Понятия и функция героя в произведении искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2017 в 18:21, реферат

Описание работы

Целью данной работы является полное раскрытие термина «герой» в искусстве.
Наши задачи:
• подробное рассмотрение функций положительных и отрицательных героев,
• изучение роли портрета героя в его характеристике,
• Раскрытие характеристик героя в современном искусстве.

Содержание работы

Введение
1. Раскрытие термина «герой». Персонаж и герой в литературе
2. Положительные и отрицательные герои. Их функции
3. Роль портрета героя в его характеристике
4. О герое в современном искусстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятия и функция героя в произведении искусства.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

Отдельный пункт – это на что антагонист готов пойти ради своей цели.

Как правило, злодеи не стесняются в методах и средствах: обман, подкуп, отравление, убийство, предательство и т.д.. Протагонист, в отличие от него, обладает строгим кодексом морали и чести. Однако не стоит думать, что у антагониста, в свою очередь, нет ни чести, ни совести.

Хороший злодей, способный понравиться публике, должен быть в какой-то степени человечным, то есть у него должны быть свои принципы и законы, привязанности, определенные чувства. Другой вопрос в том, что далеко не каждый способен их понять. И далеко не всегда они четко прослеживаются в повествовании.

Методы антагониста напрямую зависят от его «кодекса чести». Он вполне способен развязать войну, подставить кого-либо, послать на верную смерть. Но все это должно быть обоснованным. Должна быть подходящая причина или условие. Хотя, не исключены и садистские наклонности злодея.

Однако, чтобы претворить свои мечты или стремления в реальность, антагонист должен обладать соответствующими силами и ресурсами.

Злодей обязан представлять реальную угрозу, а не быть метафорическим выражением. Ресурсы эти могут меняться в зависимости от сюжета. У злодея могут присутствовать деньги, власть и армия, или же он сам могущественный маг, бог, владелец тайного артефакта и так далее.

Отрицательного персонажа отличает и отношение с окружающими.

В большинстве своем, антагонист предстает умелым манипулятором, играющим на чувствах других людей. Он ставит себя на ступень выше, относясь к людям либо как к расходному материалу, либо как к развлечению или же он их просто не замечает. Однако, кого-то из них он может даже уважать, приблизить к себе. В этом случае появляется так называемые Правая и Левая руки антагониста. Они – доверенные лица, пользующиеся привилегиями и расположением своего Повелителя, отвечая ему преданностью и дельными советами.

Конечно, лучше будет выглядеть следующий ход: за хорошую службу – вознаграждение, за неподчинение или промах – наказание. Причем применяться это будет к абсолютно всем, без исключений даже для близких антагониста, если таковые имеются.

А они вполне могут быть. Как уже писалось выше – злодей должен обладать толикой человечности. Он вполне способен на светлые чувства к тому, кто всегда поддерживал его, помогал в трудную минуту. Это может быть кто угодно: от зверька до родителей. Но, как правило, привязанность эта восходит к ранним годам жизни антагониста.

И, в отличие от главного положительного героя, он при необходимости сможет разорвать эту связь. Вполне возможно, убив предмет привязанности и избавив себя от такого уязвимого места.

Отрицательный герой не должен казаться слишком положительным. Разве что ради маскировки.

Да, хорошо продуманный злодей просто обязан импонировать к себе, нравиться читателям. Поэтому он должен обладать чертами характера, достойными уважения и восхищения. И не факт, что все будут считать эти качества положительными.

Но нельзя забывать о «темной стороне» антагониста. Ее могут представлять такие качества как: аморальность, жестокость, безразличие к жизням окружающих, безжалостность, бесчеловечность, высокомерие, извращенность и прочие. Не обязательно, что у злодея должны быть абсолютно все эти качества. Просто надо выбрать подходящие. Главное – не переборщить.

Человек – выдуманный или реальный – многогранен. В нем имеют право на существование и доброта, и злоба. Так что не только злодей может иметь отрицательные черты характера. Протагонист тоже не должен казаться невинной овечкой.

Злодей тоже должен быть индивидуальностью.

То есть ему, как и прочим героям, нужны собственные опознавательные знаки. Это могут быть устойчивые описания внешности, которые автор применяет в своем произведении исключительно к нему, избегая в остальных случаях. Также сюда подходят определенные вещи антагониста, будь то особое оружие (уникальный меч, нож, сабля, лук, пистолет и т. д.) или другой предмет (украшение, амулет, талисман, артефакт).

