Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительное право» в Гражданском Кодексе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

К разряду спорных вопросов можно отнести такие основополагающие понятия в данной сфере правового регулирования, как «интеллектуальная собственность», «исключительные права», «интеллектуальные права». Последнее из этих понятий впервые закреплено в российском гражданском законодательстве.
Вышеизложенное подчеркивает важность и актуальность изучения правового регулирования исключительных прав и интеллектуальной собственности.
Цель настоящей работы – определение правовой природы и особенностей регулирования исключительных прав и интеллектуальной собственности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности правового регулирования исключительных прав и интеллектуальной собственности 5
1.1. Понятие и особенности исключительных гражданских прав в действующем законодательстве 5
1.2. Понятие интеллектуальной собственности 15
Глава 2. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительное право» в Гражданском Кодексе РФ 22
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Исключительные права и интеллектуальная собственность.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

В последние  годы интеллектуальная собственность  приобретает все более существенное значение среди всех других видов  собственности. Вопросы ее охраны и использования в современных условиях играют важную роль в коммерческой, производственной, предпринимательской, а также во внешнеэкономической деятельности организаций всех форм собственности.

Интеллектуальная  собственность является объектом охраны во всем мире. В Российской Федерации, в условиях развития рыночных отношений, права на интеллектуальную собственность постепенно становятся одними из самых конкурентоспособных товаров на внешнем и внутреннем рынке.

В связи с  этим возрастает актуальность формирования эффективного механизма правовой охраны интеллектуальной собственности.

Понятие «интеллектуальная собственность» в первую очередь содержится в ст. 44 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые, дублируя друг друга, гласят: «Интеллектуальная собственность охраняется законом», также ст. 71 Основного Закона Российской Федерации включает упоминание об интеллектуальной собственности в качестве одного из объектов правового регулирования, находящихся в ведении Российской Федерации. Данная правовая категория также включена в ч. 1 ст. 1225 ГК РФ в контексте приравнивания ее к понятию совокупности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации как объектов гражданского права.

С завершением  кодификации российского гражданского законодательства (т.е. с принятием  части четвертой ГК РФ) не потеряли актуальность проводившиеся ранее  дискуссии относительно различных  аспектов правового регулирования  результатов интеллектуальной деятельности. Следует признать, что часть четвертая ГК РФ изобилует многочисленными спорными, а зачастую и ошибочными положениями, уже сейчас требующими оперативного вмешательства законодателя.

К разряду спорных  вопросов можно отнести такие  основополагающие понятия в данной сфере правового регулирования, как «интеллектуальная собственность», «исключительные права», «интеллектуальные права». Последнее из этих понятий впервые закреплено в российском гражданском законодательстве.

Вышеизложенное  подчеркивает важность и актуальность изучения правового регулирования исключительных прав и интеллектуальной собственности.

Цель настоящей  работы – определение правовой природы и особенностей регулирования исключительных прав и интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что в настоящее время общие  вопросы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, а  также ее оценки содержатся в работах  В.В. Белова, И.А. Близнеца, Г.В. Бромберга, М.А. Верхолетова, Г.В. Виталиева, Э.П. Гаврилова, С.П. Гришаева, О.М. Горелик, О.А. Городова, Ю.Т. Гульбина, Е.А. Данилиной, Г.М. Денисова, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, В.О. Калятина, Н.М. Коршунова, С.В. Матюшенко, В.М. Мельникова, П.Б. Мэггс, А.М. Орехова, В.В. Орловой, А.П. Сергеева, В.М. Сергеева, Л.Н. Симанович, И.В. Цветкова, В.Д. Шалынина и других исследователей.

При написании  работы использованы действующие нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия по гражданскому праву, интеллектуальной собственности, праву интеллектуальной собственности, статьи из научно-правовых журналов, изданных в последние годы.

 

Глава 1. Особенности правового регулирования исключительных прав и интеллектуальной собственности

1.1. Понятие и особенности исключительных гражданских прав в действующем законодательстве

 

В основу части  четвертой ГК, его раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», впервые положена единая концепция, явно отражающая общую природу этих институтов, - концепция исключительных прав.

