Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 10:12, реферат

Описание работы

С конца 18 века в архитектурном стиле Санкт-Петербурга проявляются элементы ранней эклектики ("готицизмы" или "китайщина" в дворцовых ансамблях). С 1830-х гг. до конца 19 в. бытовал поздний ("николаевский") классицизм. Параллельно в 1830-1910-х гг. в петербургском зодчестве получил широкое распространение историцизм (эклектика, историзм, "архитектура выбора"), ориентированный на формальный арсенал архитектуры прошлого (готику, барокко, Ренессанс) и на новейшие европейские стили. К историцизму относятся также "национальные" архитектурные стили, источниками которых были зодчество допетровской Руси и Византии ("русский" или "русско-византийский" стиль середины 19 в., "византийский" и "русский" стили последней четверти 19 в.), а также "кирпичный стиль"1.

Содержание работы

Введение 2
1. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач. XX в. 4
2. Эклектика в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач. XX в. 7
3.Неоклассицизм в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач. XXв. 9
4. Конструктивизм в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач. XXв. 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

12.Санкт-Петербург кон. XIX в. нач. XX в..doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Архитектурные стили, узнаваемые совокупности композиционных приемов, форм и декора зданий, различия которых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетическими предпочтениями и характером архитектурной культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петербургской архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись.

     С конца 18 века в архитектурном стиле Санкт-Петербурга проявляются элементы ранней эклектики ("готицизмы" или "китайщина" в дворцовых ансамблях). С 1830-х гг. до конца 19 в. бытовал поздний ("николаевский") классицизм. Параллельно в 1830-1910-х гг. в петербургском зодчестве получил широкое распространение историцизм (эклектика, историзм, "архитектура выбора"), ориентированный на формальный арсенал архитектуры прошлого (готику, барокко, Ренессанс) и на новейшие европейские стили. К историцизму относятся также "национальные" архитектурные стили, источниками которых были зодчество допетровской Руси и Византии ("русский" или "русско-византийский" стиль середины 19 в., "византийский" и "русский" стили последней четверти 19 в.), а также "кирпичный стиль"1.

     В 1900-10-х гг. господствующим архитектурным  стилем был модерн, подразделяющийся на ранний, "романтический", использовавший образы архитектуры разных эпох - от готики и Ренессанса до классицизма и народного зодчества (в т.ч. скандинавского - т. н. северный модерн) и рационалистическими с геометризованными формами и скупостью декорации. Среди ретроспективных архитектурных стилей начала 20 в. - необарокко, неоклассицизм, неорусский стиль, которые отличались от эклектики крупным масштабным строем и эффектной пластикой2.

     В 1920-30-х гг. получил распространение  конструктивизм - авангардный архитектурный  стиль с лаконичными геометрическими формами, условно изображающими конструкции. В конце 1930-х - 1950-х гг. в архитектуре Санкт-Петербурга преобладали стилизации в духе классицизма ("сталинский ампир"), реже - петровского барокко3.

    Данная  работа ставит целью охарактеризовать типологию архитектуры того времени: формирование и развитие разнообразных типов зданий и сооружений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач.  XX в.

     На рубеже XIX-XX веков, когда капитализм вступил в свою завершающую стадию - империализм, в архитектуре зародился новый стиль - модерн. В Петербурге он развивался с конца 1890-х. и до 1910-х. годов. Поборники модерна стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества4.

     Сторонники  модерна стремились к созданию новых  стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования исторических стилей. Кардинальное эстетическое обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органической взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений.

     Принципам нового стиля соответствовали свободное построение плана с перетекающими пространствами и живописно-асимметричная композиция объёмов с различными по размерам и конфигурации проёмами. Эти особенности отличают, например, особняк знаменитой балерины Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте построен А. И. Гогеном в 1904—1906 гг. К двухэтажному жилому корпусу примыкает одноэтажный с анфиладой комнат: вестибюлем, парадными залами, столовой, зимним садом. Высокое выпуклое окно зимнего сада объединяет пространство особняка с внешней средой5.

