Белорусско-российские отношения на рубеже столетий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 00:33, Не определен

Описание работы

статья

Файлы: 1 файл

идеология.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ (конец 1999—начало 2001 г.)

Владимир Снапковский

Снапковский Владимир Евдокимович — доктор исторических наук, профессор кафедры международных  отношений факультета международных  отношений Белорусского государственного университета

В недолгой, менее  чем 10-летней, истории белорусско-российских межгосударственных отношений временной  отрезок, охватывающий конец 1999 г., весь 2000 г. и начало 2001 г., можно рассматривать  как самый критический и поворотный. За год с небольшим произошли события, оказавшие существенное влияние как на ход и перспективы внутреннего развития России и Беларуси, так и на их внешнюю политику, в том числе на двусторонние белорусско-российские отношения.

Несомненно, самым  главным и определяющим событием стала смена российского президента. Приход к власти в Кремле В. Путина сначала в качестве и. о. президента, а после президентских выборов в марте 2000 г. уже в качестве избранного президента Российской Федерации ознаменовал начало нового, послеельцинского этапа в истории постсоветской России. Более чем годовой опыт развития белорусско-российских отношений при В. Путине дает основания говорить о начале нового периода в истории взаимоотношений двух постсоветских государств.

Целью настоящей  статьи является рассмотрение и анализ некоторых ключевых моментов в развитии отношений между Беларусью и Россией в указанный период. Примечательно, что начало нового этапа в их взаимоотношениях совпало по времени с рубежом двух десятилетий, столетий и тысячелетий.

Подписание  Договора о создании Союзного государства

Если рассматривать  конец 1999 г. как начало нового этапа  в белорусско-российских отношениях, то к одному из двух поворотных пунктов, знаменовавших это новое качество, следует отнести подписание 8 декабря 1999 г. в Москве президентами Б. Ельциным и А. Лукашенко Договора о создании Союзного государства и Программы действий по его реализации. Этот договор был не только устремлен в ХХI век, как говорилось в его тексте, он, по сути дела, подвел черту под определенным этапом интеграционного процесса, начало которому было положено в апреле 1996 г. Договором о Сообществе Беларуси и России. В течение 1996—1999 гг. отношения двух стран прошли стадии создания "Сообщества", затем "Союза" и вступили в период оформления "Союзного государства".

Однако даже такие высокие темпы государственно-политической интеграции не устраивали белорусского президента, который всегда был инициатором  ее ускорения. На церемонии подписания Договора о создании Союзного государства  А. Лукашенко заявил, что его целью является заключение еще одного договора с российским президентом, договора о Союзном государстве, т. е. договора об объединении Беларуси с Россией. Он подчеркнул при этом, что хотел бы сделать это до начала президентской кампании в России.

Однако история  рассудила иначе. Договор о создании Союзного государства явился последним  актом из серии крупных политических договоров, подписанных А. Лукашенко  и Б. Ельциным в 1995—1999 гг. В. Путин, будучи еще и.о. президента, заявил, что уже  подписано достаточно эпохальных договоров и что пора серьезно браться за их выполнение. Тем самым он продемонстрировал более приземленный, прагматический подход к отношениям с Беларусью. Но это был только один из новых моментов в его "белорусской политике".

Предыстория подписания Договора о создании Союзного государства  была скандальной, что, впрочем, не отличало его от других крупномасштабных политических актов эпохи Б. Ельцина—А. Лукашенко. Белорусский президент, прочитав российский проект договора, назвал его "посмешищем". Он посчитал, что московский проект не отвечает сущности договора и фактически повторяет Договор о Союзе 1997 г. А. Лукашенко предлагал более радикальный вариант, который предусматривал введение поста единого президента и формирование общего парламента. По его замыслу, Союзное государство должно было иметь единую валюту, бюджет, армию и другие атрибуты единого государства1.

Это не устраивало Б. Ельцина, который всегда был весьма щепетилен в вопросах полномочий российского президента. Российская сторона проявляла большую осторожность в деле сохранения своего суверенитета и независимости. В результате был подписан в определенной степени абстрактный и двусмысленный документ, предложенный Россией.

Не обошлось и без переноса срока подписания договора. Первоначальная дата подписания, намеченная на 26 ноября, была перенесена по просьбе российской стороны ввиду болезни Б. Ельцина. Это также вызвало подозрения у белорусского руководителя.

