Дней Александровых прекрасное начало

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Описывается воцарение императора Александра I, попытки либеральных реформ разных периодов, характер сына Павла I и факторы, его сформировавшие.

Файлы: 1 файл

рпи оригинал.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

   Пока  это были не реформы, а лишь отмена наиболее тиранических распоряжений Павла, вызывавших всеобщее недовольство, но эти действия нового царя оказали огромное влияние на умы современников и породили надежды на дальнейшие перемены. От Александра ждали «нового правления», где «на место произвола и насилия явились бы наконец законы и справедливость». В серьезность реформаторских намерений Александра верили не только в России, но и за ее пределами.

   Несмотря  на то, что Александр подчеркивал  преемственность между своим  царствованием и царствованием  Екатерины Великой, его правление  не было ни возвратом к «золотому веку» Екатерины, ни полным отказом от политики Павла, направленной на усиление самодержавной власти царя. Демонстративно подчеркивая свое отрицание характера и методов павловского правления, он все же воспринял немало черт его царствования, причем в главной его направленности – к дальнейшей бюрократизации и централизации управления как меры укрепления самодержавной власти монарха. В нем глубоко укоренились такие «гатчинские привычки», как приверженность к воинской муштре, любовь к парадам.

   Однако  Александр не мог не считаться  с новым «духом времени», в первую очередь с влиянием французской  революции на умы. В новых условиях он стремился, не меняя основных направлений  политики своих бабки и отца на укрепление абсолютизма найти такие  способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. Уже в самом начале своего царствования Александр Первый торжественно объявил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. При каждом удобном случае Александр любил говорить о приоритете законности, о своем стремлении «привнести ясность и порядок» в систему управления и поставить отношения между властью и подданными на «законную основу». Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти заявления Александра имели большой общественный резонанс, ибо они отвечали главной идее представителей всех направлений общественной мысли того времени.

   В первые годы царствования перед Александром  Первым стояли, таким образом, задачи не только устранения последствий мракобесия Павла, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и даже масштабных реформ. 

    1. НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ
 

   Для проведения этого курса Александру Первому нужны были энергичные и  деятельные советники. Естественно, он не хотел искать их среди убийц  своего отца, которые многое знали  и на многое претендовали. Поэтому после событий 12 марта 1801 г. участники заговора были один за другим удалены от двора. Не желал новый царь слушать и нравоучения престарелых екатерининских вельмож, так же на многое претендовавших. Он приблизил к себе друзей юности – представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: П.А. Строганова («первого якобинца» и поклонника Бонапарта), его двоюродного брата Н.Н. Новосильцева (старшего из всех, отличавшегося энциклопедической образованностью), молодого графа В.П. Кочубея (который «хотя и не блистал талантами», но был полезен «чиновничьей изощренностью») и А.А. Чарторыйского (бескорыстного, честного, мечтавшего о восстановлении независимости Польши, приходившегося двоюродным братом последнему польскому королю А. Понятовскому). Эти люди и составили летом 1801 г. так называемый Негласный комитет. Он не имел официального статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра Первого оказывал большое влияние на его политику и наметил в общих чертах программу преобразований.

   Этот  «дружеский кружок» сложился еще  в царствование Павла, когда его  члены собирались тайно, опасаясь репрессий, и говорили о необходимости устранения деспотизма в России, отмене «рабства»  крестьян, о предпочтительности республики. Но с воцарением Александра тон разговоров переменился. Челны Негласного комитета, хотя и понимали необходимость преобразований, строили планы реформ государственного аппарата, говорили о необходимости издания Жалованной грамоты народу, однако исходили из незыблемости основ абсолютизма. Хотя Комитет был «негласным», о нем знали и говорили многие. Впрочем, и сам Александр не делал из него тайны. Сановная екатерининская оппозиция окрестила Комитет «якобинской шайкой». С июня 1801 г. по май 1802 г. было проведено 35 заседаний Комитета. Признавалось необходимым «прежде всего узнать действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на истинном духе народа». Но изучение состояния дел в государстве свелось к собиранию сведений о функционировании высшего государственного аппарата и выявлению его недостатков. Учреждение конституции путем издания «Жалованной грамоты российскому народу» никоим образом не должно было ограничить самодержавную власть царя. Обсуждались так же вопросы о повышении обороноспособности страны, об основных направлениях ее внешней политики, о правах Сената, а также и крестьянский вопрос в плане постепенной ликвидации крепостного права. В 1803 г. Негласный комитет, проведя всего четыре заседания, был закрыт. Александр Первый уже прочнее чувствовал себя на троне; программу намеченных Комитетом мер в дальнейшем он рассчитывал проводить сам, не прибегая к советникам. 

