Образ "пышной девы" в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы проследить тенденцию изображения «пышных дам» в искусстве разных периодов.

Перед написанием курсовой работы были поставлены следующие задачи:

•Проследить тенденцию изображения «пышных» женщин
•Выяснить идеалы красоты разных периодов в искусстве
•Определить цели изображения крупных женщин в разные эпохи

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

    С 1519 по 1526 Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви Санта Мария деи Фрари. В этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо. Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в Мужском портрете (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели.

    В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картину Тициана «Венера Урбинская» (1538, Уффици) (Приложение 3) можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.

    В 1540-е годы Тициана вновь охватил  дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине «Даная»(Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте)(Приложение 4).

    Тициан  изысканно и изящно изображал  тихое увядание красоты. То, что принято  называть идеализмом Тициана,- не результат  эстетических размышлений, а естественное мировоззрение человека. Мир представляется ему красивым и здоровым. Он отдавал дань пышно распустившейся, зрелой и сочной красоте. Тициан в этом отношении как нельзя более призван стать классическим истолкователем идеалов века.

    Больше  всего Тициан любил очень, не только осень года, но и осень дня. Этим настроениям вполне соответствует и его женский идеал. Его могучие женщины не обречены на увядание, сияют вечной красотой.

    Над его творчеством сияет не Венера, а звезда. Уже один тот факт, что  мы ничего не знаем о моделях Тициана, указывает на его отличие от прежней  эпохи. Правда, находящаяся в Уффици «Венера» считается портретом урбинской герцогини Элеоноры. Моделями других портретов, может быть, были русоволосые дочери ломбардской равнины, германские девушки, прибывшие с альпийских высот в город на лагунах. Ибо могучие, гордые женщины его картин не имеют ничего общего с маленькими, смуглыми и черноглазыми венецианками.

    Женское тело для него только гармония форм, линий и красок[12, с 316-328].

    1. Питер Пауль Рубенс
 

    Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии (ныне это часть Германии). Он был седьмым ребенком в семье юриста Яна Рубенса. Долгое время семья Рубенсов жила в Антверпене, но в 1568 году переехала в Кельн. В 1591 году Рубенс начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта; около четырех лет — у Адама ван Норта; еще два года — у Отто ван Вена. В 1598 году его, наконец, приняли в Гильдию художников св. Луки. Первые учителя Рубенса были весьма посредственными живописцами, однако учеба у ван Вена пошла Рубенсу на пользу.

    В мае 1600 года Питер Пауль отправился в Италию. Он прожил там восемь лет, которые и определили его будущее. В октябре 1608 года Рубенс получил извещение о том, что его мать тяжело больна. Он поспешил в Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось.

    23 сентября 1609 года Рубенс получил  место придворного художника  при дворе эрцгерцога Альберта  и его жены Изабеллы, правивших  тогда Фландрией от имени испанской  короны, а спустя десять дней  женился на 17-летней Изабелле  Брант. 

    В следующем году Рубенс окончательно обосновался во Фландрии, купив большой дом в Антверпене.

    Первый  жестокий удар судьба нанесла ему  в 1623 году, когда умерла дочь Рубенса (у него было еще два сына), а  второй — в 1626 году, когда скончалась его жена.

    Счастье сопутствовало художнику в личной жизни. В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены. Этот брак, как и первый, оказался очень удачным. У Рубенса и Елены родилось пятеро детей (последняя их дочь появилась на свет через восемь месяцев после смерти художника). В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный приблизительно в 20 милях к югу от Антверпена. Живя в замке, он очень полюбил писать местные пейзажи.

    30 мая 1640 года, находясь в Антверпене, Рубенс неожиданно скончался  от сердечного приступа. Художника, которому исполнилось 62 года, оплакивал весь город[10].

    Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили  широкое использование стиля  «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется  изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.

    Нигде так явственно не чувствуется  задорный, веселый, полный здоровой жизни  дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать. Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела. Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.  
        Два главных шедевра Рубенса в этой области – «Похищение дочерей Левкиппа»(Приложение 6) и «Три грации» (Приложение 7). Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Написанная за год до смерти, эта картина представляет нам идеал рубенсовской женской красоты. Ее композиция, представляющая собой вариант разработанной греко-римскими скульпторами позы и перенесенной на холст такими мастерами, как Рафаэль и Боттичелли, наделена энергией и силой, которые Рубенс обычно тратит на гораздо более сложные сюжеты. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой[5, c.46-49].
 

    2.2. Рембрандт Харменс ван Рейн 

    Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был  мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование  и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен. В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность. Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера. В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия[3, с. 226-228]

      Но - трое его детей умерли во младенчестве, и только сына Титуса, родившегося в 1641 году, не постигла сия участь. Однако в следующем году умерла Саския. Тем не менее, именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор» и достигает вершины славы.

            После 1640-х годов личная жизнь  Рембранта становится запутанной, хотя дошедшие до нас свидетельства  чрезвычайно трудно интерпретировать. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. В 1649 году она подала на Рембрандта в суд за нарушение договора, а спустя год оказалась в тюрьме, причем на содержании художника. Была ли то щедрость с его стороны или, напротив, он нарочно упрятал Гертье за решетку, этого нам не суждено узнать. Свидетельница судебной распри — молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть основания полагать, что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась его доверием. В 1654 году Хендрикье забеременела. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.  
        В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Так что банкротство, постигшее Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие неправильного ведения дел, в результате чего в 1660 году был продан дом. Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы их картины не попали в руки кредиторов. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года[8, c.6-9].

    «Пышные» женщины в творчестве Рембрандта встречаются в основном в мифологических картинах. Например, «Вирсавия» (Приложение 7) написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. История малоприятная, и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс [12,с. 692-697].

    Невольно  напрашивается сравнение с "Вирсавией" картина «Купающаяся женщина» (Приложение 8), которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель - Хендрикье Стоффельс. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже "Сусанну", однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу. По-видимому, это эскизная работа. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но прежде всего сорочки. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована [3]. 
        Одной из интересующих нас картин, является и «Даная» (Приложение 9). Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели. Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.
В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину .

Информация о работе Образ "пышной девы" в искусстве