Основные характеристики гражданской правосубъектности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2010 в 01:28, Не определен

Описание работы

Чтобы иметь гражданские права, нести обязанности, а также самостоятельно приобретать, осуществлять и создавать для себя гражданские права и обязанности необходимо иметь два критерия, характеризующих субъекта права – правоспособность и дееспособность

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ГП.docx

— 80.72 Кб (Скачать файл)

     В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином  волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической  зрелости. Закон в качестве критерия достижения гражданином возможности  собственными действиями приобретать  для себя права и нести обязанности  предусматривает возраст. Возраст  гражданского совершеннолетия определяется законом и различается в различных  правовых системах. В последние годы в зарубежных государствах наблюдается  тенденция к снижению этого возраста

     Из  общего правила о наступлении  дееспособности в 18 лет, как уже было сказано выше, в ГК РФ есть два исключения. Первое установлено для лица, которое вступило в брак раньше этого возраста, а второе, для лица объявленного полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация).

     Единый  брачный возраст, установленный  для мужчин и женщин – 18 лет (ст. 13 Семейного кодекса), может быть снижен по решению органов местного самоуправления до 16 лет при наличии причин, которые  они сочтут уважительными. Перечня таких причин в законе нет, но к ним, как считают многие специалисты, относится беременность невесты, рождение ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения и др.

     Ст. 13 Семейного кодекса предусматривает  также возможность вступления в  брак лицами до достижения ими 16 лет, но лишь в виде исключения, с учетом особых обстоятельств, если условия  и порядок заключения брака в  таких случаях установлены законами субъектов РФ.

     После регистрации брака граждане, не достигшие  восемнадцатилетнего возраста, приобретают  дееспособность в полном объеме. Это  правило необходимо для обеспечения  равноправия супругов в браке, что  является принципом семейного законодательства. На снижение брачного возраста согласие родителей или других законных представителей не требуется, но их мнение, конечно, при  этом учитывается. Регистрация брака  лиц, которым был снижен брачный  возраст, осуществляется в общем  порядке. Несовершеннолетний может  не воспользоваться полученным разрешением  и отказаться от заключения брака. Тогда  он не приобретает дееспособности в  полном объеме. Однако при расторжении  брака до наступления совершеннолетия  дееспособность сохраняется в полном объеме.

     Иначе решается вопрос о дееспособности несовершеннолетнего, если его брак признан недействительным. Поскольку нарушения установленных  законом условий для признания  брака недействительным могут быть различными, вопрос о последствиях такого признания решает суд в  зависимости от конкретных обстоятельств. При признании брака недействительным суд может принять решение  об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого  судом.

     Вторым  исключением является эмансипация (ст. 27 ГК РФ). Это является новым основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Такая необходимость   возникла   в   связи   с   широким   развитием предпринимательской  деятельности, в том числе и среди лиц, не достигших 18 лет, и была связана не только с интересами самих несовершеннолетних, но и с заботой об устойчивости гражданского оборота, предполагающей создание определенных гарантий для кредиторов14.

     Эмансипация объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным.

       Эмансипация совершается по решению  органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей или иных законных представителей,  либо суда, если родители или один из них на то не согласны. В статье не сказано о желании самого несовершеннолетнего. Однако нет сомнений, что эмансипация может быть объявлена только на основе его заявления. Формулировка ст. 27 ГК дает основание сделать вывод, что занятие предпринимательской деятельностью или работа по трудовому договору не являются безусловными основаниями для эмансипации. Орган опеки и попечительства, а также суд в каждом конкретном случае при принятии соответствующего  решения должны  оценить длительность  и устойчивость трудовой или предпринимательской деятельности несовершеннолетнего, размер его заработка и других доходов, иные обстоятельства.

     Цель  эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует  иметь в виду, что отдельные  права и обязанности возникают  исключительно по достижении определенного  возраста, как например, право на приобретение огнестрельного оружия. В соответствии с п. 16 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 г. эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Закона РФ «Об оружии», ст. 19 Закона  РФ «О воинской обязанности и военной службе»)15. В соответствии  со ст. 53 Конституции РФ такое ограничение прав и свобод является допустимым.

     В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» разъяснено, что несовершеннолетние даже в случае приобретения ими полной дееспособности не могут быть усыновителями, поскольку  п. 1 ст. 127 Семейного кодекса установлен возрастной ценз для приобретения прав быть усыновителем16.

     Закон не предусматривает возможности  последующего ограничения дееспособности эмансипированного лица. Однако как  считает Садиков О.Н., при наличии  достаточных оснований следовало  бы предоставить суду такое право, если подросток злоупотребляет или явно неразумно распоряжается своим  заработком, как это предусмотрено  п. 4 ст. 26 ГК РФ.

    Необходимо  отметить, что условиях рыночной экономики  институт эмансипации содействует  обретению несовершеннолетними  гражданами экономической самостоятельности, развитию их способностей и навыков  участия в трудовой и предпринимательской  деятельности. Так что его включение  в гражданское законодательство вполне обоснованно и логично  в нынешних условиях. 

