Династия Мальцовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Хотя люди часто потом возвращаются в понравившийся им город, впечатление, полученное при первом посещении, остается неизгладимым. Наш небольшой рассказ мы посвятим городу мастеров-волшебников — Гусь-Хрустальному. Это один из тех городов, которые называются малыми. Но делами своими, традициями мастерства он приобрел всемирную известность. По-разному называют его — и Стеклоград, и столица русского хрусталя. Любое из этих определений характеризует лицо Гусь-Хрустального. Немногим городам России довелось вобрать в себя историю и колорит отечественного стеклоделия.

Содержание работы

Введение
Фамильный герб семьи Мальцовых
Зарождение стекольного производства
Истоки становления Мальцовской стекольной империи
Наследники Василия Васильевича Мальцова (Василия «Большого»)
Гусевской Хрустальный Завод
Георгиевский собор
Музей хрусталя
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Династия Мальцовых.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

В 1959 г. была намечена дальнейшая реконструкция завода. В число мероприятий входило: расширение цеха обработки за счет достройки административного корпуса, перевод отопления всех печей на жидкое топливо, затем на газ, строительство корпуса №4 — для мастеров и цеха выработки, а также обработки высокохудожественных изделий из накладного стекла и цветного стекла и изделий, окрашенных редкоземельными окислами; строительство опытной ванной печи и цеха №5 для выработки цветного стекла.

1960-е  гг. отметились в истории Гусевского хрустального завода дальнейшим расширением производства сортовой посуды, высокохудожественных изделий, внедрением различных прогрессивных технологий и масштабной реконструкцией завода.

В 1960 г., впервые в мировой практике стекловарения, на Гусевском хрустальном заводе группой талантливых инженеров была предложена опытная ванная печь непрерывного действия для варки свинцового хрусталя. Выпуск сортового хрусталя увеличился в 5 раз по сравнению с выпуском ранее действовавшей горшковой печи.

Гусевской хрустальный завод ежегодно участвовал в выставке достижений народного хозяйства СССР. Более 40 работников завода стали обладателями золотых, серебряных и бронзовых медалей ВДНХ.

В 1984 г. сменилось руководство завода. С именем Г.В. Савоничева, руководившим предприятием более 30 лет, связано интенсивное развитие завода: внедрение новейших технологических процессов, строительство новых промышленных корпусов, выход на международный рынок. Более 200 работников Гусевского хрустального завода были удостоены правительственных наград.

До  конца 1980-х гг. основной задачей завода было увеличение выпуска массовой продукции, освоение новых видов изделий за счет совершенствования внедренных ранее технологических линий.

В 1991 г., после распада Советского Союза, в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в стране, налаженное хрустальное производство стало давать сбои. Высокая себестоимость, материалоемкость хрусталя проявилась в дефиците данной продукции. В период массовой приватизации и акционирования на Гусевском хрустальном заводе было принято решение о создании акционерного общества. Но изменение формы собственности не дало заводу положительных результатов. Хрустальное производство все также было убыточным, так как закупка сырья и реализация готовой продукции была подчинена интересам отдельных предпринимателей в убыток производству. В 1996 г., в связи с банкротством завода, введено конкурсное управление.

В октябре 1998 г. произошла реорганизация ОАО «Гусевской хрустальный завод». Из старого предприятия с многомиллионными долгами выделилось новое — ООО «Хрустальный завод» без долгов. Учредителем нового завода стала зеленоградская фирма «Колорит».

В 2001 г. загрузка мощностей ООО «Хрустальный завод», в которое вошли все основные цеха старого завода, достигла 100%. Годовой объем производства вырос до 450 млн. руб. В обновление завода было инвестировано 10 млн. немецких марок. Запущены две принципиально новые для российской стекольной промышленности линии по производству современной тонкостенной посуды.

Новым руководством был принят план стратегического  развития на период до 2007 г., предусматривающий осуществление комплекса мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия и техническому перевооружению производства, для достижения лидирующих позиций среди мировых производителей изделий из стекла и хрусталя. Но задуманному не суждено было случиться. В 2005 г. руководством ООО «Гусевской хрусталь» продана большая часть акций немецкого завода. Из «Гусевского хрусталя» с многомиллионными долгами выделено новое предприятие ООО «НХП ГХЗ». В этом же году сменились и основные держатели акций этого завода.

 

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР

 

В 1890 г. Ю.С. Нечаев-Мальцов заказал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания — базилика в русском стиле. «Это интересная задача, писал позднее Л.Н.Бенуа, — создать большую русскую базилику».

Храм  св. Георгия Победоносца стал своеобразной вариацией на тему «русского стиля». Л.Н. Бенуа справедливо считал подобную задачу не из легких. Удачно спроектированный и богато декорированный, храм безусловно выходил из ряда обыкновенных. Георгиевская церковь создавалась с использованием приемов синтеза искусств. Эскизы росписи интерьера, фонарей при входе, металлических деталей ограды и ворот исполнял сам Л.Н. Бенуа. К работам в церкви был привлечен В.М. Васнецов.

