгоценная  группа  в  21  статью,   изображающая   древнерусское

наследственное  право.

Внимательное  рассмотрение  пространной   Русской   Правды   приводит   к

заключению, что она, кроме  статей о верви  и статей общего значения для  всех

слоев свободного населения,  сосредотачивает  преимущественное  внимание  на

вопросах,  ближе  касавшихся  не  сельской  массы,   а   социальных   верхов

древнерусского  общества.

Значение торговли для быта, отразившегося в Пространной  Правде, выступает

в ее статьях ,статьи определяют  порядок  решения  дел

по долговым обязательствам; упрощенное  производство  по  делам о

торговой ссуде, под  чем можно разуметь и торговое  товарищество.  Т.е РУССКАЯ ПРАВДА регулировала некоторые торговые,долговые,и даже правовые отношения граждан.

К этой же среде обращено внимание пространной  Русской  Правды  в  других

отношениях.  В.О.  Ключевский  указывает  на  внимание  пространной  Русской

Правды к интересам  «холоповладельцев». При этом отдельно стоящая  статья  38

вызывает некоторое  сомнение. Ее сравнение со статьей 15  древнейшей  Русской

Правды  показывает,  что  перед  нами  обобщение  статьи,   указывавшей   на

определенный и  притом для XII в. уже устаревший случай  бегства  челядина  к

иноземцу, варягу или  колбягу.

Информация о работе Древняя русь