Правление Екатерины 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований. В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий.

Файлы: 1 файл

реферат екатерина.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

       По образному выражению В. О. Ключевского «Екатерина II: была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории» и, можно добавить, в историографии. Эта «последняя случайность» XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. На протяжении более 200 лет отношение к Екатерине II было неоднозначным, но мало кто оспаривал значение ее царствования для блага России. Редко отмечают тот факт, что даже в советский период монумент Екатерины II, наравне с почитаемым большевиками Петром I, не покинул своего постамента, оставаясь единственным памятником монарху-женщине в государстве, где царствующая династия была пресечена насильственным способом. И это несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II -просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая «крестьянские души», для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников. Для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований. В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий. Однако интерес к истории екатерининского времени не ослабевает и только за последние годы вышло несколько новых крупных исследований. Большинство публикаций было приурочено к юбилеям или годовщинам определенных реформ.

         Наибольшее количество работ увидело свет в последней четверти XIX - начале XX в. (столетний юбилей дарования «Жалованной Грамоты» дворянству и городам, 100-летняя годовщина со дня смерти императрицы -подходящее время для подведения итогов ее долгого царствования; празднование 300-летия Дома Романовых).

     Очевидно, что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, поэтому ответ на вопрос о правильном пути в нашей истории, который, как известно, повторяется, можно найти именно в деятельности Екатерины II, где скрыто руководство к действию будущих правителей. Поэтому исследование мнений историков, как современных, так и современников Екатерины Великой особенно актуально в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. «Золотой  век» Екатерины Великой

         

    «Золотой  век» Екатерины II – один из интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», то в свершениях второй половины XVIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое». Суть происходивших перемен образно передал видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Другое отличие от петровских преобразований, особо отмечаемое рядом современников, было также не менее существенным: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». И в этом одна из основ той стабильности общества, которая отличала царствование Екатерины II. Как писал Н.М. Карамзин, следствием очищения самодержавия от «примесов тиранства» были «спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума».

       Между тем в течение семи  десятилетий после октября  1917 г. история

России  второй половины XVIII., история царствования Екатерины II, преподносилась предвзято. Впрочем, негативные характеристики Екатерины II берут свое начало с давнего времени. Ее младший современник, А.И. Рибопьер, касаясь литературы непосредственно послеекатерининской поры, писал, что «Екатерина, столь могущественная, столь любимая, столь восхваленная при жизни, была непростительно поругана до смерти. Дерзкие сочинения, ядовитые памфлеты распространяли на ее счет ложь и клевету». Известна и пушкинская характеристика Екатерины – «Тартюф в юбке и короне». Полагаем, что подобные суждения имеют в одних случаях эмоциональную, а не фактическую основу, а в других – сильно политизированный умысел и исходят от недругов императрицы за

рубежами  страны, недовольных жестко проводимым ею внешнеполитическим  курсом России, последовательным отстаиванием национальных интересов.

       Екатерина II ещё при жизни делами своими снискала титул «Великая». Разумеется, советская историография не принимала эту оценку, и только в конце 80-х гг. XX века заговорили о признании ее выдающейся роли в истории России.    Обращаясь    ко    времени   правления    Екатерины   II,     историки справедливо выделяют два момента: эпоха глазами современников и конкретные результаты ее деятельности, сказавшиеся и на последующем развитии страны.

       По поводу первого ограничимся  искренним восклицанием Н.М. Карамзина:  «И я жил под ее скипетром!  И я был счастлив ее правлением!»1

       Что касается успехов правления  Екатерины, подчеркнем главное: осуществленные почти во всех сферах жизни огромного государства преобразования не несли в себе ни грана «революционного» начала и в своей основе были направлены на всемирное укрепление абсолютистского государства, дальнейшее упрочение господствующего положения

дворянства, законодательное закрепление неравноправного  сословного деления общества, когда  «правовой статус всех других сословий был подчинен интересам государства  и сохранению господства дворянства». В.О. Ключевский имел все основания  утверждать, что императрица «не трогала исторически сложившихся основ государственного строя». Как доказывает современный исследователь О.А. Омельченко, реальный смысл реформ в России века «просвещенного абсолютизма» состоял в прочном утверждении «законной монархии», которая единственно способна реализовывать общественные потребности «в блаженстве и благополучии каждого». Истинное содержание приведенной формулы заключено в известной екатерининской Жалованной грамоте дворянству 1785г., которая удовлетворила практически все ранее высказываемые притязания этого сословия, поставив точку в длительном процессе законодательного оформления его прав и привилегий. Этот законодательный акт окончательно возвысил дворян над другими сословиями и слоями общества. Екатерининская эпоха поистине стала «золотым веком» для них, временем наивысшего торжества крепостничества. 

