Древняя история Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. 3
Периодизация……………………………………………………….. 4
Индская цивилизация (XXII – XVII вв. до н.э.)…………………... 5
«Ведийский период».………………………………………………..10
«Буддийский период». (VI – III вв. до н.э.)……………………….. 13
«Классическая эпоха» (II в. до н.э. – V в. н.э)…………………… 18
Религия Древней Индии……………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы………………………………28

Файлы: 1 файл

контр. раб Индия.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

    Упадок  городов.

    Города  недолговечны, быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной причине пришли в упадок, ориентировочно просуществовали 5-6 веков (ХХIV-ХVIII вв. до н.э.). Некоторые данные указывают на то, что упадок городов начался задолго до их исчезновения и был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации. «В поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без особого плана, некоторые крупные общественные здания уже разрушились6, а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение… Хараппе затихает некогда бурная торговля. меняется техника изготовления керамики».

    Среди причин упадка называется:

    •   вторжение арийских племен7;
  • внутренние причины: засоление почв, наводнения, наступление Раждутанской пустыни, изменение русла Инда;
    •   тектонические толчки
  • на основе анализа костных останков антропологи пришли к выводу, что причиной гибели жителей нескольких населенных пунктов была малярия и др.

     Исследования  показали, что упадок некоторых городов  начался задолго до появления иноземных племен. В отношении Мохенджо-Даро выдвигались предположения о близости центра тектонической деятельности, наводнениях, которые в конечном счете вынудили жителей переселиться, сильнейшей засухе как следствии изменения русла Инда. Возможно, причины в каждом конкретном случае были разными (разливы рек, изменение климата, эпидемии), но они не дают представления о причинах упадка Харрапской цивилизации в целом. Возможно, они связаны с некоторой варваризацией культуры, что стало следствием резкого расширения границ цивилизации и включения в ее состав отсталых по уровню развития областей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ВЕДИЙСКИЙ  ПЕРИОД».

СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

(XII – VII вв. до н. э.) 

      Ранний  период.

      Основными источниками по истории Северной Индии конца II – начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – веды. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веды» родственно, например, русскому «ведать»). Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья – «Благородный» - было самозванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев.

      Арии  пользовались изделиями из меди и  бронзы, жилища строили из тростника  и глины. Встречаются деревни, но полагают, что это первоначально относилось к непостоянному поселению, скопление кибиток, временной стоянки скотоводов. Городов они еще не знали вовсе и тем словом, которое обозначает «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.

      Социальная  организация индореев в период их расселения в Пенджбате, видимо, осталась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа – военный вождь и предворитель. Опиравшийся на помощь сородичей и сравнительно немногочисленных слуг. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созывавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоянных межплеменных войн.

      Уже в ранневедийскую эпоху засвидетельствован институт рабства, и слово «даса», в древнеиндийском языке обозначающее раба, встречается во многих ведийских гимнах. В целом социальная дифференциация в ранневедийское время была еще выражена довольно слабо. 

      Поздний период.

      В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Значительно большее развитие получило земледелие. С помощью плуга с лемехом, изготовленным из твердых пород дерева, были распаханы обширные пространства Индо-Гангской равнины.  Основной тягловой силой были волы, разведение домашнего скота оказывалось большое внимание. Молочные продукты составляли повседневную пищу, а по особо торжественным случаям – устраивался забой скота, в том числе и коров.

      Земледельцы поздневедийской эпохи строили дома из дерева и бамбука. Жилища, очевидно, различались по размерам и планировке в зависимости от социального положения их хозяев. Рядом с обыкновенными деревнями возвышались резиденции знати, окруженные валом или частоколом. Военные предводители, сражались на колесницах, запряженных лошадьми. Состязание в беге на колесницах были необходимой частью многодневных ритуалов, описанных в поздневедийских тестах. Описание битв в эпосе сводится, по существу, к описанию поединков колесничих воинов, и лишь за спинами их угадываются  массы пеших бойцов. Такая организация точно соответствовала и социальной структуре ведийского общества – на колесницах сражалась знать, а народ составлял ополчения.

      Археологические находки «серой расписной керамики»  свидетельствуют о дальнейшем развитии в начале I тысячелетия до н. э. профессионального ремесла, в том числе и таких, которые обслуживали повседневные нужды деревенского населения (горшечники и ткачи).

      Источники начала I тысячелетия до н. э. продолжают говорить о племенах, но в это время можно четко обозначить ту  область, которую занимало каждое племя. Население такой области часто было объединено не столько общностью происхождения и сознанием родственных уз, а сколько территориальной близостью и подчинением одному вождю и правителю. В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования.

      Религиозные и эпические произведения содержат довольно скудную информацию об основной массе населения. Свободные и полноправные земледельцы составляли общины, каждая из которых охватывала одну или несколько деревень. Общинников объединяли не только соседские, но, как правило и родственные связи, так как расселения происходило целыми кланами. Старейшины их пользовались огромным авторитетом. Наиболее важные дела решались на сходе, а главные обряды совершались от имени всей общины.

      Часть деревенских жителей не обладала полнотою права и потому не могла  участвовать в сходах – люди, чуждые коллективу не связанные с  ним отношениями родства или свойства. Как правило это были те, кто поздно появился на его территории (иногда же, напротив, первоселенцы, покоренные пришельцами). Неполноправными считались все, кто был занят обслуживающим трудом, в том числе и деревенские ремесленники. Естественно, не могло быть речи, о каких либо правах тех, кто не имел даже личной свободы. 