23 апреля 1892 г. Л.Н. Бенуа представил заказчику на больших картонах проект будущего Георгиевского собора.

25 мая  1892 г. состоялась закладка новой церкви во имя Георгия Победоносца с приделами в честь Иоанна Богослова и святой мученицы Софии, на 3000 прихожан.

Высокие требования предъявлялись к качеству строительных материалов. В декабре. Бут и белый камень завозился в зимний период и просушивался в теплом помещении. Возле стройки в глубоких ямах гасили известь. Для выкачивания воды был пробурен артезианский колодец. Через пять лет, к 1897 г., основные строительные работы были закончены, а окончательная отделка храма заняла еще несколько лет.

По  первоначальному проекту Л.Н. Бенуа  колонны Георгиевского собора должны были быть выполнены из чугуна, покрыты бронзовой краской и полностью расписаны цветными эмалями. В процессе строительства Нечаев-Мальцов внес предложение о замене колонн цилиндрической формы на резные каменные. 23 июня 1893 г. Л.Н. Бенуа писал заказчику: «Милостивый государь Юрий Степанович! При сем посылаю на благоусмотрение Вашего Превосходительства два чертежа колонны для гусевской церкви. На одном чертеже колонна составлена из 3 частей, а на другом из 5 частей... Лабрадор, как пилоны, основание всего среднего нефа церкви, не считается в технике вполне благонадежным..., поэтому необходим самый строгий прием материала. Мое мнение, основанное на первоначальной идее Вашего Превосходительства, — сделать колонны из чугуна под позолоту (как в ростовских церквах) или под живопись, что вполне отвечает стилю, а главное, несравненно благонадежнее и устойчивее камня... Конечно, все зависит от Вашего желания...».

Вскоре, по желанию Нечаева-Мальцова, архитектор приступил к переделам и проверке полного расчета базиличных неф Гусевской церкви.

Васнецовым  для Гусевского храма были исполнены следующие работы: «Страшный Суд» для западной стены, запрестольные образцы в алтаре и приделах – «О тебе Радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.

В 1897 г. товарищество Постникова из Москвы изготовило по эскизам Васнецова три бронзовых эмалированных иконостаса: один средний – большой и два боковых – малых. Иконостас получился удачным, и в 1898 г. С.П. Дягилев изъявил желание репродуцировать его эскизы в журнале «Мир искусства», а в 1904 г. Л.Н. Бенуа просит Васнецова от имени общества архитекторов дать разрешение поместить изображение иконостаса Гусевской церкви в журнале «Зодчий».

Картины и эскизы В.М. Васнецова репродуцировались  в журналах и приложениях различных газет. Все эскизы Васнецова для Георгиевского собора приобретены художественной галереей  Павла и Сергея Третьяковых.

Здание  имеет пять входов, украшенных порталами из белого резного камня – бута. Интерьер Георгиевского собора выполнен в «романском» стиле. Арки, разделяющие нефы, опирающиеся на массивные мраморные колонны. Низкий иконостас как бы подтверждал стиль западноевропейской архитектуры.

Летом 1901 г. Ю.С. Нечаевым-Мальцовым были разосланы приглашения, в которых сообщалось:«2 сентября 1901 г. храмосоздатель Юрий Степанович Нечаев-Мальцов просит Вас покорнейше почтить церковное торжество своим присутствием. Начало обряда освещения имеет быть в 9 часов утра…»

Современники  дали собору высокую оценку, и сам  Л.Н.Бенуа писал: «В этот храм я все  вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений».

Декрет  ВЦИК и СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства стал предвестником массового уничтожения культурных зданий. Некоторые храмы уничтожали полностью, другие переоборудовались под «гражданские учреждения». Второй вариант был предназначен для Георгиевского собора. На основании донесения от 3 июня 1924 г. городской власти и губисполкома, в котором мообщалось, что с 1918 по 1924 гг. большинство граждан Гусь-Хрустального избавилось от религиозных предрассудков и у рабочего населения возникла мысль о более походящем использовании храма для культурно-просветительских целей, Георгиевский собор был закрыт.

Все имущество храма было изъято и  предано часть в губмузей, часть церковных ценностей — в госфонд.

Гусевские коммунисты и комсомольцы проводили  в здании различные мероприятия. Например, в день самого почитаемого  в православии праздника Пасхи  гусевкие комсомольцы решили провести мероприятие под названием «антипасха». Местом проведения был выбран Георгиевский собор. После доклада комсомольцы с пением «Интернационала» вышли из храма на площадь. Музыканты с медными трубами и барабанами забрались на колокольню. Всю ночь оглушительной силы звуки революционных гимнов разносились по спящим улицам поселка.

С 1973 по 1983 гг. проводились реставрационные работы по приспособлению здания в музей Хрусталя.