  1. «Начертанные  планы» Екатерины
 

       Незаконность восшествия на престол  Екатерины, как это ни парадоксально,  имела свои несомненные плюсы,  особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями…искупать то, что цари законные имеют без труда…эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел ее». Так считал (и не один) Н.И. Греч, выражая мнение образованной части общества. В.О. Ключевский, говоря о программе деятельности Екатерины II, взявшей власть, а не получившей ее по закону, упор также делал на том же моменте: «Власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского общества Екатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания». Вексель, как показало время, был погашен в срок.

       Исследователи не раз отмечали, что Екатерина II, в отличие от своих предшественниц и предшественников на троне после Петра I, взошла на него, имея сложившуюся политическую программу общественного устройства. Как можно судить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходили  за пределы традиционно декларируемых в «век Просвещения» общих установок и не содержали каких-либо конкретных разработок:

        «1. Нужно просвещать нацию, которой  должен управлять.

          2. Нужно ввести добрый порядок  в государстве, поддерживать

              общество и заставить его соблюдать  законы.

          3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

          4. Нужно способствовать расцвету  государства и сделать его 

              изобильным.

          5. Нужно сделать государство грозным  в самом себе и внушающим 

              уважение соседям».

        Императрице известно, как следует  воплощать «план» в жизнь: «Спешить  не нужно, но нужно трудится  без отдыха и всякий день  стараться понемногу устранять  препятствия по мере того, как  они будут появляться; выслушивать  всех терпеливо и дружелюбно, во всем высказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее доверие справедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которые признаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личной безопасности и законного пользования собственностью; все споры и процессы передать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всем угнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманы пусты, то прямо так и говорить: «Я бы рад вам дать, но у меня нет ни гроша». Если же есть деньги, то не мешает при

случае  быть щедрым»2. Екатерина была уверена, что при неукоснительном руководстве этими правилами успех будет обеспечен. В этой связи небезынтересен ответ императрицы на вопрос Л.-Ф. Сегюра, как ей удается так спокойно царствовать. «Средства к тому самые обыкновенные, - отвечала Екатерина. – Я установила себе правила и начертала план: по ним я действую, управляю и никогда не отступаю. Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом, все определено, каждый день походит на предыдущий. Всякий знает, на что он может рассчитывать, и не тревожится по-пустому»3.

       Способ   же    достижения    «начертанных планов»   у   «собирательницы 

русских земель», как называл Екатерину  II С.М. Соловьев, один: «делать так,

чтоб  люди думали, будто они сами именно хотят этого…» «И действительно,

- заключал  Н.И. Греч, - Екатерина умела употреблять  это правило в совершенстве. Вся  Россия уверена была, что императрица,  во всех своих делах, только  исполняет желание народа». Но секрет «употребления» этого очевидного на первый взгляд правила все же был. Он раскрывается из беседы

В.С. Попова, правителя канцелярии Г.А. Потемкина, с императрицей: «Я говорил с удивлением о слепом повиновении, с которым  воля ее повсюду была исполняема, и о том усердии и ревности, с которыми ей все старались угождать». 

 

  1. Мнения историков о периоде правления Екатерины II

         Несмотря на значительное количество публикаций и повышенный интерес историков к периоду царствования Екатерины II, историография по данной теме практически отсутствует (за исключением кратких и отрывочных сведений в «Очерках истории исторической науки»). Некоторые исследователи считают, что историографию о Екатерине II можно разделить на два направления - дореволюционное, настроенное к ней весьма благожелательно и советское, в котором обычно ей давались противоположные характеристики. Виновником последнего обычно называется М. Н. Покровский. Благодаря его отрицательной оценке в адрес Екатерины, «не раздалось ни одного похвального слова, и ее величали то беспардонной лицемеркой, умело скрывавшей свои подлинные чувства и мысли, пытаясь прослыть просвещенной монархиней, то ловкой дамой, втеревшейся в доверие к французским просветителям, то консерватором, стремившимся подавить Французскую революцию».

    В советской историографии отдельные вопросы ее царствования получили весьма положительные оценки; ни «буржуазная», ни советская историография не создали целостной концепции, определяющей характер преобразований Екатерины II, позволяющей дать их объективный всесторонний анализ. В последних исследованиях по данной проблематике краткий очерк историографии о Екатерине II дан в монографии А. Б. Каменского «От Петра I до Павла I».

    В дореволюционной историографии  наметился интерес, в первую очередь, к социально-политическим аспектам истории второй половины XVIII в., к экономическим преобразованиям и законодательным актам того времени. Отдельную нишу заняли публикации, посвященные личной жизни императрицы, истории придворных тайн и фаворитизма. Однако большинство работ этого направления не отличались научно-критическим подходом. Если попытаться дать общую характеристику взглядов

Информация о работе Правление Екатерины 2