Правовой статус коммерческих корпоративных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ научных знаний о понятии юридического лица в целом, и правоспособности его некоторых разновидностей, а точнее коммерческих корпоративных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать развитие представлений о понятии и правоспособности юридического лица;
2) охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды юридических лиц, основываясь на присущие им свойствах

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..1
Глава 1.Общая характеристика правового статуса коммерческих корпоративных организаций
1.1 Понятие юридического лица и его правового статуса……………….3
1.2 Критерии классификации юридических лиц ……………..…………8
1.3 Особенности организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций……………………………………………………13

Глава 2. Особенности правового статуса корпораций в рамках коммерческих организаций
2.1 Понятие и общая характеристика корпораций ………………………22
2.2 Права участников корпораций………………………………………...26
2.3 Обязанности участников корпорации………………………………...28

Глава 3. Корпоративный договор как особый способ регулирования корпоративных отношений ……………………………………………………..34

Заключение…………………………………………………………………38
Список используемых источников и литературы………………………..40

Файлы: 1 файл

ГП курсач.docx

— 97.11 Кб (Скачать файл)

4. Правовое значение термина "корпорация" может выражаться  в широком и в узком, т.е. буквальном  смысле этого слова. Под смыслом  в данном случае следует понимать "внутреннее содержание, постигаемое  разумом"36.

5. В широком смысле, т.е. в более общем понимании, корпорация - это любое юридическое лицо, в котором присутствуют отношения членства (участия). Для всех корпораций в широком смысле этого слова характерны следующие признаки:

* наличие союза юридических  и (или) физических лиц, являющихся  участниками (членами) этого союза;

* наличие у корпорации  самостоятельной воли, отличной  от воли каждого из входящих  в нее участников (членов);

* наделение участников  корпорации определенными правами  и принятие ими на себя определенных  обязанностей в отношении как  самой корпорации, так и друг  друга;

* возникновение между  участниками (членами) корпорации отношений  особого рода, именуемых корпоративными  отношениями;

* наличие у корпорации  определенной цели, ради которой  и происходит объединение ее  участников (членов);

* корпорация имеет свою  внутреннюю структуру, которая обеспечивает  ее организационное единство.

6. В собственном смысле, т.е. "в буквальном, настоящем смысле  этого слова"37корпорация - это организация, обладающая как признаками корпорации в широком смысле слова, так и теми характерными чертами, которые и определяют ее особенности, позволяющие выделить из всего многообразия юридических лиц, основанных на членстве, те, которые собственно и являются "корпорациями". К ним, на наш взгляд, можно отнести следующие характерные черты, позволяющие сформировать "образ" корпорации в собственном смысле этого слова.

 Таким образом корпорация - это:

1) юридическое лицо, в  отношении которого его участники  имеют обязательственные права;

2) коммерческая организация, т.е. юридическое лицо, преследующее  извлечение прибыли в качестве  основной цели своей деятельности;

3) коммерческая организация  с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом;

4) юридическое лицо, в  котором имущество, созданное за  счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное  им в процессе деятельности, принадлежит  ему на праве собственности;

5) объединение лиц (участников) на договорной основе или наличие  в качестве учредителя (участника) одного лица, которые не отвечают  по его обязательствам, а несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости  внесенных ими вкладов (акций);

6) организация с четкой  организационной структурой, включающей  структуру органов ее управления, высшим органом которой является  общее собрание ее участников (членов).

 

 

    1. Права участников корпораций

 

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (статьи 651 - 653), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 652 ГК38 права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.). Законодательно закрепляется (пункт 2 статьи 65") появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации - восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней («восстановление корпоративного контроля»), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.

Само собой, участники корпораций получили и расширенный объем прав и обязанностей по сравнению с тем, что прописан в прежней редакции ГК РФ. Например, теперь участники ООО законодательно обязаны участвовать в принятии всех важных решений, касающихся деятельности юрлица. В противном случае участники, обладающие не менее 10% долей от размера уставного капитала общества,  вправе будут исключить из общества лиц, препятствующих его деятельности.

