Нравственное оправдание насилия у И. А. Ильина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о сопротивлении злу силой является, несомненно, одним из наиболее сложных вопросов христианской культуры и одним из трагических вопросов религиозного сознания. Он заключает в себе не только кардинальную проблему этики, философии права и философии религии, но и одну из важнейших антиномий православного богословия. По замечанию митрополита Антония (Храповицкого), "в Новом Завете нет разрешения применять силу в борьбе со злом", хотя "нет и прямого воспрещения".

Содержание работы

1. Введение 3
2. Конспект произведения 4
3. Заключение 31

Файлы: 1 файл

Курсовая-финал.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Подлинность, чистота и глубина доброй воли - есть первое и основное условие, без которого невозможна верная и победоносная борьба со злодеями, а приобретение этой воли требует постоянной, длительной, напряженной борьбы над своим духовным очищением.

Человек в действии всегда бывает на той высоте, на которой он подлинно жил до испытующего и проверяющего его душу действия. И потому каждый из нас совершает свой поступок не только усилием, фактически его осуществляющим, но и всем процессом своей предшествующей жизни.

Если душа человека чиста, то верен будет и ее поступок, несмотря на свое видимое несоответствие законам праведности, и обратно: даже самые праведные поступки нечистой души - будут неверны.

Невозможно человеку жить на земле и строить дело Божие, не приемля духовного компромисса, но именно духовный компромисс требует религиозного и нравственного очищения.

Человек, отвечающий силою и мечом на агрессивность злодея, не может не "выйти из духовного равновесия и нравственной плеромы - и в этом злу всегда обеспечена некоторая видимость внутренней, душевно-духовной "победы"; в этом смысле зло всегда "имеет успех".

Вот почему настоящая борьба со злом может и должна вестись именно в совмещении духовного компромисса и религиозно-нравственного очищения. Именно процесс очищения, следующий за подвигом неправедности, отнимает у зла последнюю видимость успеха и победы.

Душа, сопротивляющаяся злу силою и мечом, нуждается в очищающих усилиях уже при самом восприятии зла для того, чтобы освободить себя по возможности от возмущения страстей, от соблазна, замешательства, неуравновешенных и преждевременных взрывов, и всяческого пристрастия, и всяческих немудрых душевных движений. Она нуждается в этих условиях и перед началом борьбы, чтобы утвердиться в духовной любви как главном или даже единственном источнике своего сопротивления.

Верный и чистый мотив борьбы - есть первый залог ее достоинства: того уровня, на котором она ведется, той меры, до которой она длится, и того успеха, который будет ею достигнут.

Но для борьбы со злодеями человеку нужен не только предметный источник и мотив, но и верное видение: очистительная работа необходима борющемуся для того, чтобы верно отличать и видеть подлинное зло, чтобы верно видеть его цели, его работу и его средства и, со своей стороны, верно выбирать необходимые и действительные меры сопротивления.

Очищение души не менее необходимо и после выхода из борьбы. И прежде всего для того, чтобы обезвредить и погасить в себе всевозможные следы незаметно проникшей заразы.

Но больше всего очищение души необходимо для того, чтобы избавить душу от возможного очерствения и ожесточения, связанного с восприятием зла, с сопротивлением ему и со всеми видами понуждения и пресечения.

И наконец, тот же процесс духовного очищения может и должен дать душе борца то успокоение и ту силу, которые необходимы ему для новой борьбы, для новых напряжений и подвигов. Ибо в таинстве покаяния не только умиряется хаос страстей, но и духу дается подобающая ему власть и сила.

Активная внешняя борьба со злодеями доступна тому, кто взрастил и воспитал в себе силу духовного и в конечном счете всегда религиозного характера, а это воспитание требует прежде всего работы над собственным очищением.

Необходимость духовно-нравственного очищения прямо предуказана и установлена в Евангелии, и притом именно для тех, кто посвящает себя борьбе с чужим злом и с чужими злодеяниями. Тот, кто судит, тот должен быть и сам готов к суду над собою, и это означает, что он всегда должен судить самого себя так, как он судит злодея. Мера судейской компетентности определяется мерою творящегося самоочищения.

Ибо не страшна смерть тому, кто идет на нее из любви к Божьему делу, и не страшно временное отступление от праведности тому, кто не выходит из любви к Богу, и нс страшен суд слепых и холодных тому, кто сам судит себя лучом Божиим и сам первый знает, где он отступил от "гуманности" из любви к божественному. Не человеку судить человека за такую любовь и за такое служение, не человеку, а Богу. А перед Ним - верный носитель меча предстанет "в день суда" с тем "дерзновением", которое дается истинною любовью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня, мы должны сказать запоздалое спасибо, Ивану Александровичу Ильину, тому, кто, среди злобных нападок и публичных оскорблений верившему в то, что "пройдет время, нас не станет, и все обнаружится и поймется - кто по совести искал правду и кто, боясь этой правды, инсинуировал". Объективная и непреходящая истина сформулированного Ильиным решения светит всем и помогает найти верные ориентиры в борьбе с многообразным злом, все более возрастающим в нашем мире. Величие Ильина не только в том, что он достиг предела тех возможностей, которыми располагает рациональная философия в исследовании антиномий христианской культуры, но и в том, что он отчетливо видел этот предел и не претендовал на его преодоление. Особенная же убедительность книги "О сопротивлении злу силою" объясняется, наверное, тем, что написана она кровью его православного сердца. В данной книге сама ее выстраданность помогла ему найти искомую им правду "православного меча", героическую и трагическую одновременно.

Свою книгу Иван Ильин посвятил "белым воинам, носителям православного меча, добровольцам русского государственного тягла". И сегодня, как семьдесят лет назад, ее высокие и благородные, истинно православные принципы более всего необходимы для усвоения именно тем, чье служение предполагает вооруженную борьбу со злом и его носителями. Поэтому остается только пожелать, чтобы у каждого из этих сильных и мужественных людей замечательная книга И. А. Ильина "О сопротивлении злу силою" стала настольной.


Информация о работе Нравственное оправдание насилия у И. А. Ильина