Газета "Известия", комментируя планируемое подписание договора, писала, что нельзя утверждать, будто будет создано единое государство России и Беларуси. По мнению обозревателя С. Новопрудского, две страны не сближаются, а отдаляются друг от друга, о чем свидетельствует, например, стремление Беларуси понравиться Западу. Беларусь при нынешней власти будет сотрудничать лишь с теми в России, кто "согласится оплачивать ее экономические чудачества в духе советской экономики". Вряд ли этим спонсором может стать Россия. В этой же статье приводились слова А. Лукашенко, сказанные на специальном совещании по вопросам подготовки подписания договора с Россией, где он вновь заявил, что предполагаемый союз не будет означать утрату белорусской государственности: "Не может быть и речи о вхождении Беларуси в состав России в качестве субъекта федерации или о присоединении к России шестью областями"2.

Еще одну немаловажную деталь хотелось бы упомянуть в связи  с подписанием Договора о создании Союзного государства. Он был подписан 8 декабря. Это знаковая дата, поскольку 8 лет назад в этот день в Беловежской пуще были подписаны документы, оформившие распад СССР. Вероятно, первый президент России, завершавший свою государственную деятельность, хотел красиво войти в историю уже постсоветских межгосударственных отношений, "восстанавливая справедливость" (слова А. Лукашенко).

Какие планы  связывали с Договором о создании Союзного государства президенты двух стран? Б. Ельцин, который уже принял принципиальное решение о досрочной  отставке, о чем он пишет в своих  мемуарах "Президентский марафон", изданных летом 2000 г., вероятнее всего, хотел оставить своему преемнику, которого он сам же определил, важный политический капитал — договор об объединении (пока еще потенциальном) с Беларусью. Команда Б. Ельцина сделала свое дело, убрав из договора опасные для российского президента статьи о едином президенте, а также о передаче части его полномочий в руки председателя Высшего государственного совета. Этот договор должен был помочь В. Путину в его президентской кампании, учитывая сильные интеграционные ожидания российского электората.

А. Лукашенко  рассматривал договор как новый  рубеж в своей интеграционной политике, а по сути дела, в большой  игре с Кремлем. Хотя ему не удалось  провести радикальный вариант объединения, шансы на скорое подписание нового договора и надежды стать благодаря ему главой Союзного государства сохранялись.

30 июня 1999 г. А.  Лукашенко говорил журналистам: "Если будет Союз и его  президент будет избираться прямым  открытым голосованием, почему бы  мне не посоревноваться с Б.  Ельциным в борьбе за этот пост?"3 В октябре 1999 г. в речи в Государственной Думе Российской Федерации, когда проект договора уже был опубликован для публичного обсуждения, он говорил иное: мол, власти ему хватает и к руководству обеими славянскими странами он не стремится4. После подписания договора российские СМИ писали о том, что возможность "карьерного взлета" А. Лукашенко на российской политической арене преувеличена, особенно на фоне роста популярности В. Путина5.

После публичного обсуждения договора в его текст  были внесены некоторые изменения, которые трактовались официальными белорусскими лицами как существенные, хотя таковыми их трудно назвать. Окончательный текст договора содержит 71 статью, что на две больше, чем было в проекте. В договор было внесено много редакционных правок6.

2-я глава 1-го  раздела "Гражданство Союзного  государства" была дополнена  параграфом о том, что граждане  Союзного государства имеют право  на создание союзных общественных  объединений. В эту же главу  была вписана новая 16-я статья. В ней говорится, что для содействия реализации и для защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства создается Комиссия по правам человека. Она действует на основании специального Положения, которое утверждается Высшим государственным советом. После обсуждения Программа действий по реализации договора была дополнена разделом "Выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики".

Реакция на Договор в Беларуси и России

Какое влияние  оказал Договор о создании Союзного государства на политическую жизнь двух государств? Можно сказать, что политики и простые граждане Беларуси и России уже привыкли к подписанию таких громких политических актов, которые на самом деле мало или ничего не меняли в политике и обыденной жизни. Новое государство не было создано. Был только декларирован очередной этап в его создании. Правоведы и по сей день ломают головы над тем, что такое Союзное государство и какова его правосубъектность. Кстати, на это обращено внимание и в Итоговом документе 3-го "круглого стола" ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН "Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы", принятом в Москве 2 февраля 2000 г.7 Одним словом, на следующий день после подписания договора жители двух стран не проснулись в новом государстве.