 

 

 

 

 

 

2.3 Обязанности участников корпораций

 

В целях предотвращения и исключения имеющихся многочисленных  злоупотреблений     и     правонарушений в новой редакции ГК были повышены требования к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц и усилена имущественная ответственность их органов.39

В статье 52 ГК40 для ускорения процедуры регистрации, для юридических лиц введен один учредительный документ - устав (для хозяйственных товариществ - учредительный договор) и по желанию учредители вправе использовать типовые уставы.

Следуя общеевропейским тенденциям развития законодательства о статусе юридических лиц, ГК (статьи 531 и 534) усиливает традиционные положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (т.е. физических лиц, являющихся его органами - руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если их действия (бездействие) несоответствовали обычным условиям гражданского   оборота   или   обычному предпринимательскому риску.

Е.А. Васильев считает: «Необходимой предпосылкой ответственности самого юридического лица является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не колеблют общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (то есть дополнительной к ответственности самого юридического лица)»41. 

Ответственность юридического лица может быть дополнена ответственностью учредителей или иных участников юридического лица только при наличии их вины, которую не так просто доказать.  
Часто при развитии бизнеса и продвижении корпорации на рынок необходимы решения, связанные с высокой долей риска. В результате неудачи организация может потерять не только все имущество, но и приобрести довольно существенные долги, которые даже при субсидиарной ответственности органы управления организации и ее участники не смогут компенсировать.

Вместе с тем участники организовывают деятельность добровольно, соглашаясь на риски, принимая условия всех членских отношений компании. Также своим волеизъявлением они выбирают органы управления. Следовательно, ответственность участников друг перед другом и органов управления перед участниками должна оставаться сугубо внутренним делом организации. 

Участники хозяйствующего субъекта изначально соглашаются не только на участие в корпорации, но и на возможные предпринимательские риски, связанные как с участием в корпорации, так и с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта. 42

Что касается отношений кредиторов и субсидиарной ответственности участников, то законодатель постоянно старается расширить границы ответственности последних. Главное условие привлечения к субсидиарной ответственности - это наличие предварительного обращения к первоначальному должнику. 

Субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель (п. 1 ст. 399 ГК РФ43). Она призвана дополнить его ответственность, усиливая защиту интересов потерпевшего. При этом лицо, несущее такую дополнительную ответственность, совсем не обязательно является причинителем имущественного вреда, нанесенного потерпевшему, а во многих случаях вообще не совершает каких-либо правонарушений. Здесь проявляется компенсаторная направленность гражданско-правовой ответственности, определяющая ее специфику.

Но если личное имущество не покрывает требований кредиторов, или исполнение своих обязательств участниками будет перекладываться на неопределенный срок, в этом случае возврат кредитором своих средств практически невозможен. Для этих целей, необходимо иное страхование предпринимательских рисков, ответственности, чем предложенное. Представляется, что введение законодательной нормы, обязывающей страховать ответственность участников корпоративных отношений, будет способствовать как удовлетворению требований кредиторов, так и покрытию убытков, причиненных корпорации, и будет являться превентивной мерой несостоятельности (банкротства). 

Личную ответственность следует применять только в случаях преднамеренного вреда юридическому лицу его участником физическим лицом. 

