Понятие и признаки гражданско-процессуальных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Длительное время гражданское судопроизводство рассматривали через систему отдельных процессуальных действий, которые те или иные субъекты совершают для достижения различных задач и целей. Сами эти действия получают определенную организацию со стороны закона, причем последний описывает их последовательность, условия реализации и правовые последствия.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 42.32 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и  признаки гражданско-процессуальных правоотношений.

  Длительное  время гражданское судопроизводство рассматривали через систему отдельных процессуальных действий, которые те или иные субъекты совершают для достижения различных задач и целей. Сами эти действия получают определенную организацию со стороны закона, причем последний описывает их последовательность, условия реализации и правовые последствия. Как писал Е. А. Нефедьев, процесс есть нормированная законом деятельность, и в этом мы убеждаемся из того, что закон организует субъекта деятельности и указывает цель, к которой он должен стремиться, а также порядок его деятельности и средства ее достижения1. Но во второй половине XIX в. немецкая процессуальная доктрина в лице Т. фон Бетман-Гольвега и О. Бюлова со ссылками на римские гражданские процессуальные источники выдвинула революционную по тем временам мысль о том, что совокупность действий представляет собой лишь предпосылку возникновения правоотношений2. Поэтому гражданский процесс — сложное трехстороннее юридическое правоотношение между сторонами и судом как носителем особого рода государственной власти. Высказанная мысль постепенно стала господствующей в цивилистической науке, в последующем она была заимствована представителями уголовного процессуального права.

     Итак, любое правоотношение представляет собой урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и исполняют юридические обязанности. Данная общая дефиниция в целом применима к отдельным отраслям права, поэтому гражданское процессуальное правоотношение можно определить как урегулированное нормами гражданского процессуального права общественное отношение, складывающееся между судом общей юрисдикции и иными участниками процесса, наделенными комплексом прав и юридических обязанностей, действующими в целях достижения задач гражданского судопроизводства. Из этого следует, что гражданский процесс, по сути, есть гражданское процессуальное правоотношение sui generic, обладающее рядом характерных признаков:

      Во-первых, его обязательным участником является суд, вне судебного функционирования процессуальные правоотношения не складываются. Правда, в теории гражданского процессуального права высказывалось мнение о том, что правоотношения подобного вида могут возникать и без суда (И. А. Жеруолис, А. Ф. Козлов)3. Однако, как подчеркивалось выше, гражданский процесс есть одна из форм принудительной реализации субъективного гражданского права и именно суд призван приводить в действие механизм государственного, принуждения, следовательно, гражданские процессуальные отношения без его деятельности

    невозможны.

    - Во-вторых, процессуальное отношение носит властный правовой характер, поэтому в литературе употребляют специальные термины «властеотношение» или «публичное правоотношение». По этому поводу О. Бюлов писал, что так как процессуальные права и обязанности существуют между государственными учреждениями и гражданами, то само собою понятно, что процесс входит в область публичного права, процесс есть публично-правовое отношение4. Нормы действующего ГПК позволяют суду при осуществлении властных полномочий в рамках строго установленной формы воздействовать на поступки лиц, участвующих в деле, а равно лиц, способствующих осуществлению правосудия, с тем, чтобы последние неукоснительно выполняли требования суда и закона (римские юристы утверждали: суду принадлежит imperium, т.е. часть государственной власти).

В-третьих, гражданское процессуальное правоотношение, будучи по своей природе охранительным, находится в постоянном движении, оно динамично, что обусловлено стадийностью судопроизводства и различными задачами, стоящими перед его многочисленными участниками (Н. А. Чечина, М. А. Гурвич)5.

  В-четвертых, гражданское процессуальное правоотношение сложно систематизировано и строго ориентировано на достижение определенной законом цели. В его основе лежит множество элементарных правоотношений между судом и другими субъектами, которые образуют единое процессуальное правоотношение. «Все эти отношения образуют между собой одно, сложное, — писал известный дореволюционный процессуалист Е. В. Васьковский, — конечно, все они вызываются или прямо, или косвенно одной необходимостью, одной целью — признанием или непризнанием судом данного гражданского права»6. 

