Сделки в системе юридических фактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2009 в 17:19, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

Курсовая по ГП.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Частично  основываясь на утверждениях Перетерского, в 1946 году М.М. Агарков10 сделал свои выводы, которые сводятся к самому главному результату его работы – сделка в принципе не может быть недействительной. М.М. Агарков так обосновал свою идею: сделка – правомерное юридическое действие, производит только тот правовой эффект, на достижение которого оно и было направлено. Сделка не может быть ничтожной, только волеизъявление. Вслед за этим выводом М.М. Агарков предложит следующую схему: волеизъявление (направлено на установление, изменение или прекращение правоотношений) делится на ничтожное и действительное (сделки). Первое не производит того эффекта, на который  было направлено, но приводят к определенным юридическим последствиям. Сделки же производят тот эффект, на который они направлены. Их надо делить на безусловно действительные и оспоримые.

Данные  выводы заслуживают внимания, если учесть то, как аргументирует свои доводы Агарков. Однако, например, Ф.С. Хейфец говорит об ошибочности данной идеи.11

Является  ли недействительная сделка правонарушением? В какой-то мере да. Такое суждение верно, если рассматривать недействительную сделку как результат совершения неправомерных действий.

Возьмем определение понятия правонарушения - это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящие вред личности, собственности, государству или обществу в целом. Однако недействительность сделки не всегда совершаются виновно; закон (ст. 168), устанавливая общие условия недействительности сделки, связывает ее с объективным несоответствием требованиям закона, независимо от субъектов сделки. Хотя, например, И.С, Самощеноко утверждал, что сделка и правонарушение не исключают друг друга. Но следует заметить, что сделка направлена на достижение положительного результата.

И все  же, например, Ф.С. Хейфец утверждал, что по своей правовой природе недействительные сделки отличны от сделок. Они являются гражданскими правонарушениями, влекущими ответственность с помощью гражданско-правовых санкций. Причем правонарушениями являются не только виновно совершенные «недействительные сделки», но и те, которые только объективно не соответствуют требованиям закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основания признания недействительности сделки

Ранее я уже указывал условия признания сделки действительной. Каждый из четырех элементов играет большую роль в признании сделки действительной. В этом разделе я бы хотел показать условия признания сделки недействительной на основании порока (дефекта) какого-либо из четырех элементов действительности. Таким образом можно провести своеобразную классификацию недействительных сделок:

  • Сделки с пороком субъектного состава;
  • Сделки с пороком воли;
  • Сделки с пороком формы;
  • Сделки с пороком содержания.

Сделки  с пороком субъектного состава. Для совершения сделки субъекты должны обладать определенными качествами, т.е. волевым действиям лица закон придает юридическое значение. Такими являются дееспособные лица. Соответственно, для того, чтобы совершить сделку, лицо должно обладать дееспособностью. На основании порока субъектного состава согласно статьям Гражданского кодекса могут быть признаны недействительными:

  • Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ);
  • Сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ);
  • Сделки совершенные несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (ст. 172 ГК РФ);
  • Сделки, совершенные несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 175 ГК РФ);

Последствия признания перечисленных сделок недействительными регулируются статьей 171 ГК. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить полученное в натуре – возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах. Кроме того, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны, то дееспособная сторона обязана также возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб. Например, гражданин А. продал гражданину Б. какую-либо вещь (деталь мебели, машина и т.д.). Через некоторое время в суд обращается опекун гражданина А. с иском о признании сделки недействительной на основании того, что гражданин А. на момент совершения сделки являлся недееспособным. Суд обяжет стороны возвратить все полученное по сделки, а гражданина Б. кроме того суд обяжет возместить понесенный ущерб, так как он знак о недееспособности другого участника сделки.

Следует обратить на то, что п.2 ст. 171 указывает на возможность признания таковой сделки действительной по требованию опекуна, если сделка была совершена к выгоде недееспособного гражданина.

Закон также не ограничивает полностью  недееспособных граждан в совершении сделок – за ними признается право совершать сделки, определенные в законе. Такие сделки не могут быть признаны недействительными по основаниям порочности субъективного состава.

Юридические лица всегда обладают дееспособностью, их участие в сделках определяется характером и содержанием их специальной правоспособности.

Законом предусмотрено два состава недействительных сделок для юридических лиц:

  • Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица.

Юридическое лицо не может совершать сделки, если это противоречит целям, указанным в уставе юридического лица. На основании статьи 173 ГК такая сделка может быть признана судом недействительной.

  • Сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий.

Требование  о признании сделок юридического лица недействительными в связи с нарушением его правоспособности может быть заявлено учредителями юридического лица, самим юридическим лицом, государственным органом, которое в силу своей деятельности осуществляет контроль за работой юридического лица.

Если  при совершении сделки орган юридического лица вышел за пределы своих полномочий, то такая сделка может быть признана недействительной по иску лица, в интересах  которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (ст. 174 ГК РФ).

Сделки  с пороком воли. При совершении сделки с пороком воли, на формирование воли субъектов могут влиять определенные факторы, а волеизъявление может не соответствовать внутренней воли субъекта. Надо заметить, что согласно статье 1 ГК субъекты обладают свободой воли. Для действительности сделки необходимо, чтобы воля формировалась свободно.

