Обязательства по передаче имущества в собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Правовое регулирование договора купли-продажи

Файлы: 1 файл

Ready_Договор купли-продажи.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

     В советский период договор дарения  конструировался как реальный, а его предметом могли выступать лишь вещи. Тем самым резко сужалась сфера применения этого договора, что, впрочем, оправдывалось ссылками на принципы социалистической морали.

     По  действующему ГК дарение может выступать  в качестве как реального, так  и консенсуалъного договора. В последнем случае договор порождает обязательство передать определенное имущество одаряемому в момент, не совпадающий с моментом заключения договора, т. е. в будущем. Различия между реальным и консенсуальным договорами дарения весьма велики и затрагивают практически все аспекты отношений между дарителем и одаряемым. Не случайно большинство норм главы 32 ГК регулируют либо только реальные договоры дарения, либо только обещание подарить, а количество общих норм, распространяющихся на все виды дарения, минимально. Единственное, что объединяет все разновидности договора дарения,— это его безвозмездный характер.

     Мотивы  совершения дарения могут быть самыми различными: желание показать свое расположение одаряемому, помочь ему, отблагодарить за что-либо или даже инициировать ответный дар. В этом смысле безвозмездность дарения не означает его беспричинности. Однако во всех этих случаях мотив лежит за рамками самого договора дарения и никоим образом не влияет на его действительность. Если же мотив включен в содержание договора, т.е. дарение или обещание подарить формально обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это, как правило, ведет к признанию договора дарения ничтожным (абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК).

     С другой стороны, желание одарить может выступить мотивом иного, нежели дарение, договора. Так, передача родственнику квартиры по ее официальной балансовой стоимости (которая во много раз ниже реальной рыночной цены) с экономической точки зрения — щедрый подарок. Но юридически это — не дарение, а купля-продажа, поскольку в обязательстве из договора присутствует встречное удовлетворение в виде покупной цены. Таким образом, основанием договора дарения является не само по себе желание одарить, а намерение передать имущество безвозмездно.

     Безвозмездность как главный квалифицирующий  признак договора дарения не означает, что одаряемый вообще свободен от любых имущественных обязанностей. Так, передача дара может быть обусловлена его использованием в общеполезных целях, в том числе — по какому-либо определенному назначению (пожертвование). Исполнение такой обязанности одаряемым не является встречным предоставлением, поскольку оно адресовано не самому дарителю, а более или менее широкому кругу третьих лиц. Возможны и другие случаи дарения имущества, обремененного правами третьих лиц, например, залогом или сервитутом. Более того, возможно заключение договора дарения, связанного с обременением передаваемого имущества в пользу самого дарителя, что в конечном счете приводит к возложению на одаряемого определенных обязанностей по отношению к дарителю.

     Так, возможен договор, по которому даритель, отчуждая дом, выговаривает себе право  постоянного пользования одной  из комнат. Корреспондирующая этому  праву обязанность одаряемого является встречной по отношению к обязанности дарителя осуществить дарение, она обусловлена ею. Однако исполнение этой обязанности одаряемым не охватывается «предоставлением» в традиционном смысле слова. Ведь даритель в результате исполнения договора не получает ничего нового, т. е. такого, что он не имел бы до и помимо договора.

     Таким образом, договор дарения может, предусматривать встречные обязательства  одаряемого, что само по себе его  не порочит. Лишь наличие встречного предоставления в строгом смысле слова уничтожает действительность договора дарения. Поэтому абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК нуждается в ограничительном толковании. Из этого можно сделать вывод, что договор дарения, являющийся, по общему правилу, односторонне-обязывающим, в ряде случаев может выступать и как договор взаимный (но тем не менее безвозмездный).

     В юридической литературе обосновывались и другие признаки договора дарения, восходящие к классическому римскому праву: бесповоротность перехода прав, бессрочность дарения, увеличение имущества одаряемого, уменьшение имущества дарителя и некоторые иные. Все эти признаки, действительно, обычно присущи дарению. Но все они производны от безвозмездного характера дарения, а потому не имеют самостоятельного значения.