Классификация гражданских процессуальных правоотношений 

    В судопроизводстве складываются различные  процессуальные правоотношения. Их принято подразделять по субъектам (В.П. Мозолин, Н.Б. Зейдер, М.А. Гурвич и др.) в зависимости от того, с кем у суда возникают связи: с лицами, участвующими в деле, или с лицами, содействующими правосудию7. Такая классификация обоснована как различием субъектного состава правоотношений, так и содержанием — правами и обязанностями участников гражданского процесса. В самом деле, процессуальное положение лиц, участвующих в деле, определяется прежде всего и главным образом их субъективными правами. Немногочисленные обязанности этих участников должны обеспечить добросовестное пользование всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 2 ст. 34 ГПК).

    Процессуальное  положение лиц, содействующих отправлению  правосудия (свидетелей, экспертов, переводчиков, хранителей имущества и др.), в основном связано с возлагаемыми на них процессуальными обязанностями. Права при этом явно второстепенны, а в статус понятых и лиц, чья дееспособность может быть ограничена судом, субъективные права вообще не включены: они имеют только процессуальные обязанности.

    Различия  в процессуальном положении юридически заинтересованных и не заинтересованных лиц предопределены разными целями их участия в судопроизводстве, и соответственно тому различают основные и вспомогательные правоотношения (Н.Б. Зейдер, М.А. Гурвич).

    Помимо  указанной классификации правоотношений существует и другая, основанная на разграничении в зависимости  от направленности процессуальной деятельности на том или ином этапе осуществления правосудия по гражданским делам, иными словами, в зависимости от процессуальных функций гражданского судопроизводства.

    Гражданский процессуальный кодекс позволяет различать  две процессуальные функции судебного разбирательства: 1) рассмотрение гражданских дел (разд. II ГПК); 2) пересмотр судебных постановлений (разд. III и IV ГПК). Для каждой функции типичны особенные гражданские процессуальные правоотношения. Более того, специфические черты правоотношений выражают особенности функций.

    Структура процессуальных правоотношений при  разбирательстве гражданских дел  следующая. Во главе находится суд (судья), осуществляющий государственную (судебную) власть. Он имеет юридические (гражданские процессуальные) связи с каждым из участников производства по конкретному делу, занимая по отношению к ним руководящее (властное) положение. Процессуальных правоотношений между участниками нет. В правовых связях участвует только суд (судья), рассматривающий и разрешающий гражданское дело. Другие суды, как правило, в эти гражданские процессуальные правоотношения не привлекаются. Исключений из этих правил всего два: при передаче дела в другой суд по подсудности (ст. 33 ГПК) и при судебных поручениях (ст. 62 ГПК), когда суд, осуществляющий правосудие, вынужден вступать в правовой контакт с другим судом первой инстанции.

    Такой вариант процессуальных правоотношений — правоотношения при разбирательстве гражданского дела по существу — детально проанализирован в настоящей главе.

    При выполнении другой процессуальной функции  гражданского судопроизводства — пересмотре решений, определений и постановлений — структура, содержание и субъектный состав правоотношений существенно меняются. Судебную власть реализует суд кассационной (второй) или надзорной инстанций. У него, прежде всего, складываются юридические связи с лицами, приносящими кассационные частные жалобы (представления).

    Основными же являются отношения между судом, проверяющим правильность обжалованных судебных актов, и нижестоящими судами: судом, чье решение пересматривается, и судом, в который дело может быть направлено после отмены решения. Такие отношения между судами обязательны во всех случаях проверки законности решений, определений и постановлений, без них невозможна функция пересмотра актов правосудия.

    Согласно  ГПК в пересмотрах не участвуют  свидетели, эксперты, понятые — соответственно они не могут быть субъектами процессуальных правоотношений, возникающих при  пересмотре судебных актов. Состав участников по сравнению с разбирательством дела уже.