     Раннему модерну были свойственны текучесть форм, криволинейность очертаний, стилизованный рисунок. В отделке широко применялись майолика, мозаика, витражи, скульптурный рельеф и художественный металл. 
           Зрелый модерн - более строгий, изысканно сдержанный, рационалистичный. В его русле зародилось протоконструктивистское направление архитектуры.

     Крупными мастерами петербургского модерна были Г.В.Барановский, В.В.Шауб, К.К.Шмидт, Р.Ф.Мельцер. Группа зодчих - Ф.И.Лидваль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубарь, И.А.Претро - примыкала к "северному" модерну - своеобразному варианту стиля, в котором функциональная логика сочетались с мощной пластикой объёмов, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов, романтичной трактовкой образа.

     В формах нового стиля было создано  одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник "Стерегущему" (автор К.В.Изенберг)6.

     Большое распространение в Санкт-Петербурге. получил северный модерн, сложившийся под воздействием финского и шведского национального романтизма, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи.    Его основоположником и лидером был архитектор Ф.И. Лидваль, последователями - архитекторы И.А., Н.В. Васильев и А.Ф. Бубырь7.

            Постоянный спутник северного модерна – скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель. На лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, диковинных птиц, грифонов.

     В Петербурге одним из основных архитектурных  типов стал доходный дом, обычно в  пять — семь этажей. На первом этаже размещались магазины, на втором – конторы, с третьего до мансарды — квартиры, сдававшиеся внаём. Мансарда (франц. mansarde – «чердак», по имени французского архитектора XVII в. Франсуа Мансара) — жилое или хозяйственное помещение над верхним этажом под двускатной с изломом крышей. Они были различного качества и цены: чем выше, тем дешевле. Доходные дома соответствовали новой, деловой жизни города и придавали ему европейский вид8.

     Сторонники  модерна стремились к всеобщему  обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть к внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Эклектика в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач.  XX в.

     Поздний классицизм со временем приобрёл черты  официальности. На смену ему пришла в условиях распада феодально-крепостнической  формации и становления капиталистических  отношений эклектика (эклектизм).  
          Эклектика основывалась на произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей и свободном выборе, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями.  
          А. П. Брюллов являлся одним из первых зодчих, работавших в этом стиле. А. И. Штакеншнейдер был ведущим мастером середины XIX века, продемонстрировавший в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная пластика. Скульптор Д. И. Иенсен оформил фасады многих зданий. 
           Для раннего этапа эклектики (1830-1860 гг.) характерен романтический стиль, заключающийся в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко10.

          Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий. 
          Для архитектуры зрелой эклектики были свойственны новые качества - богатство и насыщенность декора, подчёркнутая репрезентативность форм, символизирующие благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. Теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей в одной композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Широко внедрялись в строительство периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры11.

          Русский стиль занимал особое  место среди различных направлений  эклектики. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения русского стиля современники провозглашали К. А. Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А. М. Горностаева.

           Многие выдающиеся представители  эклектики ориентировались на  европейские стили, среди них  М. А. Макаров и А. В. Иванов, П. Ю. Сюзор и Л.Н.Бенуа, Р.  А. Гедике и А. Ф. Красовский, А. И. Резанов и М. Е. Месмахер.  
         Последователями русского стиля выступали А. А. Парланд, Н. Н. Никонов, А. И. Томишко, В. А. Косяков, реализовавший в храме Воскресения Христова концепцию "русского ренессанса", то есть возрождения форм допетровского зодчества XVII века12.

       При внешней пестроте эклектика  в целом обладала определённым  единством основных принципов  и художественного языка. Она  и была архитектурным методом  и стилем эпохи капитализма  в России. 
 
 
 

3.Неоклассицизм  в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач.  XXв.