Исключительное  право на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации товаров, работ, услуг, предприятий и юридических лиц (исключительное право), его объекты и субъекты, содержание этого права, его ограничения и пределы, особенности, отличающие исключительное право от субъективных гражданских прав других типов, его понятие и виды, сроки и сфера действия - решение этих вопросов в правовых нормах в совокупности образует и почти исчерпывает ту отрасль объективного гражданского права, которую принято называть правом интеллектуальной собственности.

В Гражданском  кодексе (как и в прежнем законодательстве), несмотря на большое число норм о  субъектах и объектах исключительного  права, об условиях его возникновения, его содержании, сфере действия и  др., нет определения самого понятия исключительного права, не сказано достаточно определенно, в чем состоит исключительность этого права, отличающая его от субъективных гражданских прав других типов.

Отказ от определения в ГК исключительного  права вполне сознателен. Определение в законе правового понятия оправданно тогда, когда оно носит нормативный характер и из него следуют последствия, не вытекающие из других норм закона. В отношении исключительного права необходимые нормативные положения содержатся в десятках статей ГК, а определения этого права, предлагаемые в литературе последних лет, далеки от совершенства.

Чем, например, может помочь применению ГК совсем свежее определение исключительного  права, которое, «подытоживая и опираясь на идеи, заключенные в четвертой части ГК», предлагает В.А. Хохлов? Как он пишет, исключительное право - «это срочное целостное (единое) субъективное гражданское право абсолютного характера, изначально принадлежащее автору, но неограниченно способное переходить (передаваться) к другим субъектам с согласия правообладателя и в пределах, им установленных, содержание которого заключается в легитимной возможности использовать произведение в соответствии с законом по усмотрению правообладателя и запрете использовать его другим лицам»1. Все в этом определении, что не является простым повторением закона, либо излишне, либо неверно.

Если  о срочности исключительного  права можно говорить применительно  к праву на произведение литературы, науки или искусства, то общим  признаком исключительного права  его срочный характер все-таки не является ( гл. 75, § 1, 3, 4 гл. 76 ГК).

Характеристика  исключительного права как «целостного (единого)» не совмещается с тем, что к другим лицам это право переходит от правообладателя «в пределах, им установленных».

«Неограниченная способность переходить (передаваться) к другим субъектам» вообще не может служить отличительным признаком субъективного гражданского права, так как в принципе всякое такое право оборотоспособно, если только иное не вытекает из обязательных для правообладателя правил закона, корпоративного акта или договора.

То, что исключительное право переходит к другим лицам «с согласия правообладателя», противоречит закону (в частности, ст. 1241 ГК).

Упоминание  о том, что исключительное право  дает его обладателю «легитимную возможность использовать произведение в соответствии с законом», вызывает недоумение: вряд ли существуют субъективные права, создающие «нелегитимные возможности».

В то же время  об исключительном праве как имущественном  праве на нематериальный объект в  этом определении не упоминается. Не являются определением исключительного права и приводимые В.А. Дозорцевым в качестве его определения различные по содержанию и назначению нормы об исключительном праве, содержавшиеся в одном из промежуточных вариантов соответствующего раздела проекта ГК.2

Рассмотрим  квалифицирующие признаки исключительного  права. В.О. Калятин называет девять «существенных черт», характеризующих права на объекты интеллектуальной деятельности3, имея при этом в виду исключительные права также и как институт гражданского права.

Один  из признаков («A») определяет саму принадлежность возможности использования интеллектуальной собственности к категории субъективных гражданских прав, другой («B») - к семье прав имущественных и третий («C») - к разряду абсолютных прав. В то же время ни один из этих признаков сам по себе не объясняет, в чем состоит исключительность этого права. На этот вопрос отвечают два других его признака («D» и «E»), обособляющие исключительные права как особый тип субъективных гражданских прав, отличный от абсолютных прав на материальные объекты (вещи).