    Структура анализируемых правоотношений более  сложна, поскольку лица, которые обжалуют или опротестовывают судебные акты, вступают в процессуальные правоотношения с судами, разрешившими дело (туда они, как правило, подают жалобы), и судами, пересматривающими обжалованные или опротестованные акты правосудия. 
 

    3.4. Субъекты гражданских процессуальных отношений

      Субъектами  гражданских процессуальных правоотношений являются суд, индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и организации, которые благодаря юридическим нормам могут быть участниками правоотношений, т.е. нести субъективные права и выполнять обязанности.

      В зависимости от наличия властных полномочий данных субъектов делят на две большие группы: суд и все иные участники процесса.

Суд, будучи обязательным субъектом гражданских процессуальных отношений, наделен властными полномочиями, связанными с государственным принуждением и контролем. Вместе с тем суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, занимается не только руководством хода производства, оказывает содействие иным субъектам путем разъяснения процессуальных прав и обязанностей, но и предупреждением о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, а также создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения закона.

  Гражданские дела в судах первой инстанции  рассматриваются судьями единолично или коллегиально в случаях, предусмотренных федеральным законом. Так, согласно ст. 260.1 ГПК решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума разрешается судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей. Дела по жалобам на судебные постановления, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке коллегиально с участием трех судей, за исключением районных судов (ч. 1 ст. 327 ГПК). Разрешение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. Действующий ГПК не предусматривает, как это было ранее, участия в гражданском судопроизводстве народных заседателей.

  Иные  участники процесса по такому критерию, как наличие или отсутствие юридического интереса, классифицируются на лиц, участвующих в деле, и лиц, содействующих осуществлению правосудия.

  Лица, участвующие в  деле, обладают юридическим интересом к исходу дела, под которым понимают основанный на законе ожидаемый правовой результат от рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела, а также мотив, заставляющий заинтересованного субъекта производить ту или иную юридически значимую деятельность (М. А. Викут). По этой причине ч. 1 ст. 4 ГПК гласит, что по общему правилу суд возбуждает гражданское судопроизводство по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

  Юридическая заинтересованность различается по своему характеру и находится в прямой связи с предметом судебной защиты и стоящими перед субъектом задачами. Исходя из этого у лиц, участвующих в деле, может быть личный материально-правовой интерес (стороны, третьи лица) и государственный либо общественный интерес (прокурор, субъекты, защищающие от своего имени права других лиц), Юридический интерес последней группы субъектов гражданских процессуальных отношений носит исключительно процессуальный характер. Все это вместе взятое побуждает лиц, участвующих в деле, совершать от собственного имени активную процессуальную деятельность в рамках гражданского судопроизводства с тем, чтобы добиться приемлемого для себя (либо истца) результата, в том числе выражающегося в виде судебного решения.

  Состав  лиц, участвующих в деле, приводится в ст. 34 ГПК:

  • стороны;
  • третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора;
  • прокурор;
  • лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения;
  • заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

  К числу лиц, участвующих в деле, следовало отнести, хотя закон об этом и умалчивает, взыскателя и  должника; !

Лица, содействующие осуществлению  правосудия, не имеют и не должны иметь юридической заинтересованности к исходу дела, основанной на нормах материального права и фактах дела, иначе они подлежат отводу. Однако процессуальный и фактический интерес может наличествовать. В частности, последние виды заинтересованности присутствуют, если в судебном заседании в качестве представителя истца или ответчика выступает ближайший родственник, заключивший договор поручения. Безусловно, принятое судом решение никак не повлияет на субъективные права и обязанности самого представителя. Но процессуальный интерес у него выражается в наступлении благоприятного результата для представляемого, ведь предметом договора поручения является оказание посреднических услуг, при этом материальное правоотношение между поверенным (представителем) и доверителем (представляемым), не составляет объект судебного разбирательства. Одновременно нельзя не учитывать и фактический интерес, обусловленный родственными связями.

Информация о работе Понятие и признаки гражданско-процессуальных правоотношений