      Политическая  организация и социальная структура.

     Развитие  социальной дифференциации в  поздневедийскую эпоху выражается не только в появлении низших, бесправных и эксплуатируемых слоев. Меняется и положение основной массы народа. Его самоуправление все больше ограничивается пределами отдельной сельской общины, а дела всего племени и возникающего территориального государства переходят в исключительную компетенцию вождей и правителей. Эпические предания рисуют картину общества, где господствует военная аристократия. Еще более показательно то, что и жреческая ритуальная литература содержит характерное противопоставление знати («лучших») простому народу.

     Постепенно  можно заметить развитие власти правителя, усложнение царского двора и органов управления. Однако до самого конца ведийского периода государство сохраняло крайне архаичные черты. Одно из первых мест занимает военачальник (из чего следует, между прочим, что руководство войсками уже перестало быть главной обязанностью самого вождя). Несколько придворных носят титулы, связанные их родом деятельности («тот кто режет мясо», «тот, кто раздает»)

     Многие  из придворных (начиная с военачальника) были родичами правителя. Взаимоотношения в государстве приобретали вид как бы семейных связей. Поддержка родни была необходима для достижения власти, и недаром царские молитвы содержали, как правило, заклинание с целью заручиться помощью близких и одолеть соперников, «равных ему по рождению». Между разными группировками знати шла беспрерывная и ожесточенная борьба за власть. Приход к власти означал возможность собирать подати с народа. Регулярное налогообложение возникло не сразу. Первоначально речь шла о добровольных взносах, значительная часть которых тратилась на общие жертвоприношения, или о дани с общин, покоренных военной силой. Собирал подати сам правитель-раджа, его родные или слуги, объезжая подвластные территории и попутно завоевывая новые владения.

     Между представителями аристократии создавались непрочные союзы, часто неравноправные. Слабейшие правители вынуждены были временно подчиняться более могущественным соседям. Так возникали порою довольно обширные политические образования, владыки которых именовали себя «верховными» и «самодержавными» государями. Высшим успехом царя считалось проведение ритуала, который назывался «жертвоприношение коня»8.

     Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в  порыве вдохновения изрекавшие священные  заклинания вед. Они происходили из определения родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных. Передавая их из поколения в поколении. Жрецы эти в качестве хранителей традиции и сверхъестественной мудрости были как бы племенными судьями, обеспечивавшихся порядков.

     Индоарийские  племена не составляли политические единства, противостоявшего аборигенам. Часть местной знати и жрецы  вошли в состав господствующих социальных кругов возникавших  государств, и  напротив, некоторые арийские по языку и культуре общности оказались оттесненными и обездоленными.  Социально-политическое развитие Северной Индии конца II - начала I тысячелетия до н. э. привело к образованию четырех основных слоев общества: жречество, племенная военная аристократия,  полноправный народ – общинники; низшие неполноправные категории населения, включая рабов.

     Итогов  «ведийского периода» являлось распространение  пахотного земледелия на Индо-Гангской равнине, развитие социального населения  и возникновение специфической сословно-классовой структуры, становление ранних государств. В результате при активном  взаимодействии арийских и местных культурных традиций в середине I тысячелетия до н. э.  здесь сложились основы древнеиндийской цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»

     МАУРИЙСКАЯ  ИМПЕРИЯ

     (VI - III ВВ ДО Н. Э.) 

          В ведах упоминается  большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, но насколько историчны приводимые сведения можно только догадываться, в большинстве случаев сведения не подтверждаются археологическими данными. Из большого числа государств долины Ганга: Кошала со столицей Варанаси, Видеха со столицей Митхила и др., первостепенное значение приобрела Магадха (на территории современного Южного Бихара). Государство со столицей в Раджагрихе занимало выгодное географическое, стратегическое и торговое положение, богато полезными ископаемыми (металлы). Велась активная торговля со многими областями Индии. При магадхском царе Удаине (461-445 гг. до н.э.) столица была перенесена в Паталипутру (современная Патна). На престоле утвердилась династия Нандов, была создана крупная империя, что в свою очередь подготовило почву для организации империи Маурьев.

    Антимакедонское восстание возглавил Чандрагупта. Вполне достоверных данных о нем и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Нанды, но в результате какого-то столкновения с царем бежал в Пенджаб, где встретился с Александром Македонским.

    Чандрагупта вел войны с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, посаженными в Индии Александром. Успех в военных действиях усилил позиции Чандрагупты. Возможно, еще до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н.э.) или вскоре после изгнания (мнения исследователей на этот счет расходятся) он организовал поход в Магадху и двинулся из Северо-Западной Индии к Паталипутре, где сверг Дхана Нанду и занял престол. Около 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным правителем, положив начало династии, по родовому имени Чандрагупты носившей название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.

    Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Политическая обстановка оставалась сложной, в особенности напряженными были отношения с Селевкидами. Около 305 г. до н.э. Селевк I Никатор попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была уже объединена. Подробности войны не известны, вероятно, произошел ряд столкновений, фактически закончившихся победой второго и приведших к заключению в 303 или 302 гг. до н.э. мирного договора. Селевк уступил Чандрагупте значительные территории на северо-западе Индии, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, и дал в жены индийскому царю свою дочь, а Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, которые сыграли важную роль в его дальнейших войнах.

Информация о работе Древняя история Индии