Кроме того, понятие «индивидуальность» включает в себя не только отличительные внешние особенности, но и реакцию на определенные внешние факторы, ход мыслей и порядок действий. И, разумеется, характер.

Сам характер отрицательного персонажа восходит к его прошлому.

А оно, в большинстве своем, не легкое. Злодей мог испытывать холодность, издевки и жестокость окружающих его людей, ощущать их презрение и отторжение, ненависть. Причин этому множество, все зависит от автора. Как правило, все сводится либо к слишком низкому социальному положению антагониста в детстве, либо к тому, что он чем-то отличался от остальных.

Другой вариант – прирожденный злодей. То есть, его изначально ставили в эту роль. К примеру, титул Темного Властелина перешел к антагонисту по наследству. Такое тоже бывает.

Отрицательные персонажи могут быть самыми разнообразными. Каждый из них обладает своими отличительными особенностями и каждый по-своему уникален. Все зависит от Вас и от Вашей фантазии. 

3. Роль портрета  героя в его характеристике

Любим ли мы читать описание внешности героя? Находим ли мы эстетическое наслаждение в такого рода портретах? К сожалению, не всегда, а ведь мир искусства, литература - большая мастерская, в которой все работают, создавая единую галерею любимых героев. И портреты их так же запоминаются и остаются навсегда с нами, как и любимые картины художников.

Искусство портрета достаточно тонко и сложно. Оно требует того, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типичные черты той эпохи, в которую он существовал. К тому же автор портрета, как правило, не является бесстрастным регистратором внешних и внутренних особенностей портретируемого. Личное отношение художника слова к герою, его собственное мировосприятие, его творческая манера накладывают на произведение заметный отпечаток.

Характер портрета и его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя раскрывает его внутренний мир, его характер.

Возьмем, например, пушкинские портреты. Как известно, краткость и лаконичность - вот свойства подлинного гения. И действительно, пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет и общий облик одежды, а также общее представление о внешности. В «Арапе Петра Великого» «графиня Д., уже не в первом цвете лет, славилась еще своею красотою; Наталье Гавриловне «было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом...»

Может создаться впечатление, что Пушкину просто не важна внешность героя (тем более, что в его романе в стихах ни Онегин, ни Татьяна вообще внешне не описаны, а о Ленском известна только одна деталь - «кудри черные до плеч». Такой вывод был бы слишком поспешен.

Пушкинский принцип описания живописный, как на портрете, сделанном художником, это и является главным во всех пушкинских портретах, даже самых кратких. Они дают материал для иллюстрации, но, в то же время, не помогают понять характер, психологию героя.

Хотя здесь, вероятно, следует оговориться. Пушкин умеет создавать самые нетипичные портреты героев.

В пушкинской же прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии. Читатель познает внутренний мир героев, наблюдая их поведение, конфликт с обществом, отношения с другими людьми.

У Лермонтова задача иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги и т.д.. Выполнению этой же задачи сложит портрет Печорина - первый психологический портрет в русской литературе.

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными...»

Лермонтов начинает с того же, с чего любил начинать свои портреты Пушкин: рост, сложение. Ho для Лермонтова важно не «живописное» впечатление от Печорина, а те особенности его внешности, которые помогают понять характер, психологию, глубину души. С первого взгляда в Печорине угадывается сильный человек как физически так и душевно.

От роста и сложения Лермонтов, так же как и Пушкин, переходит к одежде: «пыльный бархатный сюртучок», «ослепительно-чистое белье, изобличавшие привычки порядочного человека»; «запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке...»

В этом описании сразу бросается в глаза несоответствие аристократического облика Печорина дорожному одеянию, в котором мы его видим. Маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье — все это типичные признаки аристократа, человека «порядочного». Описывая Печорина, Лермонтов обозначает этим словом социальную принадлежность своего героя к аристократии:

Небрежность и сдержанность. Стройность, прямизна стана и расслабленность. Отметив сначала широкие плечи и крепкое сложение Печорина, Лермонтов теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.

Вспомним еще раз точные живописные пушкинские портреты: в них нет и не может быть психологических оттенков, какие мы видим в портрете Печорина. Пушкин описывает внешность героя, Лермонтов жечерез внешность показывает психологию, характер, душу. Этому научились у него Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой - те великие писатели, которых мы называем классиками.

