Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:11, реферат

Описание работы

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (нем. Deutsch-sowjetischer Nichtangriffspakt; также известен какпакт Молотова — Риббентропа) — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным деламВ. М. Молотовым, со стороны Германии — министром иностранных дел И. фон Риббентропом.

Файлы: 1 файл

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.docx

— 36.43 Кб (Скачать файл)

Содержание  секретного протокола

В Викитеке есть тексты по теме 
Секретный дополнительный протокол 
к Договору о ненападении между Германией и СССР

«Секретный дополнительный протокол» описывал «границы сфер интересов» сторон «в случае территориально-политического  переустройства» Прибалтики и Польши. Прибалтийские государства входили  в сферу интересов СССР. При  этом Литва получала (тогда польский) Вильнюс, а граница интересов в Польше проходила по рекам НаревВисла и Сан.

Вопрос о независимости  Польши согласно протоколу мог «быть  окончательно выяснен» позже по согласию сторон. СССР подчёркивал интерес  к Бессарабии, а Германия — незаинтересованность в ней.

Подписание  договора

В тот же вечер  оба документа были подписаны. Переговоры продолжились до утра. Встреча увенчалась банкетом, открывшимся тостом Сталина: «Я знаю, как немецкий народ любит  фюрера. Поэтому я хочу выпить за его здоровье»[35].

Позднее, в 1946 году, вспоминая об этом событии на Нюрнбергском процессе, Риббентроп сказал: «Когда я приехал в Москву в 1939 году к маршалу Сталину, он обсуждал со мной не возможность мирного урегулирования германо-польского конфликта в рамках пакта Бриана-Келлога, а дал понять, что если он не получит половины Польши и Прибалтийские страны ещё без Литвы с портом Либава, то я могу сразу же вылетать назад»[36]

Юридическая характеристика договора

Слева: раздел сфер интересов в Восточной Европе по дополнительному протоколу. 
Справа: фактические территориальные изменения к 1941 году. 
Оранжевым цветом изображены территории, отходящие и отошедшие к СССР, голубым — территории, отошедшие к рейху, фиолетовым — территории, оккупированные Германией (
Варшавское генерал-губернаторство, Норвегия и протекторат Богемия и Моравия)

Оценки юридической  стороны договора противоречивы. Согласно одним мнениям, Договор о ненападении  сам по себе (без протокола) не содержит ничего необычного и представляет собой  типичный договор о ненападении, примеры которых часты в тогдашней европейской истории (см., например, аналогичный пакт между Германией и Польшей)[37][38]. А. А. Пронин[39] придерживается другого мнения, указывая на то, что в договоре отсутствовал пункт, отменяющий его действие в случае, если одна из сторон совершит агрессию (такой пункт присутствовал в большинстве договоров о ненападении, заключённых СССР). В исходном советском проекте договора соблюдение нейтралитета имело предпосылкой ситуацию, при которой другая сторона окажется «объектом насилия или нападения со стороны третьей державы», но окончательная редакция статьи II договора предполагала соблюдение нейтралитета в случае, если одна из сторон станет не объектом нападения, но «объектом военных действий со стороны третьей державы». Такие формулировки были типичны для дипломатии Третьего рейха, например договор о ненападении между Германией и Латвией и договор о ненападении между Германией и Эстонией декларировали соблюдение нейтралитета «при любых обстоятельствах»; однако СССР до сих пор их не использовал. В результате договор широко открывал двери для любого нападения Германии, «спровоцированного» якобы актом насилия со стороны третьей державы[39]. А. А. Пронин также указывает, что договор тесно связан с секретным протоколом и не может оцениваться отдельно от него, равно как и вне конкретной предвоенной ситуации тех дней. Секретный протокол к договору относил к сфере интересов СССР в Прибалтике Латвию, Эстонию и Финляндию, Германии — Литву; в Польше раздел проходил по линии Нарев-Висла-СанВильнюс переходил от Польши Литве. При этом, сам вопрос о том, желательно ли с точки зрения интересов договаривающихся сторон сохранение польского государства, предоставлялся «ходу дальнейшего политического развития», но в любом случае должен был решаться «в порядке дружественного обоюдного согласия». Кроме того, СССР подчеркнул свой интерес кБессарабии, а Германия не возражала против интересов СССР в этом регионе Румынии. Дополнительный протокол оценивается А. А. Прониным как юридически неправомерный, поскольку касался третьих стран.

Информация о работе Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом