Декабристы и их роль в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Какие же причины побудили молодых дворян, принадлежащих к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма, с прекрасными перспективами военной и статской службы, выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему они объединились в тайные союзы вольнодумцев? Петр Каховский коротко выразил общее мнение декабристов: «Начало и корень общества надо искать в духе времени и положении, в котором мы находимся».
Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии, возвращались на родину в ожидании обновления России. Царствование Александра I (1801-1825) начиналось великими надеждами: молодой государь склонялся к проведению либеральных реформ, покровительствовал просве7

Содержание работы

Введение……………………………………………………...………………………3
1. Тайные политические организации декабристов………………………………4
1.1 Союз спасения……………………………………………………………..…..4
1.2 Союз благоденствия…………………………………………………………..5
1.3 Южное и Северное общества………………………………………………...6
2. Восстание в Петербурге и на Украине………………………………………...10
3. Суд над декабристами…………………………………………………………..23
4.«Спасибо женщинам»...…………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

история.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

Муравьев  провозгласил свободу  слова, печати, вероисповедания, равенство  всех перед законом, неприкосновенность личности, священность права собственности, обеспечение безопасности жизни  и собственности, суд присяжных. Судебную систему он заимствовал  у англичан - предполагал ввести выборных и несменяемых судей. Землю  у помещиков он отбирать не планировал. Вняв критике декабристов, он пересмотрел  вопросы, касающиеся владения землей, и предложил предоставлять освобожденным  крестьянам не только усадебные участки  с хозяйственным инвентарем, но и  полевые наделы в размере двух десятин на крестьянский двор.

Постепенно  между двумя  организациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все революционные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столице, где вел переговоры о  слиянии обществ и едином плане  действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как к программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламентирующие последующее устройство России. В конце концов заговорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное выступление летом 1826 г.

Но, к сожалению, смерть Александра 1 и последовавшие за этим события, подтолкнула активных членов Северного  общества форсировать переворот. Действовать  северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников.

2. Восстание в Петербурге и на Украине

Неожиданная  смерть Александра I (19 ноября 1825 г.) вызвала «династический кризис».

В соответствии с указом Павла о порядке престолонаследия, в виду отсутствия у Александра прямых наследников, престол должен был  перейти  к старшему из оставшихся братьев - Константину. Но еще в 1823 г. по приказанию Александра был заготовлен манифест об отречении Константина  и о передаче прав на престол следующему по старшинству брату - Николаю. К  манифесту было приложено письмо Константина с просьбой освободить его от тех прав, которые он «по рождению своему может иметь». Все это держалось в глубокой тайне. Константин, получив вечером 25 ноября известие о смерти Александра, собрал своих приближенных и сообщил им, что он отрекается от престола в соответствии с обещанием, данным им покойному брату. Действительно, объявить о своем вступлении на престол, находясь в Варшаве, вдалеке от гвардии, зная при этом, что Николай также претендует на престол, было, конечно, весьма рискованно.

Наступил  династический  кризис, который завершился окончательным  переходом власти к Николаю I, присяга  новому императору была назначена на понедельник, 14 декабря.

К началу 1825 г. руководство  Северным обществом почти полностью  обновилось. С отъездом из Петербурга Трубецкого его место в думе занял  Рылеев, а Н. Муравьева заменил  А. Бестужев. Из старых членов думы остался  в Петербурге лишь один Оболенский. Значительно обновился и состав рядовых членов общества. Рылеев привлек  в организацию Каховского, Якубовича, братьев Н. и П. Бестужевых, Завалишина и других, Каховский - ряд офицеров гренадерского полка; при помощи Завалишина была налажена связь с группой офицеров-моряков. Кроме того, в общество в это время вступило значительное число офицеров Измайловского, Финляндского и Кавалергардского полков. На севере уже знали о всех тех событиях, которые произошли в Южном  обществе. Вернувшийся из Киева Трубецкой  сообщил о слиянии Южного общества с Обществом соединенных славян и о готовности южан выступить. Трубецкой высказал предположение, что южане, по всей вероятности, приступят к действию в 1826 г.

Считая, что активные действия не могут быть отложены при данной ситуации, члены  Северного общества решили избрать  руководителя и выдвинули  на этот пост князя Трубецкого. О  том, что  Трубецкой был избран диктатором значительно раньше, чем  было принято решение выступить, свидетельствуют Оболенский и Рылеев. При этом Рылеев называет даже дату выборов, считая, что они произошли  в день присяги Константину, т. е. 27 ноября. И с этого момента, как показал он на следствии, «начались решительные и каждодневные совещания». «Дом  Рылеева, - как свидетельствует  Бестужев, - сделался сборным местом наших совещаний, а он  - душой оных».

