Характеристика несохранившихся архитектурных и природных памятников Симбирска – Ульяновска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2010 в 17:58, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

История нашего города в достаточной степени  богата и событиями, и интересными  объектами, и невозможно в одном  историческом исследовании дать полное представление обо всем городе в  целом. Поэтому целесообразнее ограничиться рассмотрением одной темы и рассказать о несохранившихся памятниках Симбирска-Ульяновска.

Бесценными для  потомков «свидетелями» исторических событий являются здания и сооружения, а так же памятные места города и его окрестностей, в большинстве  своем давно уже вошедшие в  границы современного Ульяновска. В городе имеется значительное количество памятников архитектуры и градостроительства, представляющих собой как отдельные здания и сооружение, так и целые комплексы. Нередко одни и те же здания и сооружения являются одновременно памятниками архитектуры и памятниками истории.

Актуальность  выбранной мною темы состоит в  том, что сейчас многие говорят о  восстановлении утерянных ныне архитектурных  памятников, особенно культовых зданий. В 1930-х годах, когда Симбирск уже  носил свое новое имя – Ульяновск, были уничтожены практически все культовые сооружения, которые являлись не только архитектурными памятниками прошлого, но и просто украшением города. В последнее время интерес к истории в целом, и к памятникам истории, культуры, архитектуры и градостроительства в частности, возрос. Недавно администрацией города принято решение о восстановлении Троицкого собора, находившегося на Соборной площади (ныне площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина). Много говорят и о восстановлении природных памятников Ульяновска, например, реки Симбирки.

Значимость данной работы заключается в попытке  показать несохранившиеся архитектурные  и природные памятники Симбирска  – Ульяновска, в попытке привлечь внимание к этой проблеме. В конце 1960-х годов необратимо исчезла старая застройка целых улиц: Минаева, К.Либкнехта, Ульяновых (соответственно бывших Солдатской, Лисиной, Стрелецкой). К сожалению, нельзя сказать, что на сегодняшний день мы не имеем фактов неоправданного сноса старых зданий и памятников нашего города. Взять хотя бы снос старых домов на улицах Красноармейской, Радищева, Мира ради постройки элитных домов и коттеджей. Или снятие декоративной чугунной решетки со сквера на улице Гончарова. Разумеется, жизнь идет вперед, и невозможно придерживаться полного невмешательства в застройку исторического центра, но делать это надо как можно более деликатно и разумно, соблюдая историческую преемственность, не нарушая целостности градостроительных и природных структур.

По отдельным  архитектурным и градостроительным  ансамблям, комплексам и объектам города ранее публиковались статьи и книги, однако проводимые в разные годы многими авторами исследования каждый раз добавляли новые материалы о памятниках, значительно расширявший наше представление о них.

В изученной  мною литературе, больше внимания уделено сохранившимся архитектурным памятникам, исторической застройке города. Описание несохранившихся памятников представлено лишь культовыми сооружениями – соборами, церквями и мечетями. Так называемой рядовой (жилой) застройке, несохранившейся в наше время, внимание уделено мало, а ведь именно рядовая застройка, складывавшаяся на протяжении десятилетий, наиболее полно отражает жизнь общества и время, в котором она появилась. Ещё меньше внимания уделено природным памятникам Ульяновска, не дошедшим до нас.

Больше всего  информации об архитектуре нашего города можно почерпнуть из книг Б.В. Аржанцева, где много написано о несохранившихся  культовых памятниках архитектуры. Краеведческий путеводитель-справочник В.Н. Ильина отражает не только культовую архитектуру разных конфессий, но и захоронения, находившиеся на территории города.

Целью моей работы является собрать воедино информацию о самых выдающихся несохранившихся  памятниках Симбирска – Ульяновска, не только культовых, но и несохранившихся общественных зданий города, а так же рядовую (жилую) застройку города. Под несохранившимися памятниками следует понимать не только разрушенные здания, но и здания кардинально поменявшие свой внешний вид в связи с перестройкой, как, например, Дом Гончарова или мусульманская мечеть. В краеведческой литературе теме несохранившихся общественных зданий не уделено должного внимания. Постараться собрать сведения по несохранившимся природным памятникам Ульяновска.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ

 

Творцом истории  всегда и везде является народ. Памятники  истории и культуры – свидетели  нашего прошлого – отражают полностью  народом путь.

