Политико-правовое учение Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли .

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие права в учениях Гегеля 4
2. Философское учение Гегеля о государстве 12
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральская  государственная юридическая академия»

Факультет Сокращенных образовательных программ

Кафедра теории государства и права 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине:

 «История политических и правовых учений» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.

Заочного  отделения ФСОП 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011

Оглавление 

Введение

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли1.

     Проблемы  государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как. «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.

     В наиболее цельном и систематическом  виде учение Гегеля о государстве  и праве изложено в «Философии права» (1820) – одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.2

     Он  открыл и обосновал с позиции  объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно  противопоставил диалектику, как  метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. 

     В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве  не разработку представлений о должном  разумном праве и государстве, а  нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

     Гегель  первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя  гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

     Высшим  моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

     В данной работе основные вопросы Гегелевского учения о государстве и праве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие права в учениях Гегеля

 

     Философия права – важная составная часть  всей гегелевской системы философии.

     Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия)

     В этой связи существенно иметь  в виду два момента: 1) материал гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т.п.) относится к ступени объективного духа и представляет собой его объективацию, внешнее обнаружение и образование; 2) политико-правовая теория Гегеля, систематически разработанная им как философия права, есть именно философское учение об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа.

     Основная  задача философии права – научное  познание государства и права, а  не указание на то, какими они должны быть. «Наше произведение, – отмечает Гегель, – поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть...» Подчеркивая своеобразие своего философского подхода к праву, он писал: «Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собою разум предмета, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».

     Философский подход Гегеля к сфере объективного духа предполагает повторение принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку, согласно Гегелю, метод развертывается в систему.

     Важно вместе с тем иметь в виду, что  основополагающая для всей гегелевской  философии идея тождества мышления и бытия преломляется в его  философии государства и права  в тезис о тождестве разумного  и действительного, причем под действительным имеется в виду не все существующее, а лишь необходимое и существенное в нем. В этом смысле следует понимать знаменитое гегелевское положение: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно»3.

     В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы (позитивное право), философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

     В сфере объективного духа свобода  впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. В философии права Гегель как раз и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность.

     Познание  политико-правового мира в рамках гегелевской философии объективного идеализма предстает как его мысленное сотворение, постижение и воспроизведение его разума. Это трактуется как осуществление понятия права в действительности, т.е. как диалектический процесс конкретизации этого понятия, как движение от его абстрактных форм ко все более конкретным. В ходе такого самоуглубления понятия абстрактные формы понятия права обнаруживают свою несостоятельность и неподлинность и «снимаются» в последующих, более конкретных формах.

     Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Дело обстоит таким образом, так как мышление и воля в гегелевской философии отличаются друг от друга не как две различные способности, а лишь как два способа – теоретический и практический – одной и той же способности мышления.4

     Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих  основных значениях: I) право как  свобода («идея права»), II) право как  определенная ступень и форма  свободы («особое право»), III) право  как закон («позитивное право»).

I. На  ступени объективного духа, где  все развитие определяется идеей  свободы, «свобода» и «право»  выражают единый смысл; в этом  отношении гегелевская философия  права могла бы называться  философией свободы. Отношения  «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Система  права как царство осуществленной  свободы представляет собой иерархию  «особых прав» (от абстрактных  его форм до конкретных). Каждая  ступень самоуглубления идеи  свободы (и, следовательно, конкретизации  понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право»5. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее (более абстрактное) «особое право», представляет собой его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее абстрактного.

     На  вершине иерархии «особых прав»  стоит право государства (государство  как правовое образование, как наиболее конкретное право). Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

     III. Право как закон (позитивное  право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т.е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».6

     Превращение права в себе в закон путем  законодательствования придает  праву форму всеобщности и  подлинной определенности. Предметом  законодательства могут быть лишь внешние  стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

     Различая  право и закон, Гегель в то же время  стремится в своей конструкции  исключить их противопоставление. Как  крупное недоразумение расценивает  он «превращение отличия естественного  или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними».

     Гегель  признает, что содержание права может  быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно  и правомерно. Но в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, – подчеркивает Гегель, – является для последнего чем-то случайным и не касается его природы». По природе же положительное право как ступень самого понятия права – разумно. Закон – это конкретная форма выражения права.7

     Таким образом, в гегелевской философии права речь идет о праве и законе в их развитой (т.е. соответствующей их понятию) форме. Тем самым вне границ такого философского (логико-понятийного) анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона (противоправное, антиправовое законодательство и т.д.) как еще не развившиеся до идеи свободы.

     Признавая заслугу Монтескье в выделении  исторического элемента в положительном  праве, Гегель вслед за ним утверждает, что в законах отражается национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни и т.п. Но Гегель вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование (и сравнительно-историческое познание) отличается от философского (понятийного) способа рассмотрения, находится вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся непосредственно к их сущности. Исторический материал, не будучи сам по себе философски разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.

     С этих позиций Гегель резко критикует  взгляды теоретиков исторической школы  права и защитника реставраторских  идей Л. фон Галлера, отмечая отсутствие у них точки зрения разума8.

     В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность.

Информация о работе Политико-правовое учение Гегеля