     Исторически договор мены появился намного ранее  договора купли продажи. Мена была распространена в условиях натурального хозяйства на начальном этапе развития человеческой цивилизации. С появлением денег как формы взаиморасчетов между сторонами сделки и развитием товарно-денежного обмена она была вытеснена  куплей-продажей. Однако законодательное закрепление договор мены получил гораздо позднее.

     В современном гражданском обороте  договор мены имеет ограниченное применение. Вероятно, единственная причина  его существования – это экономия времени и средств, в тех редких случаях, когда намерения сторон продать один товар и купить другой совпадают.

     Хотя  с экономической точки зрения купля-продажа является частным  случаем обмена товара на товар (деньги), в правовом аспекте сам договор  мены сконструирован по модели купли-продажи. Вероятно, причиной этому послужило, как уже указывалось, значительно позднее законодательное закрепление мены. 

     Договор мены наряду с куплей продажей является товарной сделкой. Содержащееся в законе определение договора мены показывает, что он является не только взаимным (двусторонним), но и возмездным, консесуальным. 

     По  договору мены его участники взаимно  обязуются передать друг другу в  собственность определенные вещи (товары), при этом одна сторона, приобретая вещь в собственность вместо уплаты покупной цены (в деньгах) передает другой стороне иную вещь. Следовательно, каждая из сторон данного договора одновременно является продавцом в отношении передаваемого товара и покупателем в отношении получаемого (в качестве цены выступает соответствующий товар). В связи с этим сторона должна руководствоваться нормами ст. 30 ГК о покупателе (когда получает товар) и одновременно нормами о продавце (когда предает товар). При этом права и обязанности сторон тождественны, причем правам одной стороны соответствуют обязанности другой.  

     Обектами  договора мены являются любые вещи, не изъятые из оборота и оборот которых не ограничен. Это движимые вещи, в том числе ценные бумаги и валютные ценности (разумеется, при  соблюдении специального законодательства), а также недвижимое имущество, например земельные участки, постройки, квартиры и т. д. Вместе с тем стороной в договоре мены может быть только собственник вещи (либо надлежащим образом уполномоченное им лицо) поскольку иначе отчуждатель не сможет предать это имущество в собственность контрагенту.

     В соответствии с п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила  о купле-продаже, если это не противоречит нормам главы 31 Кодекса и существу мены. Исходя из этого, к объектам отношений  мены можно отнести и некоторые имущественные права (поскольку они могут служить объектами купли продажи) – это, прежде всего корпоративные имущественные права, в том числе выраженные «бездокументарными ценными бумагами», в частности в случаях обмена акций либо долей участия в хозяйственных обществах, а также безналичные деньги (права требования), например при обмене их в качестве товара (а не всеобщего эквивалента) на иностранную валюту (другой товар).

     Все условия о количестве, ассортименте, комплектности и упаковке (таре) обмениваемых товаров регулируются соответствующими нормами гл. 30 (в силу прямого указания п. 2 ст. 567 ГК). Аналогично определяются  и последствия нарушения сторонами этих условий. 

     Сторонами договора мены могут выступать граждане и юридические лица. Общие правила о купле-продаже распространяются и на субъектный состав мены

     Споры в научной литературе вызывает вопрос об участии государства в договоре мены. Одни авторы не признают государство  как возможную сторону в мене, другие склоняются к обратной точке зрения. Вторая позиция представляется более близкой к истине. Доводы первых: - «выступление государства в гражданско-правовом договоре мены невозможно, поскольку натуральный обмен противоречит основным принципам бюджетной устройства страны», не основаны ни на законе, ни на существе данных отношений. Государство, например, прибегает к обмену принадлежащих ему пакетов акций или долей участия в хозяйственных обществах.    

     Стороны договора ренты. Таковыми являются: получатель ренты (рентный кредитор) - лицо, передающее свое имущество в собственность другому лицу с целью получения от последнего в течение длительного периода времени дохода (ренты), и плательщик ренты (рентный должник) - лицо, обязанное в обмен на полученное в собственность имущество выплачивать передавшему его лицу в течение длительного периода времени доход (ренту). На вопрос о том, кто может быть получателем и кто - плательщиком ренты, в законе нет прямого ответа. Поэтому круг лиц, которые вправе стать сторонами такого договора, следует определять исходя из системного анализа норм общей части гражданского законодательства и непосредственно норм гл. 33 ГК РФ.  

