Древние германцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:55, доклад

Описание работы

Термин «варвары» введен римлянами для обозначения всех неримлян и народов, не состоявших в союзнических отношениях с Римом. Порой утверждается наивная этимология этого слова, якобы производного от звукоподражания нечленораздельной речи неримлян – «вар-вар». В действительности латинское слово «barbares» означает «бородатые». В представлении римлян, чисто бривших свое лицо, бородатость выступала показателем бескультурья, невежественности, грубости нравов, неуважения к нормам поведения, отвержение правил благовоспитанности и эстетических ценностей. Варварами называли обитателей североевропейских лесов и евразийских степей и даже жителей Греции и Персии, хотя они обладали более древней культурой, чем Рим.

Файлы: 1 файл

Древние германцы.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

    Понятие «варвары»

     Термин «варвары»  введен римлянами для обозначения всех неримлян и народов, не состоявших в союзнических отношениях с Римом. Порой утверждается наивная этимология этого слова, якобы производного от звукоподражания нечленораздельной речи неримлян – «вар-вар». В действительности латинское слово «barbares» означает «бородатые». В представлении римлян, чисто бривших свое лицо, бородатость выступала показателем бескультурья, невежественности, грубости нравов, неуважения к нормам поведения, отвержение правил благовоспитанности и эстетических ценностей. Варварами называли обитателей североевропейских лесов и евразийских степей и даже жителей Греции и Персии, хотя они обладали более древней культурой, чем Рим.

     Однако в IV – V вв. н.э. понятие «варвары» стало менять свое значение; в эти столетия те народы, которых прежде именовали «варварами», облагородились, восприняли латинскую письменность, римское право и культуру; римляне же, напротив, в культурном отношении деградировали, стали подражать варварской моде, отращивать бороды и длинные волосы, носить узкие кожаные брюки, как кочевники, и рубашки. В IV – V вв. н.э. «варварами» станут называть нехристиан, язычников.

    Пространственно-временные  пределы

     «Мир варварства»  размещался на  севере и востоке  от границ Римской империи, охватывал Север Британии, Северо-Восток Германии, Скандинавию, славянские земли, степи Причерноморья. Однако этот мир расширялся по мере ослабления Рима, надвигаясь на территорию Римской империи, пока не поглотил всю ее западную часть. Хронологически «мир варварства» достаточно долго сосуществовал параллельно римской цивилизации, пережив ее. Начальной хронологической границей «мира варварства» может выступать рубеж нашей эры, а конечной – Х в., когда племена норманнов и венгров приняли христианство.

    Варварские  народы Европы

     «Мир варварства»  составляли северные  кельтские племена,  сохранившие значительную  самостоятельность  и самобытность, избежавшие  романизации.   Это прежде всего  пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Затем это лузитане и астуры, повлиявшие на становление португальцев и астурийцев, и баски, сохранившие свою этническую самостоятельность до сегодняшнего дня.  Это белги, эбуроны и некоторые другие северогалльские племена, предшественники современных валлонов, фламандцев, голландцев.  Все они, за исключением басков, относились к кельтской языковой группе,  были давно знакомы с металлургическими технологиями, знали плавку железной руды с первого тысячелетия до нашей эры, умели получать стекло,  пользовались колесом и морскими средствами передвижения.

   Пожалуй, наиболее развитыми  из них были бритты. Они строили укрепленные  поселения, главным  из которых стал Lugdunum, находившийся под  покровительством бога Луга. Они на протяжении столетий и даже тысячелетий поддерживали жизнь святилищ, в частности, самого авторитетного, известного под современным названием «Стоунхендж». Управляли бритами вожди, избиравшиеся народом; кандидаты на должность вождя подвергались испытаниям: они должны были промчаться на колеснице на полной скорости между двумя священными камнями; ежегодно вожди проходили обряд очищения огнем, после чего, считалось, они получали власть на следующий год: делался деревянный дворец, он поджигался, и вождь должен был пройти сквозь огонь. Характерно, что у бриттов вождем могла стать и женщина; такова Медб, упоминавшаяся в эпосе. Хранителями традиций и знаний выступали друиды – жрецы. Они пользовались особой письменностью в виде нитей, на которые нанизывались листья разных пород деревьев. Наверное, от такой манеры считывать информацию происходит глагол «листать». Существовала своеобразная «лесная школа», в которой постигались 7 дисциплин, сообразно возрасту. В детстве обучали рисованию и стихосложению, в отрочестве – письму, обычаям, ритуалу, в юности – астрономии и искусству прорицания. Был обычай награждать отличившихся в науках звездами, которые прикреплялись на подошву обуви, дабы не было гордыни.