К числу лиц, несущих субсидиарную ответственность, по обязательствам признанного несостоятельным лица, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N° 6/844 относятся: «лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества предприятия, давший обязательные для него указания».  
Противоправность поведения нарушителя означает, что оно противоречит нормам права и субъективным правам других лиц и  
может выражаться как в действии, так и бездействии лица.  
При противоправном поведении наступает гражданско-правовая ответственность любого лица, осуществившего правонарушение.  
Гражданско-правовая ответственность наступает при условии причинения вреда потерпевшему. Наличие указанного условия необходимо для привлечения нарушителя к ответственности. Но при нарушении договорных обязательств гражданско-правовая ответственность может наступать и независимо от причинения вреда.  
К примеру, в случае исполнения сторонами сделки, совершенной под влиянием обмана, сторона, прибегнувшая к обману, лишается права на переданное ею по сделке имущество, которое обращается в доход Российской Федерации (ст. 179 ГК РФ45). Подобного рода санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, оказывают стимулирующее воздействие на участников гражданского оборота и способствуют предотвращению правонарушений, что является целью института юридической ответственности.  
С учетом определения вины в уголовном праве юридическое лицо не может обладать виной, то есть психическим отношением, так как юридическое лицо не обладает ни психикой, ни иными категориями разума. Юридическое лицо не может осуществлять деятельность с умыслом, потому что не может мыслить.  
Можно согласиться с Б.С. Маньковским, который верно указывал на неточность определения вины как преступного поведения: «Вина - как психическое отношение к деянию, не может расцениваться законодательством как преступное поведение, так как психическое отношение не идентично с поведением, которое не исчерпывается психическим отношением, а представляет собой поступок человека, совершенный под контролем сознания». 46

Одним из аргументов сторонников уголовной ответственности юридических лиц является то, что с юридическими лицами необходимо обращаться так же, как и с физическими, а существующие в деловом коммерческом обороте гражданско-правовые пробелы должны быть закрыты положениями других отраслей. Тем не менее для введения подоб-  
ной ответственности законодателю все-таки необходимо с помощью идей ученых ввести нормы, раскрывающие понятие уголовно-правовой дееспособности, виновности и наказуемости юридических лиц.  
Как правило, субъекты права наделены правоспособностью и дееспособностью.47 Вместе с тем ГК РФ не дает определения дееспособности юридических лиц, а только его правоспособности. Однако вопросы дееспособности юридического лица часто исследуются учеными.  
При раскрытии понятия правоспособности ст. 49 ГК РФ48 указывает не только на возможность иметь гражданские права, но и нести обязанности, связанные с деятельностью юридического лица. 

 
Вместе с тем деятельность юридического лица напрямую связана с действиями физических лиц или представителей, действующих от имени юридического лица. 

В результате, когда речь идет о дееспособности, говорят о таком понятии, как вменение. Существует вариант того, как вменение может относиться к корпорации: деяние рассматривается отдельно от участника корпоративных отношений, его совершающего, но при этом вменяется (приписывается) корпорации. 

Установление виновности зависит от выбранной модели вменения. При этом корпорация либо (при одной системе взглядов) идентифицируется с участником корпоративных отношений, либо (при другом подходе) участник рассматривается как часть корпорации. В последнее время все больше сторонников приобретает первая из упомянутых теорий. 49 
Также сторонники данной теории утверждают, что на корпорации лежит социальная ответственность, а одной из задач корпорации является избежание совершения уголовных деяний участниками корпоративных отношений и ответственности за ненадлежащее управление, причинение ущерба. 

В итоге можно сделать вывод: чтобы привлечь к ответственности юридическое лицо, его участников, изначально необходимо определить статус юридического лица, его правоспособность, положения устава, для установления юридического факта, может ли оно действовать от своего имени без ограничений, изъявлять свободу воли. И только при изучении указанных вопросов возможно сделать вывод о причинно-следственной связи действия (бездействия) юридического лица с наступившими негативными последствиями.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Корпоративный договор  как особый способ регулирования  корпоративных отношений

 

В целях содействия созданию международного финансового центра в Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 900-рп были введены  новые для ГК положения о корпоративном договоре (статья 672).

В свете последних изменений отельное внимание следует уделить корпоративному договору.

Он призван унифицировать и обобщить положения для акционерных обществ и ООО. Данный документ, по аналогии с предусмотренным для акционерных обществ акционерным соглашением и для обществ с ограниченной ответственностью - договором об осуществлении прав участников, регулирует те вопросы взаимоотношений между участниками компании, которые не решены положениями устава. 50  Это позволяет максимально индивидуализировано подойти к решению специфических для каждой организации вопросов взаимодействия сососбственников.

В непубличном обществе корпоративный договор, благодаря своей конфиденциальности, позволяет более свободно регулировать отношения между участниками исходя из индивидуальных особенностей и специфики.

Информация о работе Правовой статус коммерческих корпоративных организаций