Реакция белорусской  политической (имеется в виду контрэлиты) и интеллектуальной элиты на договор  была в целом настороженной и  отрицательной. На протяжении 1999 г. как  политическая оппозиция, так и более  широкий спектр общественно-политических сил и кругов выступали как внутри страны, так и на различных международных форумах с осуждением планов подписания договора, который рассматривался ими как "сдача" независимости Беларуси. Белорусская оппозиция и общественные круги развернули во второй половине 1999 г. кампанию протеста в связи с намеченным подписанием Договора о создании Союзного государства с Россией. Они активно апеллировали к руководителям государств, правительств, международных межправительственных и неправительственных организаций с просьбой выступить в защиту суверенитета и независимости Беларуси8.

После подписания договора со специальным заявлением выступил председатель Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва С. Шарецкий, находящийся в Вильнюсе. В нем, в частности, говорилось: "Устроенный в Москве спектакль не имеет ничего общего с реальной ситуацией и настроениями граждан Республики Беларусь". Он охарактеризовал Союзный договор как антиконституционный и незаконный, который не имеет никаких юридических последствий, отметив, что после восстановления в Беларуси демократии его ожидает та же судьба, что постигла "пакт Молотова—Рибентропа". В заявлении С. Шарецкого, как и в других политических документах оппозиции, обращалось внимание на то, что договор с Россией подписан от имени Беларуси лицом, срок президентских полномочий которого закончился 20 июля 1999 г.9

Противники создания Союзного государства провели в  Минске акции протеста в связи  с подписанием договора. 8 декабря 1999 г. около 40 человек перекрыли на 10 минут движение в районе площади Я. Коласа. Была также устроена публичная акция сожжения российского флага. В ночь с 7 на 8 декабря на некоторых центральных улицах белорусской столицы появились бело-красно-белые флаги10. 8—9 декабря на веб-сайте правозащитной организации "Хартия-97" состоялась виртуальная акция протеста "Отстоим независимость Беларуси!". Посетителям сайта предлагалось отправить электронное письмо в адрес Конгресса США, парламента Великобритании, президентов и правительств этих стран, руководства ОБСЕ. В нем напоминалось о Будапештском меморандуме о гарантиях безопасности Беларуси от 5 декабря 1994 г., утверждалось, что Союзный договор направлен на инкорпорацию Беларуси в состав другого государства вопреки нормам международного права. За два дня электронные письма отправили более 200 человек11.

В России открытое недовольство подписанием договора с Беларусью проявили главы нескольких республик, претендующие по разным причинам на особое положение в составе  Российской Федерации. Наиболее жестко высказались президент Татарстана М. Шаймиев и президент Ингушетии Р. Аушев, полагавшие, что статус возглавляемых ими автономий должен быть повышен до статуса Беларуси. В менее резкой форме эту позицию поддержал глава Башкортастана М. Рахимов.

В частности, М. Шаймиев говорил о неуместной поспешности с подписанием договора, его конъюнктурной основе, полагая, что создаваемый союз "окажется в итоге не работающим и никому не понятным образованием". Он призывал не поддаваться настроениям белорусской стороны, которая заинтересована в форсировании процесса интеграции. Татарский президент высказался и о перспективах российско-белорусского союза. "Если этот союз окажется мертворожденным дитем, то, соответственно, жизни у него не будет. Если же он окажется недоношенным — то возни с ним будет еще много"12.

"Известия", комментируя реакцию глав субъектов  Российской Федерации на договор,  писали, что не стоит преувеличивать  опасность этой проблемы для  России, поскольку у Москвы существует  множество способов договориться  с М. Шаймиевым, не говоря  уже о Р. Аушеве13.

С точки зрения геополитических последствий подписания договора российские СМИ обращали внимание на то, что одним из них может  стать "эвтаназия СНГ как чисто  декоративного образования"14. Достаточно предсказуемой была реакция Украины. Ее президент Л. Кучма 7 декабря 1999 г. заявил в Париже, где он находился с официальным визитом, что Украина в вопросе создания российско-белорусского союза занимает позицию демократического и независимого государства. По его словам, объединяться в союз — "это дело суверенных российского и белорусского народов, но Украина не играет в такие игры"15. Иначе видел перспективу отношений союзного государства Беларуси и России с Украиной А. Лукашенко. 8 декабря 1999 г. перед подписанием договора в Кремле он заявил: "Надо больше подтягивать Украину к Союзу"16.

Информация о работе Белорусско-российские отношения на рубеже столетий