   Кроме кельтов в «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги. Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, распадавшиеся на две ветви – остроготов и визиготов, вандалы, также делившиеся на две ветви – асдингов и силингов, затем – свевы, бургунды, франки, англы, саксы и лангобарды. Здесь мы сознательно ограничились указанием лишь тех народов, которые в дальнейшем создали свою государственность. Наиболее развитыми из германцев были готы. У них уже около 375 г. н.э. возник алфавит, созданный Вульфиллой. Была предпринята попытка записи обычного права, составлены небезызвестные «Белагины», первый свод германских законов, к сожалению, не сохранившийся. В IV в. н.э. образовалось раннее государство, так называемая держава Германариха с тенденцией установления династии.

     В дальнейшем, в  IV – VI вв. н.э., «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, полян и др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных.

    Великое переселение народов

     В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы и славяне, которых в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары; с юга, с VIII в. началась не менее активная экспансия сарацинов. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнов и венгров, последних «варваров» Европы.

   Следует учитывать комплекс факторов, вызвавших  экспансию варваров: прежде всего, неблагоприятные  изменения естественно-географических и климатических  условий – опустынивание в Центральной и Средней Азии, похолодание на Севере Европы; демографический взрыв и перенаселенность северных и восточных областей; экстенсивный характер экономики и природопользования; наконец, фактор политической деградации Рима, который на протяжении столетий создавал свое процветание за счет ограбления варварской периферии.

    Потестарная организация

     Варварские племена  находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Вся полнота власти была сосредоточена в собрании вооруженного народа. У германцев подобные собрания назывались тинг и альтинг. У англов и саксов в собраниях участвовали даже женщины, если они носили оружие и могли им защищать свою честь. Собрания избирали вождей – кингов, или конунгов, поднимая их, по обычаю, на щитах, и у тех же англов и саксов вождями могли быть избраны женщины, выделявшиеся неординарной воинственностью. Кроме вождей избирались еще старейшины и законоговорители – годи, обладавшие феноменальным объемом памяти и способностью к стихосложению; они рифмовали нормы обычая и в изустной форме, по памяти, воспроизводили. Вожди не обладали исключительными привилегиями и полномочиями; они выделялись военными способностями, участвовали в битвах в первых рядах; вожди не обладали принудительной властью, не имели подчиненной бюрократии, сил принуждения (полиции, тюрем, постоянной армии); они не имели устойчивых доходов, не могли устанавливать и собирать налоги. Существовал обычай добровольных приношений вождю (фирма, гафоль), которые однако не составляли собственности вождя; добровольные приношения являлись своеобразным страховым фондом, который распределялся среди соплеменников во времена кризиса. Вождь считался ответственным за бедствия и неудачи и мог быть принесен в жертву. С начала нашей эры стала формироваться дружина, основанная на псевдородстве: вождь признавался «отцом», а дружинники – его «сыновьями»; «отец» обязан был оказывать попечение о дружинниках, а те, в свою очередь, обязывались служить ему; между собой дружинники считались «братьями по оружию». Только с V в. н.э. у германцев создаются первые королевства с династической властью, впрочем, требующей народного одобрения.

    Культ войны

     У варваров война  и военные занятия  составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Германцы превозносили воинов-героев (эйнхериев), в честь которых слагались песни и саги.   Эйнхерий был самой почитаемой фигурой в обществе; только воин, погибший геройской смертью в битве, удостаивался права жить в Вальгалле, раю древних германцев. И наоборот, считались несчастными те, кто умирал от старости или от болезней.

     У норманнов особым почетом пользовались берсеркеры – воины, в которых вселялся неистовый дух Одина, и они обретали особую силу и неуязвимость.   Берсеркеры не нуждались в доспехах, они вступали в битву обнаженными по пояс. Их невозможно было поразить железом – мечом или копьем. Берсеркер в одиночку мог биться с сотней врагов. С берсеркером Гастингсом англо-саксы смогли справиться, только навалившись на него и сбив с ног; после Гастингс был связан и сброшен в глубокую яму, в которую затем спустили ядовитых змей.

     У норманнов существовал  обычай священной  весны, когда юношам впервые вручалось оружие, и они благословлялись на завоевание новых земель. Именно их называли «викингами», т.е. отправившимися в военный морской поход. Назад они, как правило, не возвращались.