К сохранению памятников истории и культуры разные народы на протяжении всей истории относились не одинаково. В некоторые эпохи на них не обращали внимания и представляли доживать свой век, в другие эпохи приспособляли для новых нужд, не заботясь о сохранении их художественных достоинств, но в отдельные периоды возникала потребность сознательного сохранения памятников ушедших поколений.

В дореволюционной  России не существовало специального законодательства об охране памятников истории, архитектуры, искусства и  других видов памятников. Попытка  ввести какие-либо нормы, направленные на сохранение памятников, встречала противодействие, так как памятники в своём большинстве были собственностью частных лиц. Лишь Строительный Устав (обязательный для исполнения) запрещал снос зданий, возведённых до XVIII века, или ремонт, ведущий к их искажению. Некоторое значение имели также инструкции Археологической комиссии, запрещающие самовольные раскопки курганов, древних поселений и так далее.

Передовые круги  русской общественности настойчиво добивались издания закона направленного  на охрану памятников архитектуры и  искусства. В начале XX века в столице и некоторых губерниях были образованы Общества защиты и сохранения памятников искусства и старинны.

После Великой  Октябрьской революции Советское  правительство предпринимает ряд  мер по охране памятников старины. В 1918 году были приняты и опубликованы первые законодательные акты по охране памятников. Забота об исторических и культурных ценностях была возложена на Народный комиссариат просвещения, а точнее на созданную при нём Всероссийскую комиссию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. К началу 1922 года в Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академии центра (Главнаука) с отделом по делам музеев и охраны памятников, в его ведении находились все учреждения, занимавшиеся охраной памятников. При губернском отделении народного образования также были созданы отделы охраны памятников.

После революции  Советское Правительство издало ряд законов, по которым памятники, воздвигнутые в честь царей и  их слуг, не представляли художественно и исторической ценностей. Политика правительства была направлена на создание новых памятников вдохновителям и лидерам революции, борцам за свободу народа: Марксу, Энгельсу, Радищеву, Халтурину, Робеспьеру, Ленину. Подобное происходило по всей России, и особенно в Симбирской губернии, как на родине Ленина. Здесь, как нигде в России, с рвением уничтожались культовые сооружения, ради памятников революционным деятелям.

В 20-х годах  были национализированы многие музеи  галереи, из Троице-Сергиевской лавры был сделан музей.

В 1932 году был  создан Межведомственный комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК, на который возлагалось общее  наблюдение за выполнением постановлений  правительства по вопросам охраны памятников и разрешение всех вопрос об их использовании, переделках или разработки отдельных памятников.

Далее полномочия по охране памятников старины постоянно  передавались в различные комитеты, как на местном и государственном  уровне. Это приводило к путанице и утрате памятников искусства и архитектуры из-за ненадлежащей работы комитетов и не должному отношению к памятникам царской России.

ГЛАВА 2. ОБЗОР НЕСОХРАНИВШИХСЯ  ПАМЯТНИКОВ СИМБИРСКА

2.1. Несохранившиеся  культовые здания  Симбирска.

Культовое зодчество  Симбирска уходит своими истоками к первому периоду становления города, сопутствовало его последующему развитию и было тесно связано с его застройкой и планировкой, историей и культурой, социальными и экономическими условиями формирования.

В первое время  с момента основания города в Симбирской десятине уже числилось 18 церквей и 3 часовни. В этот период при основании селения, прежде всего, строили церковь, затем возле неё «усад» для помещика и избы для крестьян. Церкви и монастыри Симбирска вместе с церквами Симбирского уезда составляли Симбирскую десятину в качестве церковно–административного округа патриаршей области; в десятины платилась определенная дань патриарху. В последующем Симбирская губерния была причислена к Казанской епархии и управлялась казанским архиереем. И только 10 февраля 1832 года (по старому стилю) состоялось учреждение самостоятельной Симбирской епархии.