    1.   ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
 

   Задуманную  в первые годы царствования Александра Первого программу либеральных  преобразований не удалось выполнить  полностью, да и все эти преобразования, особенно в социальной сфере, носили противоречивый и непоследовательный характер. Так, намерение обнародовать в день коронации осенью 1801 г. «Жалованную грамоту российскому народу» было отложено, в крестьянском вопросе все дело свелось к ряду частных мер. Во время коронации Александр торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки. Изданный 20 февраля 1803 г. Указ о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семьями, по обоюдной договоренности их с помещиком. Ничтожные практические результаты указа видны из того, что до конца царствования Александра Первого отпущено на основании Указа было 47 тыс. д.м.п. (0,5% ко всему крепостному населению), а за все время действия Указа (до 1858 г.) выкупилось всего 152 тыс. д.м.п. (1,5%).

   Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Так, указы 1808-1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков по своей прихоти ссылать крестьян в Сибирь, подтверждалось правило: если крестьянин однажды получил свободу, то он уже не мог быть вновь «укреплен» за помещиком, а крестьянам, незаконно записанным во владение помещика, предоставлялось право возбуждать иск о предоставлении свободы.

     Уступкой новым экономическим процессам явилось издание в 1801 г. Указа о покупке земли недворянами – купцами, мещанами, государственными крестьянами. Помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворян на земельную собственность. Практика показала, что до отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий меньше 3% своей земли.

   В 1803 г. было издано новое Положение  об обустройстве учебных заведений. В основу системы образования  были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на четыре ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным образованием, гимназии и университеты. Всей системой образования ведало Главное управление училищ (позднее Министерство народного просвещения). Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор за учебными заведениями во вверенных им округах. Всеми делами в учебном округе ведал университет через посредство своего ученого совета. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам широкую автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

   В 1804 г. был издан «Устав о цензуре», в котором говорилось, что цензура  вводиться «не для стеснения  свободы мыслить и писать, а  единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Цензорам рекомендовалось руководствоваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым», толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать». Сами цензурные комитеты учреждались при университетах и состояли из профессоров по представительству попечителей учебных округов. Авторы и издатели получали право обжаловать их действия в Главном управлении училищ.

   В первое десятилетие царствования Александра Первого был проведен ряд административных преобразований. В 1801 г. был учрежден Непременный совет – совещательный орган при императоре. Высших чиновников в Совет назначал сам император. Сенат, значение которого сильно упало при Павле, был восстановлен в ранге высшего судебно-административного органа и «хранителя законов». Он стал верховным органом в империи, сосредоточившим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право «делать представления» (т.е. возражения) по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Однако первая же попытка Сената возразить против Указа 1803 г. об обязательной 12-ти летней службе дворян, не достигших офицерского чина, что противоречило «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г., вызвала резкое недовольство Александра, и Сенат получил «разъяснение», что он может делать «представления» только по поводу ранее изданных законов, а не будущих.

   В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось  восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел (до 1832 г. оно именовалось еще коллегией). Коллегии были заменены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обслуживания дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой екатерининской знати (Г.Д. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Заводовский), так и «молодые друзья» Александра Первого (Новосильцев, Воронцов, Кочубей, Строганов, Чарторыйский), чем преследовалась цель противопоставить старую знать новой.

     Первоначально структура и функции министерств еще не были точно определены. Их подробно разработал М.М. Сперанский (подробнее о нем речь пойдет п следующем подразделе) в подготовленном им «Общем уложении министерств», утвержденном императором 25 июня 1811 г. и явившемся завершением министерской реформы. Число министерств увеличивалось до 12. Появились Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления – духовных дел и разных исповеданий, ревизий государственных счетов, путей сообщения во главе с главноуправляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министерство коммерции, его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры входили в состав Сената. Закон 1811 г. четко разграничивал круг вопросов, которым ведало каждое министерство, устанавливал единые принципы организации структуры министерств и общий порядок прохождения в них дел, отношения министерств с другими ведомствами, органами государственного управления. 

    1.   ЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. СПЕРАНСКОГО
 

   С 1807 г. на арену политической жизни  страны выдвигается М.М. Сперанский (1772-1839) – один из выдающихся государственных  деятелей России. Выходец из семьи  бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру. Службу он начал еще при Павле Первом в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б. Куракина. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, а в 1808 г. назначается членом Комиссии для составления законов и заместителем министра юстиции. Все современники Сперанского отмечали, что по сравнению с ним никто не мог с таким блеском и логикой составить доклад, проект, оформить текст закона. Все важнейшие законы, начиная с 1802 г. составлялись или редактировались Сперанским.

   В конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому  разработку плана государственного преобразования России. Сперанский, с  присущей ему энергией и обстоятельностью, принялся за работу. Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию для составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, «изучил все существующие в мире конституции», ежедневно встречался с императором, обсуждая с ним каждый раздел плана.

   В октябре 1809 г. проект под названием  «Введение к уложению государственных  законов» был представлен императору. Во вводной части проекта Сперанский подчеркивал неотложность реформ. Для предотвращения потрясений, подобных Французской революции, необходимы, указывал он, радикальные преобразования, а не поправки, ибо возможность «исправить зло частными методами миновала». Но все эти реформы должны были не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть в стране.

Информация о работе Дней Александровых прекрасное начало