Периодизация мировой художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:15, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Периодизация мировой художественной культуры.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

  Можно отметить, что в эту эпоху именно в лице Франциска Ассизского (XIII в.) прежний религиозный тип достигает если не прямого пантеизма, то во всяком случае созерцательно-любовного и умиленного отношения к природе.

  Определенным  типом Ренессанса является та куртуазная жизнь, которая связана со «средневековым рыцарством». Средневековые представления  о героической защите возвышенных  духовных идеалов в лице культурного рыцарства (XI—XIII вв.) получили небывалую художественную обработку не только в виде изысканного поведения рыцарей, ной в виде изощренной поэзии на путях растущего индивидуализма.

  Интересной  является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени.  

  Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного  рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время. Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

  Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.

  Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

  Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.

  Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские  страны. Появление книгопечатания открыло  невиданные возможности для распространения  литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение  между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

  В контексте  рассмотрения нужно заметить, что  культура Возрождения (Ренессанса) в  ее общеевропейской перспективе  должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства.

  Вся мера глубины происходившей в  эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества.

  Это — фаза, в которой сдвиги в  основаниях феодального способа  производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства.

  Общество  в связи с этим стало более  динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось. 

  Технические достижения эпохи Возрождения

  Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.

  У Патрици  выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными  вещами есть только иерархийная эманация этого первосвета, т.е. перед нами неоплатонизм.

  Бруно создал одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в Италии XVI в.; в основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством (оно же тут и материальная вселенная), лежит основной онтологический принцип — все во всем (этот принцип используется в науке XX в.).

  Весьма  противоречива пантеистическая  система Кампанеллы, так как в  ней выступает самый настоящий  монотеистический бог и вместе с  тем провозглашается полная свобода чувственного восприятия человека, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлений.

  Противоречия  системы Кампанеллы и его заигрывания  с точными науками, в которых  он мало что понимал, свидетельствуют как о прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении новейшего естествознания. Одним из самых ярких явлений эпохи Ренессанса в традиционном изложении обычно представляется гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечных мерах Джордано Бруно. Тем не менее открытие Коперника было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой.  

  Но  Коперник и Бруно превратили Землю  в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства.

  Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной Землей и вечно  подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля — это  какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю — Великому художнику.

  Но  вместе с великими открытиями Коперника, Галилея и Кеплера все это  могущество человека рухнуло и рассыпалось  в прах. Возникла картина мира, в  которой человек превратился  в ничтожество с бесконечно раздутым рассудком и самомнением. Таким образом, гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием.

  Наряду  со всем этим бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала все возрожденческое общество снизу  доверху и была отнюдь не результатом невежества.

  Она — результат все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы, которая дает себя знать  даже у Фрэнсиса Бэкона, этого знаменитого  поборника индуктивных методов  в науке. С этим связан и тот исторический парадокс, что священная инквизиция получает расцвет в эпоху Возрождения.

  Охота на еретиков и ведьм, безудержный  террор и коллективные психозы, жестокость и моральное ничтожество, страдания  и обычное скотство являются продуктами Ренессанса; они, как и деятельность священной инквизиции, не противостоят тогдашним великим достижениям духа и мысли человека, а связаны с ними, являются их неотъемлемой частью, выражают аутентичные стремления и потребности человека.

   Возрождение  весьма богато бесконечными суевериями, которые пронизывали решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о политиках и правителях. 

  Искусство Возрождения.

  Культура  Ренессанса, его искусство и прежде всего пластика позволяют сформулировать парадокс: архетип юности, который по своей сути является выражением поиска неизменности, на вид как бы историчен.

  Основой этого парадокса служит принятое Ренессансом положение о принципиальной генетической тождественности мира природы и мира культуры. Это положение в ренессансной культуре становится лейтмотивом в сочинениях писателей, философов и художников.

  Классическая  формулировка Пикоделла Мирандолы  в «Речи о достоинстве человека»  представляет собой выражение общепринятого  представления о принципиальном единстве мира.

  И наконец, Ренессанс представляет собой первую культурную форму регенерации времени, сознательно выражающей идею обновления.

  На  эпоху Ренессанса можно также  взглянуть как на великую цельную  попытку начать историю заново, на акт обновления начала, регенерацию социального времени. В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях.

  Эстетика  Возрождения ориентирует искусство  на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер.

  Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует  о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий.

  Эстетическая  мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого  индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности.

  Отсюда  мотивы трагизма, обнаруживающиеся в  творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

  Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры.

  Это сказалось не только в распространении  светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти  жанровой интерпретации религиозных  сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

  Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве.

  Но  отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени.

  По  сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

  Работы  художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все  больше появляется автопортретов. Несомненным  признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

  К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее  положение художника в обществе.

  Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А. Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания "божественный".

Информация о работе Периодизация мировой художественной культуры