Конечно, каждый из писателей, пришедших в русскую литературу после Лермонтова, внес в нее свое слово. Ho влияние Лермонтова на каждого из них очевидно.

Таким образом, роль портрета героя в раскрытии его внутреннего мира очень велика и многообразна. Более того, в портрете писатель через черты индивидуальные, присущие конкретному человеку, может выявить и черты общие, свойственные определенной социальной среде, как, например, в «Герое нашего времени» Лермонтова. Портрет является одним из самых важных средств создания художественного образа и выступает в сочетании с другими художественными приемами, неся печать авторской индивидуальности. Нас же, читатели, такой портрет учит внимательно вглядываться в людей, постигая старую истину: каждый человек – это есть целый мир.5

 

4.О герое в современном искусстве

Дмитрий Черный, Москва. Кто является современным героем? Наш молодой соотечественник с его проблемами и нуждами, его мечтами и его отчаянием, с его любовью и его ненавистью. Однако достаточно ли запечатлено наше хаотичное переходное время, с необходимой ли художественной силой, чтобы сегодняшние произведения служили красноречивыми документами спустя и пятьдесят и сто лет? Чехов навсегда сохранил Россию 80-х гг. XIX века, в первую очередь Россию обывательскую. Из его юморесок и рассказиков мы узнаем о том времени почти все — и моды, и стремления, и семейную мораль, и природу. Чехов ничего не сочинял, и не писал о том, чего не знает. В его произведениях фактически нет Петербурга, высшей сферы или быта военных.

Что в запасе современной литературы? Чем мы можем отчитаться перед грядущими поколениями? Не бежали ли мы от действительности? Роман Сенчин в своей статье о новых писателях в «Знамени» вспоминает Максима Горького. Но у Горького есть «Челкаш», «Песня о Соколе», «Жизнь Клима Самгина», а есть «Детство» и «В людях» — быть может, единственное, что он создал для вечности. Задача современного молодого писателя не писать «Жизни Клима Самгина» или «Челкаша», а попытаться создать нечто вроде «Детства». У самого Сенчина это получается, за что он и не любим многими. Его критики напоминают мне Федора Сологуба, сокрушавшегося, что в горьковской автобиографической книге много ненужного садизма, мол, все друг друга порют, секут… Удивительно, но нашему времени, спустя почти сто лет, только этот «реалистический» садизм понятен и интересен, тогда как садизм (в самом широком смысле слова) самого Сологуба, Арцыбашева, Леонида Андреева — скучен и безразличен.

Однако тогда критические копья ломались вокруг «Санина» и «Бездны», ныне напрочь забытыми. Поэтому дискутируя о нынешней русской прозе, важно не забывать — кто современный Леонид Андреев или Арцыбашев, а кто — неприметный Бунин? Пелевин и иже с ним — сегодняшние леониды андреевы. Будущее — за буниными.

Ксения Букша, Санкт-Петербург. Современный литературный герой еще не родился. Еще не получил вид на жительство в новой действительности — он мелькает пунктиром в разных произведениях. Герой — тот, кто преодолевает действительность в определенных целях, кто является не только ее необходимой частью, но и преобразователем. А тот уровень героизма, до которого пока дотягивается современная литература и продолжающие ее телесериалы — увы, уровень героя-обывателя, хоть бандюгана, хоть опера, хоть антикиллера. «Герой» многотиражной литературы — не артистичен, аутичен и далек от авторов. Только желание автора поведать о Поступке — о подлинном преобразующем событии в реальности (в соответствии с авторской идеальностью) — родит героя современности. Им будет Заметный, Необычный, Борец.

В моей прозе и поэмах это герой антибуржуазного сопротивления, современный герой-комсомолец — наперекор ковровому стебу постмодерна и пошлым комментариям 90-х на эту тему. Например, тридцатилетний коммунист Армен Бениаминов, поднявший Красное знамя Победы 7 ноября 2003-го года над Госдумой (Совнаркомом).

Дистанция между автором и героем должна сокращаться по мере изживания постмодернизма и самоуничижительного стеба из современной литературы. Контрреволюционная эпоха боязни героев обязательно сменится новой эпохой героизма, героев нового витка. И эти герои обязательно будут борющимися персонажами — пусть и интеллигентами, героями прежних эпох русской литературы, но обязательно в действие приводящими свои принципы, новыми декабристами, краснодонцами.6

Информация о работе Понятия и функция героя в произведении искусства