     Круг  возможных получателей ренты (рентных  кредиторов) определяется законодателем  двумя способами. Называя ренту  пожизненной или установленной на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением, законодатель определенно говорит, что получателями ренты в договоре пожизненной ренты и его разновидности - договоре пожизненного содержания с иждивением - в силу самой сущности этих договоров могут быть только граждане. Иной способ - это прямое предписание нормы права. В п.1 ст. 589 ГК РФ указано, что получателями постоянной ренты могут быть только граждане, а также некоммерческие организации, если это не противоречит закону и соответствует целям их деятельности.  

     Получатель  ренты может не совпадать с  лицом, передающим имущество под  выплату ренты. Так, пожизненная  рента может быть установлена  одним гражданином в пользу другого  гражданина или группы граждан (п.1, 2 ст. 596 ГК РФ). 

     Плательщиками ренты (рентными должниками) могут быть любые граждане, юридические лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие, заинтересованные в приобретении имущества, предлагаемого получателем ренты, и способные выполнить императивные требования, предъявляемые законом к содержанию договора ренты и обеспечению ее выплаты. Но следует иметь в виду, что сама способность субъекта выполнить императивные требования, предъявляемые законом к содержанию договора ренты и обеспечению ее выплаты, является свойством фактического порядка и определяется в период заключения договора и служит для получателя ренты основанием для решения вопроса о целесообразности заключения договора с конкретным субъектом. Вместе с тем, эта способность может определяться и юридическими критериями (например, в случаях, когда уставом юридического лица запрещена возможность заключения договоров ренты). 

     Предмет договора ренты определен законодателем  весьма обобщенно: указано, что получатель ренты передает в собственность  плательщику ренты имущество (п.1 ст.583 ГК РФ). Точно назван лишь предмет договора ренты с условием пожизненного содержания с иждивением - предметом такого договора является недвижимое имущество (п. 1 ст.601 ГК РФ). Конкретный состав и виды имущества, которое может служить предметом договоров постоянной и пожизненной ренты, могут быть определены только путем доктринального толкования действующих норм гражданского законодательства с учетом тенденций правоприменительной практики. 

     В силу ст.128 ГК РФ под понятие "имущество" подпадают вещи, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права. В соответствии со смыслом п. 1 ст.583 ГК РФ получатель ренты передает плательщику ренты имущество в собственность. Следует учитывать, что, согласно господствующей в науке континентального гражданского права доктрине, объектом права собственности могут быть только индивидуально-определенные вещи. Вследствие сказанного предметом договора ренты, бесспорно, могут быть вещи (как движимые, так и недвижимые), наличные деньги и документарные ценные бумаги. Безналичные же деньги, являющиеся по своей природе не вещами, а правами требования, "бездокументарные ценные бумаги", представляющие собой особый способ фиксации прав, равно как и иные имущественные права не могут быть объектами права собственности, а соответственно предметом договора ренты. По этой же причине не могут быть предметом договора ренты работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нематериальные блага.

     Различия  правового режима имущества, которое  может быть предметом договора аренды, предопределяют особенности порядка передачи (отчуждения) такого имущества под выплату ренты. Так, возмездное отчуждение под выплату ренты недвижимого имущества потребует соблюдения предусмотренного в ст. 556 ГК РФ порядка передачи недвижимого имущества во исполнение договора продажи недвижимости; отчуждение под выплату ренты ценных бумаг потребует соблюдения предписаний ст. 146 ГК РФ о порядке передачи прав по ценной бумаге и т. д.

 

Контрольное задание

 

Задача  № 1

     Ефимова обратилась в суд с заявлением, в котором просила объявить умершим её мужа. В заявлении она указала, что Ефимов состоял членом рыболовецкого колхоза и работал на сейнере мастером по обработке рыбы. Девять месяцев назад он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выпал из шлюпки и утонул. К заявлению был приложен акт о несчастном случае и постановление следователя прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели Ефимова. Заявительница мотивировала свою просьбу тем, что смерть мужа не была зарегистрирована в органах ЗАГСа.

Информация о работе Обязательства по передаче имущества в собственность