    1. Ограничение дееспособности гражданина
 

     Согласно  п. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение  гражданских прав возможно только на основании федерального закона и  только в той мере , в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья . прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства . Это положение воспроизведено и в ст. 1 ГК.

     В предусмотренных законом случаях  и только по решению суда гражданин  может быть в ряде своих прав ограничен. В том числе гражданин может быть ограничен в своей дееспособности. Эта мера заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями приобретать такие гражданские права и создавать такие гражданские обязанности, которые он в силу закона уже мог приобретать и создавать. Речь идет, следовательно, об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности. Ограниченным в дееспособности может быть как лицо, имеющее неполную (частичную) дееспособность, так и лицо, имеющее полную дееспособность.

     С достижением 18 лет, а также в уже  рассмотренных случаях, дееспособность граждан возникает в полном объеме. На содержание дееспособности более  не оказывают влияния возрастные факторы, однако способности гражданина к волевым осознанным действиям  могут быть нарушены вследствие заболевания  либо злоупотребления алкогольными   или   наркотическими   веществами.  При   наличии   указанных   проявлений необходимо защитить имущественные интересы такого гражданина либо интересы его семьи. Этой цели служит признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами.

     Злоупотребление гражданином спиртными напитками  или наркотическими веществами само по себе достаточно свидетельствует о необходимости вмешательства в его действия со стороны государства, однако гражданское право не имеет цели излечения лиц от алкоголизма или наркомании, равно как и не имеет цели наказать их за подобные злоупотребления. Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими веществами, предполагает вмешательство государства только при условии, что этот гражданин своими действиями ставит в тяжелое материальное положение свою семью. Перечень оснований для ограничения дееспособности граждан в законе исчерпывающий, однако, практика показывает необходимость введения дополнительных оснований. Например,  токсикоманы, по мнению Нечаевой, в эту категорию не входят, поскольку природа токсикомании еще полностью не изучена, но такие «увлечения» могут иметь негативное воздействие на материальное состояние17. Так же к основанию ограничения дееспособности не входит и увлечение азартными играми, хотя эти действия тоже могут ставить семью увлекшегося походами в игровые заведения в тяжелое материальное положение, а так же ведение рискованной предпринимательской деятельности. Поэтому все чаще в литературе высказывается точка зрения, что законодателю надо пересмотреть свою позицию в отношении этого вопроса и включить эти основания в перечень, предусмотренный ГК.

     Ограничение дееспособности гражданина в рассматриваемом  случае выражается в том, что в  соответствии с решением суда над  ним устанавливается попечительство и совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов  и распоряжаться ими он может  лишь с согласия попечителя. Он вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки (п. 1 ст. 30 ГК).

     При прекращении гражданином злоупотребления  спиртными напитками или наркотическими средствами суд отменяет ограничение  его дееспособности. На основании  решения суда отменяется установленное  над ним попечительство. Если гражданин  после отмены ограничения его  дееспособности снова начнет злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами, суд по заявлению заинтересованных лиц может повторно ограничить его  дееспособность.

     Учитывая  установленный законом объем  правовых возможностей других лиц, не имеющих полной дееспособности (несовершеннолетних и даже малолетних, за которыми помимо мелких бытовых сделок закреплено право  совершать самостоятельно еще ряд  юридических действий), можно отметить, по мнению Илларионовой, что дееспособность таких граждан может оказаться  меньше даже по сравнению с малолетними18.

     Однако  ограниченный в дееспособности гражданин  самостоятельно отвечает как по мелким бытовым, так и по сделкам, совершенным  им с согласия попечителя. Кроме  того, он полностью деликтоспособен, т.е. самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность за причиненный  его действиями вред.

     Правовые  последствия ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками  или наркотическими средствами, не исчерпываются ст. 30 ГК РФ.  По нормам Семейного кодекса они не вправе быть усыновителями, опекунами, попечителями, могут быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах или ребенок может быть у них  отобран. Родители, ограниченные в дееспособности, не вправе совершать сделки по распоряжению имуществом от имени своих детей  или давать согласие на совершение ими сделок19.  

    1. Признание гражданина недееспособным
 

     При патологии развития психики,   выражающейся в том,  сто человек  либо не понимает значение своих действий, либо понимает, но не может ими руководить, он может быть в судебном порядке признан недееспособным (ст. 29 ГК  РФ), даже если является совершеннолетним. Он может быть признан недееспособным только судом, причем с заявлением в суд согласно ст. 281 ГПК РФ могут обратиться члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания, орган опеки и попечительства, психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

      Этому должна предшествовать судебно-психиатрическая  экспертиза, которая дает заключение о возможности данного лица понимать смысл своих действий или разумно  руководить ими. Она производится на основании Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании». В  п. З ст. 5 этого Закона установлено, что «ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом  стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения  или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, отвечают в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации»20. Следовательно, в компетенцию судебно-психиатрической экспертизы не входит обязанность давать заключение об отсутствии дееспособности. Этот вопрос разрешается только судом. Гражданин вправе обжаловать в суд поставленный ему диагноз. Такие случаи в судебной практике встречаются. Тогда назначается повторная экспертиза.

Информация о работе Основные характеристики гражданской правосубъектности