     Традиционалистское  направление в архитектуре 1-й  половине 20 в., основанное на освоении наследия русского зодчества 18 - начала 19 в. В Санкт-Петербурге неоклассицизм  возрождал национальную архитектуру  и градостроительные традиции, олицетворял историческую причастность города к общеевропейской классической культуре. Ретроспективное движение зародилось в начале 1900-х гг., одной из основных его предпосылок послужила позитивная переоценка русского классицизма, "открытие" красоты старого Санкт-Петербурга, связанное главным образом с деятельностью "Мира искусства" и А.Н. Бенуа. Неоклассицизм изначально ориентировался на контекст исторических ансамблей, что проявилось в работах архитекторов Е.С. Воротилова (новый корпус Императорской Публицистической библиотеки, 1896-1901 гг..), В.Ф. Свиньина (здание Этнографического музея, 1900-1911 гг.), Ф.И. Лидваля (здание Азовско-Донского банка, 1907-1909 гг., 1912-1913 гг. ). Вскоре лидером этого течения в архитектуре стал архитектор И.А. Фомин (Половцова дача на Каменном острове, 1911-1913 гг.)13.

     Стремясь  к воссозданию исторического  стиля, зодчие в реальной практике были вынуждены приспосабливать классические формы к новым функционально-пространственным структурам зданий. Линию модернизованного неоклассицизма возглавлял архитектор Лидваль. Обобщенная трансформация ордерных форм дана в доме Германского посольства. Поборники неоклассицизма начала 20 в. ставили большие градостроительные задачи, направленные на возрождение и развитие ансамблевой и стилевой целостности Санкт-Петербурга. Осуществлению этих замыслов, среди которых выделялся проект жилого района "Новый Петербург" на острове Голодай (1911-1912 гг., архитекторы Фомин и Лидваль), помешала 1-я мировая война 1914-1918 гг. До середины 1920-х гг. классицистические приемы и идеи градостроительной преемственности преобладали в среде петроградских зодчих; об этом свидетельствуют немногочисленные постройки той эпохи: Пропилеи Смольного (1923-1924 гг., архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), Кузнечный рынок (1922-1927 гг., архитекторы С.О. Овсянников, А.С. Пронин).

     В основной сфере творчества тех лет - проектной графике - усилились героизированная  символика и суровая экспрессия: Фомин выдвинул концепцию "красной  дорики", а затем "пролетарской классики", предполагавшие отбор, упрощение и реконструкцию ордерного строя. Во 2-й половине 1920-х гг. неоклассицизм уступил позиции конструктивизму, но уже в начале 1930-х гг. произошел обратный поворот к освоению классического наследия, закрепленный партийными постановлениями. Монументальный традиционализм, созвучный тоталитарному режиму, призван был воплощать величие советской эпохи. Архитектор Д.П. Бурышкин (здание Ленинградского отдела газеты "Правда", 1933-1934 г.г.), Н.А. Троцкий (Дом Советов, 1936-1941 гг.), Е.И. Катонин (Фрунзенский универмаг, 1934-1938 гг.) опирались на концепции Фомина и в еще большей степени - на приемы композиции дома Германского посольства. Архитекторы Е.А. Левинсон и И.И. Фомин (сын) варьировали тему высоких пилонов (Невский райсовет, 1936-1939 гг., жилой дом Наркомата ВМФ 1938-1940 гг.). "Сталинский ампир" предвоенных и послевоенных лет характеризовался усилением ретроспективной окраски, помпезности и декоративизма. Заметный вклад в классицистическую застройку Санкт-Петербурга внесли также архитекторы А.И. Гегелло, В.А. Каменский, С.Б. Сперанский, М.Я. Климентов. В архитектуре конца 1940-х - начала 1950-х гг. отразились пафос Победы и послевоенное возрождения города. Финалом ленинградского неоклассицизма стали станции метро 1-й очереди (1955). Переориентация советской архитектуры в середине 1950-х гг. в сторону экономичности, индустриализации строительства и отмена "излишеств" положили конец неоклассицизму.

Информация о работе Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга кон. XIX в. нач. XX в