   У лангобардов существовали особые отряды «волкоголовых», которых боялись сами лангобарды; они жили в специальных мужских домах, не имели семей, но охотно пользовались пленными женщинами; «волкоголовые» в мирное время бражничали, а в военное время утоляли свою чудовищную жажду битвы кровью. Лангобарды кормили и поили их и выпускали только в самые отчаянные моменты, когда не могли одержать верх над врагом. «Волкоголовые» бросались на противника безоружными; они способны были бегом настигнуть всадника; догнав, стаскивали его с седла, повергали наземь, выхватывали из-за голенища сапога кинжал и отрезали жертве голову, затем пили свежую кровь, садились на грудь жертвы, подымали голову кверху и выли по-волчьи, от чего противника охватывал еще больший страх. Эти отряды волкоголовых всегда приносили победу лангобардам. В дальнейшем германцы цивилизовались, утрачивали воинственность, и вместе с ней исчезал феномен воина-зверя, воина-оборотня.

    Обычное право

     Варвары вплоть  до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Принуждение осуществляла сама родовая община. Скажем, объявленный вне закона должен был быть убит тем соплеменником, кто первым встретит осужденного; каждый мог завладеть любой частью имущества осужденного. Высшей мерой наказания считалось изгнание из племени. Существовала кровная месть: долгом чести считалось мстить за убитого сородича, и наоборот, полным бесчестием считался отказ от мести; между родами и племенами, враждующими по мотивам кровной мести, велся негласный учет жертв, и надлежало поддерживать паритет среди убитых того или иного статуса с каждой стороны. Известны случаи, когда жены отказывали мужьям в супружеских обязанностях из-за лежащего на них бесчестья, т.к. их род имел на своем счету на одного убитого меньше, чем враждующий род. Практиковались ордалии – божеский суд, и талион – принцип равного возмездия за ущерб. В случаях невозможности выявить победившую в судебном состязании сторону могли прибегнуть к поединку между истцом и ответчиком; правым считался тот, кто побеждал. Если обвиняемый не мог доказать своей невиновности, то его после клятв подвергали испытанию – опусканию руки в кипяток: если рука сохраняла свои функции, то считалось, что испытуемый дал верную клятву, и обвинение с него снималось, в противном же случае он объявлялся виновным.

   Обычное право различало  честное и подлое убийства. Убийство открытое, публичное, лицом к лицу, не считалось преступлением. Убийство безоружного, в спину, из-за угла, спящего, находящегося в опьянении рассматривалось как тяжкое преступление.

   Обычному  праву известна градация правовой защиты, однако основанием для таковой  были не социальное положение, не знатность  или богатство, но эгалитарная родоплеменная мораль: больший уровень правовой защиты имел слабый – ребенок, беременная женщина, безоружная женщина.

   Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли  только с образованием королевств и кодификацией.

    Социальные отношения. Семья

     В варварском обществе  можно выделить  три социальных  состояния: свободные  (фрилинги), полусвободные  (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны. Каждый свободный имел право носить оружие, участвовать в народном собрании, в суде, в военных походах, в распределении трофеев, каждый свободный имел землю. Можно отметить появление знати (adel), из которой избирались вожди и позднее короли. Знатность имела не сословный, но родовой смысл; знатность определялась принадлежностью к наиболее древнему и многочисленному роду. У готов, к примеру, такими родами были Балты и Амалы, их мифическая родословная восходила к небесным богам – Асам.

   Полусвободные, по-видимому, происходили  из покоренных племен. Они могли иметь  дом, землю, имущество, семью; могли носить укороченное оружие – знак приниженного положения; могли участвовать в военных походах в качестве оруженосца при господине. В то же время лэт находился в собственности господина, мог быть продан, обменен, подарен и т.д.

   Несвободные или рабы были объектом вещного права. При  этом несвободные  были частью семьи; они  могли есть за одним  столом с господином, работать наравне  с ним, вступать с  дозволения господина  в брачные отношения, иметь детей, личное имущество. Домашнее патриархальное рабство переживет варварское общество и даже доживет до позднего средневековья.

     Пожалуй, реальные  различия в положении  свободных складывались  в семье: полноправными  в точном смысле  слова оказывались  только главы семей  – отцы (fater). Они  обладали правом жизни и смерти над детьми. Если отец брал новорожденного ребенка на руки и давал ему имя, то ребенку даровалась жизнь; если же отец отворачивался от младенца, не беря его на руки, то его следовало принести в жертву богам. Отец был вправе карать своей властью детей, не выполнявших его воли, вплоть до продажи в рабство и убийства. Отец определял участь детей, достигших брачного возраста, он сохранял власть над взрослыми, самостоятельными детьми вплоть до своей смерти.

Информация о работе Древние германцы