Решение выступить требовало  от северян  формулирования ряда вопросов программного характера, получавших теперь уже чисто практическое значение. Документом, который, с одной стороны, определял бы направление дальнейших мероприятий в области государственного и социального переустройства страны, а с другой - довел бы до граждан сущность произошедшей революции, должен был явиться так называемый «Манифест русскому народу». Писали его накануне восстания, и, вероятно, отредактированный экземпляр, если таковой и имелся, был сразу же после событий 14 декабря уничтожен. До нас дошло лишь конспективное изложение содержания манифеста, написанное рукою Трубецкого. В показаниях членов тайного общества имеются данные, что, помимо Трубецкого, в составлении манифеста принимали участие и другие члены организации - Н. Бестужев, Штейнгель, Батеньков, Пущин и Рылеев. Манифест, на мой взгляд, очень важен, и поэтому  я хотела бы привести несколько основных его положений.

Первый  и второй пункты манифеста провозглашали «уничтожение бывшего правления» и «учреждение временного, до установления постоянного, выборного правления». В том государственном строе, который устанавливался манифестом, монарху, даже при максимальном ограничении его прав, места не оставалось. Законодательные функции, по манифесту, полностью переходили в ведение «палаты представителей народных», т. е. Учредительного собрания.

Помимо  упразднения «бывшего правления», «Манифест к русскому народу» объявляет уничтожение сословного неравенства и крепостного права. А это, на мой взгляд, одна из самых насущных проблем того времени. Страна ждала, как я считаю, радикальных перемен, и , прежде всего - в крестьянском вопросе. Вопрос  о наделении крестьян землей в  Манифесте затронут не был. Решение  этой проблемы, наиболее острое для дворянства, очевидно, предполагалось возложить на Учредительное собрание. Однако то обстоятельство, что сохранение земли за помещиками не было декларировано, в совокупности с известными нам взглядами членов республиканского крыла Северного общества по этому вопросу дает основание предполагать стремление к его радикальному разрешению.

Значительное  место в  этом документе отводилось преобразованию армии. В манифесте  объявлялось  уничтожение военных  поселений  и рекрутской повинности как обязанности  одного лишь крестьянского сословия. Срок службы подлежал «убавлению», и солдаты, прослужившие 15 лет, имели право на немедленное увольнение. Внимание  членов общества и его руководителей в дни, предшествующие выступлению, было сконцентрировано на конкретном плане восстания.

Декабристы  стремились придать революции «законный» характер, и провозглашение «Манифеста  к русскому народу» от имени Сената должно было послужить исходным моментом переворота. Начальные события, по плану, должны были развернуться на Сенатской площади. Именно там планировался сбор первых восставших полков. Их присутствие на площади должно было воздействовать на Сенат и заставить его дать согласие на обнародование манифеста.

Поскольку вначале предполагался  арест  Николая и всей царской  фамилии, важнейшей задачей был  захват Зимнего дворца. Северяне  приняли решение об аресте всей царской  фамилии. Но чтобы исключить какие  бы то ни было попытки свершить государственный  переворот с целью восстановления монархии, Рылеев, поддерживаемый частью членов тайного общества, отказывается в ночь на 14 декабря от плана ареста царя, предлагая Каховскому убить  Николая. Этим актом вопрос о форме  правления был бы предрешен окончательно и бесповоротно.

Занятие Зимнего дворца, которое возлагалось  на Гвардейский  морской экипаж, стало бы овладением не только резиденцией царской семьи, но и одним из центров государственного управления, поскольку здесь заседал  Государственный Совет, а главное, здесь находился штаб контрреволюции. В дальнейшем предполагался захват Петропавловской крепости и других важнейших центров столицы.

Восстание в Петербурге должно было явиться сигналом к выступлению на местах - и, в первую очередь, на Украине, где к активным действиям готовилось Южное общество.

Накануне  восстания членам Северного общества стало известно, что в руках  Николая находятся  все нити их заговора. 12 декабря, вечером, к Николаю явился поручик Егерского  полка Я. Ростовцев и сообщил  о существовании в Петербурге заговора и о намерениях заговорщиков выступить в день присяги новому императору.

13 декабря  Николай  подписал манифест о  своем  вступлении на престол,  пометив  его 12 числом, датой разрешения  династического кризиса. На понедельник, 14 декабря, была назначена присяга  новому императору.

Вечером 13 декабря у Рылеева  происходило  последнее совещание. Необходимость  выступления у  присутствующих  сомнения не вызывала. «Ножны изломаны, и сабель спрятать нельзя», - заявил кто-то из участников совещания. Было очевидно, что судьбу восстания должны будут решить ход принесения присяги в полках, способность отдельных членов тайной организации вызвать в этот момент у солдат недоверие к ее законности и возможность воспользоваться создавшимся замешательством для того, чтобы увлечь за собой солдат и осуществить задуманное.