 

МУЗЕЙ ХРУСТАЛЯ

 

В мае 1983 г. Музей, один из лучших музеев отечественного художественного стекла, расположенный в Георгиевском соборе, принял своих первых посетителей. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое — яркое, праздничное и торжественное.

Музей хрусталя был создан в рамках Владимиро-Суздальского музея заповедника, благодаря усилиям сотрудников и специалистов во главе с генеральным директором объединения А.И. Аксеновой. Более 40 лет Алиса Ивановна возглавляет один из крупнейших музей-заповедник.

Хрусталь  необыкновенно певуч. Если умело  дотронуться до края изделия, оно тихонько звенит мелодичным «малиновым» звоном. Красными, фиолетовыми, зелеными огоньками играют чудесные вещи.

Удивительны изделия XVIII века. В период становления, являя собой кустарное производство, основной продукцией Гусевского хрустального завода была массовая посуда из зеленого и бесцветного стекла. В небольших количествах на заводе выпускали шлифованные и гравированные «хрустальные» кубки, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом.

Стекло XIX в. на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева. Наибольшей популярностью пользовалась продукция из бесцветного хрусталя с алмазной гранью. Рюмки, бокалы, креманки, вазы с широкой гранью и подшлифовкой отличались чистотой, прозрачностью, единством формы и содержания. Появился термин «мальцовский хрусталь», который являлся синонимом не только качества, но и художественных достоинств изделий Гусевского хрустального завода. Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими гранями стали своеобразными канонами, на основе которых стали развиваться разновидности алмазных рисунков. Появилась знаменитая «мальцовская» алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя. Так, среди ассортимента выпускаемой продукции Императорского стекольного завода упоминаются сервизы с «старомальцовской и новомальцовской резьбой», которыми пользовались в Зимнем дворце, Царском селе, Гатчине. Также гусевские мастера создали алмазный рисунок в виде растительного орнамента «светлое растение».

Достаточно  быстро гусевские мастера освоили разновидность алмазной грани «русский камень», которая впервые появилась на ИСЗ в 1820-е гг. Призматическая резьба в виде восьмигранника широко применялась для обработки парфюмерных наборов. Заказчиками аптекарской и парфюмерной продукции мальцовских заводов были такие известные фирмы, как «фабрика Рале», «Товарищество Г. Брокар и К». «Товарищество С. Чепелевецкий с сыновьями» и другие. Значительную долю в ассортименте завода составляли многопредметные сервизы, исполняемые по заказу и действующие по прейскуранту.

Несмотря  на то, что в XIX в. бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В.Н. Рябова — представителя династии гусевских стекловаров. Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимали урановые и рубиновые стекла. Урановые красители использовались для получения желто-зелено-синей гаммы. Рубиновое стекло подразделялось на «золотой», «малиновый» и «пурпурный». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы, а «малина» или «медный рубин» — на простом стекле.

В начале ХХ в. значительно расширились технические возможности обработки изделий. Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий. Особой популярностью в начале ХХ в. пользовались изделия из стекла, имитирующие ювелирные и поделочные камни – авантюрин, опал, малахит, яшму, бирюзу. Появились новые примеры декора — иризация, цветные люстры, обильная роспись золотом и серебром, травление по многослойному стеклу. Так, в 1910-е гг. на Гусевском хрустальном заводе был освоен выпуск изделий в стиле Галле. Практически все предметы, выполненные в технике многослойного стекла, имели сигнатуру Ю.С. Нечаева-Мальцова (владельца ГХЗ с 1880 по 1913 гг.), а с 1913 гг. при новом владельце — сигнатуру «Ю.С. НМнкъ». Фирменный знак говорил о том, что на Гусевском хрустальном заводе не только в совершенстве владели техникой «галле», но и привнесли в нее неповторимые элементы национальной культуры. Излюбленными сюжетами гусевких мастеров были горные, лесные и речные пейзажи, которые органично сочетались с стволовидной и конусовидной формой изделий, а также с колоритом цвета.

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы  России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

На  рубеже XIX–XX вв. Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных. Так старейшая техника живописи по стеклу в эпоху модерна достигла своего совершенства. Непрерывные, плавные, причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию.

Мальцовские заводы наполнили рынок широким  ассортиментом изделий, соответствовавших покупательной способности различных слоев общества.

1950–60-е  гг. в истории Гусевского хрустального завода отмечены расцветом художественного мастерства хрустальщиков. В производство был внедрен выпуск цветных изделий, окрашенных редкоземельными красителями. Массовая продукция из «глушеного» и цветного прозрачного стекла была отмечена различными наградами. Наряду с расширением производства сортовой посуды, стали осваивать выпуск высокохудожественных изделий. Большие вазы из хрусталя и накладного стекла, декоративные кубки в оправе, сувенирная продукция поражали своей монументальностью, чистотой и качеством стекломассы, красивой алмазной гранью. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе гусевской хрусталь был отмечен бронзовой медалью.

Информация о работе Династия Мальцовых