К 1832 году в Симбирской губернии было 603 церкви, а в Казанской  – 406 приходских церквей. В состав Симбирской епархии вошли все 10 уездов губернии.

Предполагалось открыть в Симбирске свою семинарию. Духовная консистория первоначально была размещена в ветхом двухэтажном корпусе около ворот Покровского монастыря, а архиерей – в монастырских настоятельных кельях. В 1844году у княгини Хованской для архиерея был куплен каменный двухэтажный дом на Венце. Этот дом был построен дедом княгини, бывшим симбирским губернатором Александром Васильевичем Толстым. Консистория какое-то время помещалась в деревянном флигеле на одной из усадеб, а в 1859 году для неё был построен двухэтажный кирпичный дом.

В 1898 году в городе насчитывалось 3 собора, 2 монастыря, 11 приходских и 15 домовых церквей.

Культовое зодчество  в Симбирске было уникальным явлением, которое нужно рассматривать  в градостроительстве и архитектуре  с нескольких сторон одновременно.

Во-первых, это  была система наиболее активных общественных центров города, динамично развивающаяся  и чутко реагирующая на любые  изменения. Если возрастало количество прихожан, то число обслуживающих  их церквей увеличивалось. Причем этот рост часто приводил к увеличению престолов в том или ином храме. Так в Воскресенской (Германовской) церкви количество престолов достигало пяти, а в Спасо-Вознесенском соборе – шести. В то же время подгорная древняя Успенская церковь в связи с уменьшением населения под горой и неудовлетворительными гидрогеологическими условиями местности была в 1724 году закрыта вместе с Успенским монастырем, а состав их служителей перевели в Покровский монастырь.

Во-вторых, система  культовых объектов в плане города была расположена не хаотично, а с определенной закономерностью, придающей пропорциональность, стройность и красоту градостроительной композиции как города в целом, так и его отдельных частей.

Этот аспект исследований долго оставался в  стороне от внимания современных архитекторов и градостроителей, что нарушало принципиальную преемственную связь между поколениями градостроителей и отрицательно сказывалось на формировании облика города, особенно в его исторической части.

В-третьих, функциональное зонирование мест размещения культовых объектов учитывало целый ряд факторов: исторических, иерархических, градостроительных, территориальных и так далее.

С каждым годом  всё актуальнее становится задача восстановления утраченных историко-культурных ценностей, накопленных веками, созданных умом, сердцем и руками наших предков.

Троицкий  собор (Приложение 1). Историко-мемориальное значение собора в первоначальном замысле прямо связывалось с важнейшим событием в истории России и Европы с победой над французами и последующим заключением мира.

Троицкий собор  был построен в 1827 – 1841 годах. В сильный  пожар 1864 года уничтоживший большую  часть города, собор обгорел и  был восстановлен в 1868 году 25 – 26 августа 1912 года (по старому стилю) Троицкий собор был одним из центров  города, где отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1912 года.

Собор не только являлся главным архитектурным  объектом Соборной площади, но и объединял  всю застройку тогда ещё небольшого города, а также создавал вместе с вертикалями двух других соборов  и ряда церквей выразительный высотный силуэт Симбирска.

После Октябрьской  революции и в первые десятилетия  Советской власти Троицкий собор  и ряд других объектов культового зодчества были внесены в список памятников, охраняемых государством.

Автор проекта  Троицкого собора – архитектор Михаил Петрович Коринфский. Он учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, затем в Академии художеств. Во время учёбы в Академии у известного зодчего А.П. Ворнихина в 1809 – 1811 годах. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве Казанского собора, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и других. С 1813 по 1851 года архитектор проектировал и строил по своим проектам разные здания и сооружения в Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Казанской губерниях. В Арзамасе по его проекту сооружен Воскресенский собор (1814 – 1842 гг.).

Информация о работе Характеристика несохранившихся архитектурных и природных памятников Симбирска – Ульяновска