Однако  ранним утром 14 декабря  произошли события, которые нарушили заранее разработанный план. В 6 часов  утра Якубович, который должен был  возглавить Гвардейский морской  экипаж, заявил Рылееву о своем  отказе выполнить возложенные на него поручения. В это же время  Каховский, соглашавшийся убить  Николая под видом самостоятельно предпринимаемого террористического  акта, также отказался от его осуществления. Все эти события, хотя и не срывали  полностью намеченного плана, но требовали незамедлительных мер, и  в первую очередь замены Якубовича  Николаем Бестужевым, о чем необходимо было срочно предупредить офицеров Гвардейского морского экипажа.

А тем  временем Николай I принимал присягу  во всех полках гвардии. Первыми присягнули конногвардейцы. Кавалергардов. Пришла очередь Московского  полка. Здесь в момент присяги, помимо офицеров этого полка, члена Северного  общества Михаила Бестужева и  недавно привлеченного в общество Щепина-Ростовского, находился также  Александр Бестужев. Воспользовавшись тем, что начало присяги в Московском полку из-за опоздания командующего гвардейским корпусом генерала Бистрома несколько задержалось, братья Бестужевы  направились в 6-ю роту, которой  командовал Щепин-Ростовский, где Александр Бестужев произнес горячую речь с призывом не присягать Николаю. Выступление незнакомого офицера произвело большое впечатление на солдат. Далее Александр Бестужев и Щепин-Ростовский направились в 3-ю роту, которой командовал Михаил Бестужев. Ротный командир призывал солдат последовать примеру Семеновского полка. Бестужеву и Щепину-Ростовскому удалось вывести на улицу около 800 человек. Попытка командира полка и некоторых офицеров преградить солдатам выход из казарм окончилась неудачей.

Придя в  одиннадцатом часу на Сенатскую площадь, московцы построились  в каре. Никого из назначенных накануне руководителей  восстания на площади  не оказалось. Московцы в полном боевом порядке  ожидали помощи и дальнейших распоряжений. Часа через два к  каре московцев присоединились лейб- гренадеры, а затем и матросы  Гвардейского морского экипажа .В лейб-гвардии  гренадерском полку присяга Николаю  проходила вначале почти без  инцидентов. Однако вскоре прибывший  в казармы полка декабрист  Одоевский сообщил одному из ротных командиров, Сутгофу, о событиях в  Московском полку. Сутгоф, член Северного  общества, поспешил вывести свою роту из казарм и, переправившись по льду через  Неву, направлялся  прямо к Сенатской  площади. Несколько  позже поручику Панову удалось увлечь за собой еще  часть полка. В общей сложности, Сутгофу и Панову удалось привести на площадь 1250 человек.

Наибольшего успеха достигли члены Северного  общества в Гвардейском  морском  экипаже. Из 1280 матросов экипажа  на площадь вышло 1100 человек. Таким образом, 14 декабря 1825 г. членам Северного общества удалось сконцентрировать на площади более 3 тыс. человек.

После того как первые попытки  уговорить  солдат разойтись успеха не имели, Николай  решил разогнать  восставших при помощи конницы. Атаки  конногвардейцев и кавалергардов  были легко отбиты восставшими. Но от обороны к нападению восставшие не перешли, несмотря на то, что и  выстроенные на Сенатской площади солдаты, и находившиеся с ними члены тайного общества не могли не видеть, что их возможности далеко не исчерпываются теми силами, которые здесь представлены.

Горячее сочувствие восставшим проявляли и  народные массы. В  Петербурге в это  время проживало  более 420 тыс. человек. Из них более 68 % составляло трудовое население столицы (крестьяне, дворовые, разночинцы и  пр.). Жители Петербурга внимательно  следили за развертывающимися на их глазах событиями. Как только солдаты  Московского полка вышли за ворота казарм, они были окружены многочисленной толпой горожан. Это, на мой взгляд, - лишнее доказательство того, что многие люди  ждали, верили и возлагали свои самые «радужные» надежды на декабристов.

Диктатор  князь Трубецкой  не принял командования. На площади  он не появлялся. Фактически восставшие остались без руководства. Общее командование взял на себя Оболенский. Ему помогал  И. И. Пущин. Находясь уже в отставке, он был не в военной одежде, но солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость. На некоторое время к каре приезжал Рылеев, но вскоре уехал хлопотать о помощи. Неотлучно на площади находились братья Бестужевы. Александр Бестужев принимал деятельное участие в построении каре. Однако дальше организации обороны и обнадеживания солдат руководители не пошли.

Информация о работе Декабристы и их роль в Российской Империи