A. Основу содержания исключительного права как на результат интеллектуальной деятельности, так и на средство индивидуализации образует предоставляемая правообладателю законом возможность «использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом» (абз. 1 п. 1 ст. 1229 ГК). По сути дела, в этих словах ГК сформулирован принцип свободы использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации лицом, обладающим исключительным правом на этот результат или на это средство.

Однако сама по себе возможность автора, исполнителя  или иного лица свободно использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации исключительным правом не является. Такая возможность существует и в отношении тех интеллектуальных продуктов, которым правовая охрана не предоставляется либо вообще (например, идеям, принципам и т.п.), либо в данном государстве (например, произведениям иностранцев, обнародованным за границей при отсутствии соответствующих международных обязательств, как было в СССР до 1973 г.), и на которые, следовательно, исключительное право не возникает или не признается. В отношении интеллектуального продукта, исключительное право на который прекратилось и который стал общественным достоянием, возможность его использования в любой форме и любым не противоречащим закону способом не только не прекращается и не исчезает, а, напротив, предоставляется всем и каждому4.

Фактическая возможность  использовать интеллектуальный продукт  или средство индивидуализации приобретает  юридическое значение только потому, что закон признает соответствующий  продукт или средство подлежащими  правовой охране и, как следствие, делает использование этого продукта или средства содержанием субъективного гражданского права. Достигается это двумя путями.

Во-первых, определяется круг лиц, обязанных по отношению  к правообладателю, и содержание возлагаемой на них законом обязанности. Об этом подробнее дальше (п. «B»).

Во-вторых, устанавливаются ограничения исключительного  права. Это большая группа ограничений, устанавливаемых в одних случаях  в интересах лиц, достаточно точно  определяемых нормой права, в других - в интересах широкой группы лиц, в третьих - в интересах всех и каждого, по существу, в интересах общества в целом. Возможны и иные классификации этих ограничений, основанные на других критериях.5 Две последние группы ограничений образуют как бы внешнюю границу исключительного права.

B. Имущественная природа исключительного права установлена законом: в ст. 1226 ГК оно прямо названо имущественным правом. Впервые в законе «выстроена» ясная и последовательная юридическая конструкция участия интеллектуальной собственности в гражданском обороте. Сами эти нематериальные объекты не могут быть предметом сделок: «не продается вдохновенье...». Но таким предметом может быть право на них, если это право гарантирует его обладателю возможность монопольного использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, т.е. исключительное право. В результате нематериальная ценность конкретного результата или средства получает выражение в имущественной ценности исключительного права на этот результат или средство.

C. В п. 1 ст. 1229 ГК содержатся две нормы, характеризующие существо того права, которое названо в ней исключительным, как права абсолютного.

Первая  из них предоставляет обладателю исключительного права на результат  интеллектуальной деятельности или  на средство индивидуализации (правообладателю) право «по своему усмотрению... запрещать другим лицам использование» этого результата или средства (абз. 2). На первый взгляд в этой норме имеются в виду лишь разовые запреты конкретным лицам использовать определенный результат или средство6. Но далее уточняется, что «отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)». Таким образом, норма в целом приобретает смысл постоянно действующего адресованного другим лицам запрета использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а снабженное этим общим запретом право оказывается правом абсолютным.

Эта норма далее (абз. 3 п. 1 ст. 1229) дополнена санкцией - указанием на незаконность нарушения  запрета (незаконность использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации «без согласия правообладателя») и на наступающую за это ответственность.

Санкция первой нормы текстуально «переплетена» со второй нормой, устанавливающей, что незаконность имеет место и ответственность наступает не всегда, а «за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Эта последняя норма, несмотря на ее отсылочный характер, чрезвычайно важна, так как из нее следует, что абсолютное по природе исключительное право использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации не является всеохватывающим (и в этом смысле «абсолютно абсолютным») по кругу противостоящих правообладателю обязанных лиц. На этой норме основаны многочисленные другие нормы ГК о пределах действия исключительных прав и об упомянутых в п. 5 ст. 1229 ГК ограничениях исключительных прав, о которых уже упоминалось выше.

Информация о работе Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительное право» в Гражданском Кодексе РФ