На формирование воли субъекта могут влиять разные факторы –либо угрозы, обман и т.д. Обман – преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания и т.д. Угроза – противоправное психическое воздействие на другую сторону, заключающееся в предупреждении о причинении ему или его близким существенного вреда в будущем, во избежание чего потерпевший вынужден подписать сделку. Под воздействием таких вот факторов и формируется волеизъявление.

Сделка, совершенная гражданином, не способным  понимать значение своих действий или  руководить ими отличается от сделки, совершенной недееспособным лицом тем, что гражданин является дееспособным, но в силу ряда факторов не осознает значение своих действий. При этом не имеет значения конкретная причина, которой вызвана неспособность понимать значение своих действий или руководить ими. Иск в суд о признании недействительной  сделки,  совершенной гражданином неспособным понимать значений своих действий или руководить ими,  может предъявить сам этот гражданин, либо лицо, чьи права, и охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Также законодательство говорит о недействительности кабальных сделок. Кабальная сделка характеризуется тем, что потерпевшая  сторона вынуждена совершить  ее вследствие стечения тяжелых обстоятельств  на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. Необходимо присутствие  элементов кабальной сделки – стечение тяжелых обстоятельств, крайне невыгодные условия совершения сделки, знание другой стороны об этих тяжелых обстоятельствах, использование их к своей выгоде.

Сделки  с пороком формы. Несоблюдение формы  сделки влечет к признанию ее недействительной.

Если  не была соблюдена простая письменная форма, то такой порок не влечет к  признанию сделки недействительной, а лишь лишает стороны (за некоторым исключением) прибегать к свидетельским показаниям (ст. 172 ГК РФ).

Несоблюдение  нотариального удостоверения или  государственной регистрации влечет за собой признание сделки недействительной.

Сделки  с пороками содержания признаются недействительными  вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов.

Среди отдельных составов недействительных сделок следует назвать сделки назвать  сделки, совершаемые с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), а также мнимые и притворные сделки.

Что касается совершения сделки, совершенной с  целью, противной основам правопорядка, то здесь имеются ввиду сделки, подпадающие под категорию совершенных  в противоречии с публичным  порядком в стране, с нарушением гражданско-правовых норм-запретов, выражающих основы общественных отношений. При установлении фактов, доказывающих совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, наступают более жесткие последствия, предусмотренные законом: взыскание всего полученного в доход государства.

Если  говорить и мнимых и притворных сделках, то это сделки с отсутствием основания, т.е. того типового юридического результата, который должен был бы иметь место  в действительной сделке. Мнимая сделка совершает для вида, без намерения создать определенные ею правовые последствия. Мнимая сделка ничтожна.

Притворная  сделка совершается лишь с целью  прикрыть другую сделку. Здесь имеет  место волеизъявление, направленное на достижение определенного правового  результата, но в тоже время стороны договариваются об иных правовых последствиях, нежели те, которые согласно закону являются результатом данного волеизъявления. Поскольку притворная сделка не имеет основания, она недействительна. Однако закон позволяет признать действительной сделку, которую имели в виду стороны и применить к ней правила закона.

Важно отметить то, что в притворной сделке есть основные элементы сделки, но это  не является признаком ее действительности. 
 
 

Виды  недействительных сделок и последствия признания сделки недействительной

Статья 166 Гражданского кодекса подразделяет недействительные сделки на ничтожные.

Ничтожной сделкой признается сделка, нарушающая требования закона или иных правовых актов, за исключением случаев, когда  ее оспоримость прямо указывается  в законе. Ничтожная сделка противоречит закону и судебного решения для признания ее недействительной не требуется, точнее сказать – ее недействительность не зависит от решения суда. Это очень важный момент, так как большое количество ничтожных сделок «становится» недействительными, стороны могут и не знать и ее противозаконности. Если стороны не начали исполнение ничтожной сделки, то она не порождает юридических последствий. В статье 12 ГК оговорена возможность защиты гражданских прав путем применения недействительности ничтожной сделки.

Статья 168 устанавливает общее правило  – все недействительные сделки ничтожны, если их оспоримость устанавливается  только законом.

Статья 166 устанавливает право требования и применении последствий недействительности ничтожной сделки для любых заинтересованных лиц. Кроме того инициатива применения таких последствий есть у суда.

Важно отметить возможность признания  судом ничтожной сделки действительной. Такое право в исключительных случаях предоставляют статьи 171 и 172 ГК РФ, но закон устанавливает необходимость наличия выгоды в совершенной сделке для недееспособного или несовершеннолетнего.

Оспоримой сделкой признается сделка, недействительность которой устанавливается судом  на основании спорности факта, имеющего значение для действительной сделки. Для признания сделки оспоримой необходим суд, только он может принять такое решение. Сами основания для признания сделки недействительной представлены в Гражданском кодексе.

В случае признания оспоримой сделки недействительной, ее недействительность наступает с момента совершения сделки. Но статья 167 дает суду право прекратить сделку на будущее время, если подобное явствует из содержания оспоримой сделки.

Статья 180 устанавливает право признания  недействительной не всей сделки, только ее части. Из содержания статьи следует, что вся сделка не будет признана недействительной в случае, если сделка может быть совершена без включения недействительной ее части.

Информация о работе Сделки в системе юридических фактов