Договор купли-продажи. Понятие, основные элементы и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2009 в 18:02, Не определен

Описание работы

Введение
1. Купля-продажа
1.1. Понятие договора купли-продажи, его характеристика
1.2. Права и обязанности продавца
1.3. Права и обязанности покупателя
2. Элементы договора купли продажи и их значение
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)
 

      В российской цивилистике к элементам договора традиционно относят его стороны, предмет, цену (в возмездных договорах), срок, форму и содержание, т. е. права и обязанности сторон.

      Сторонами договора купли-продажи продавцом и покупателем — могут выступать любые субъекты гражданского права: граждане, юридические лица или государство. Однако возможность их участия в отдельных видах купли-продажи может быть ограничена как природой самого договора, так и особенностями правового положения субъекта (объемом правоспособности, характером вещных прав на имущество и т. д.).

      Государство, обладающее целевой правоспособностью, не может выступать стороной договоров  купли-продажи, ориентированных на участие предпринимателей или граждан-потребителей (например, договоров розничной купли-продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения). Наиболее типичные случаи непосредственного участия государства в договорах купли-продажи связаны с поставками товаров для государственных нужд (в частности, в государственный резерв), продажей предприятий или другой недвижимости, а также продажей государственных ценных бумаг.

      Возможность заключения договоров купли-продажи  гражданами определяется объемом их право- и дееспособности. Участие  в отдельных видах купли-продажи, предусмотренных ГК, обусловлено  наличием у гражданина статуса предпринимателя (например, в договорах поставки или контрактации).

      Ограниченно дееспособные лица вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые  сделки, а остальные — лишь с согласия попечителя (п. 1 ст. 30 ГК). Малолетние, кроме того, вправе приобретать имущество на средства, предоставленные законными представителями или с их согласия третьими лицами (подп. 3 п. 2 ст. 28 ГК). Несовершеннолетние могут также самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или другими доходами (подп. 1 п. 2 ст. 26 ГК).

      Купля-продажа  движимого имущества между супругами  не обусловлена какими-либо специальными требованиями и подчиняется общим  нормам § 1 главы 30 ГК. Если же купля-продажа связана с отчуждением общего имущества супругов (вещей или денег — в качестве покупной цены) третьим лицам, требуется их обоюдное согласие, которое, по общему правилу, презюмируется (пп. 1 и 2 ст. 35 СК). Продажа недвижимости между супругами сопряжена с дополнительными формальностями (п. 3 ст. 35 СК).

      Для юридических лиц основные ограничения  на участие в договорах купли-продажи  связаны с характером принадлежащих  им вещных прав на имущество и объемом  правоспособности. Так, государственные или муниципальные унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, могут продавать принадлежащее им движимое имущество самостоятельно, а недвижимое — с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК). Казенные предприятия продают любое имущество только с согласия собственника (п. 1 ст. 297 ГК), а учреждения вообще не вправе отчуждать имущество, принадлежащее им на праве оперативного управления (п. 1 ст. 298 ГК). С другой стороны, собственник может предоставить учреждению право ведения деятельности, приносящей доходы. В таком случае учреждение вправе самостоятельно распоряжаться полученными доходами (равно как приобретенным на них имуществом), в том числе — по договорам купли-продажи.12

      По  общему правилу, продавцом в договоре купли-продажи может выступать только лицо, обладающее правом собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество. Но в ряде случаев закон допускает продажу имущества лицами, не являющимися его собственниками. Так, комиссионер, продающий или приобретающий имущество для комитента, выступает в договоре купли-продажи от своего имени (ст. 990 ГК). Продажа имущества, на которое обращено взыскание в силу залога (ст. 350 ГК, п. 5 ст. 358 ГК), обычно осуществляется судебным исполнителем либо непосредственно — путем проведения торгов, либо через комиссионные магазины (в соответствии со ст. 395-405 ГПК). В таком же порядке производится и продажа арестованного имущества неисправного должника. Хранитель при определенных условиях также имеет право продать не принадлежащую ему вещь (п. 2 ст. 899 и ст. 920 ГК).

      Предметом договора купли-продажи, т. е. товаром, по общему правилу, может выступать любое имущество, не изъятое из гражданского оборота.

      В отличие от ранее действовавшего законодательства ГК трактует условие о предмете договора купли-продажи как его единственное существенное условие. Это означает, что договор купли-продажи будет, как правило, считаться заключенным, если стороны согласовали лишь предмет договора. В этом случае отсутствие любых других условий может быть восполнено с помощью диспозитивных норм ГК. Однако для отдельных разновидностей купли-продажи, предусмотренных § 3—8 главы 30 ГК, перечень существенных условий договора расширен и может включать, наряду с условием о предмете, цену (например, при продаже товара в кредит или продаже недвижимости) или срок (например, договор поставки).

      Вещи являются наиболее распространенным, традиционным объектом купли-продажи, на который ориентировано правовое регулирование этого института. Товаром могут быть любые вещи: движимые и недвижимые, определенные родовыми либо индивидуальными признаками, потребляемые и непотребляемые, делимые и неделимые (в том числе сложные). Единственным исключением из перечня возможных товаров являются деньги (кроме иностранной валюты), что обусловлено самой природой договора купли-продажи.

      Предметом купли-продажи, по общему правилу, являются вещи, которые на момент заключения договора уже принадлежат продавцу на праве собственности. Вопрос о  возможности купли-продажи будущих  вещей (т. е. таких, которые существуют в природе, но принадлежат не продавцу, а третьим лицам, либо еще не существуют вовсе) ранее в цивилистике был дискуссионным. Пункт 2 ст. 455 ГК положительно разрешает этот спор, поскольку содержит общую норму, позволяющую заключать договор купли-продажи в отношении будущих вещей (если иное не установлено законом или не обусловлено характером товара).

      Согласно  п. 2 ст. 454 ГК купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей осуществляется в соответствии с § 1 главы 30 ГК, если законом не установлены специальные правила на сей счет. В отношении ценных бумаг такие правила предусмотрены Федеральными законами «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г.13, а оборот валютных ценностей регулируется в основном на подзаконном уровне .14 Однако существование специальных актов не исключает применения норм ГК к соответствующим сделкам. Так, купля-продажа ценных бумаг осуществляется по нормам Федерального закона «О рынке ценных бумаг» как lex specialis, a § 1 главы 30 ГК используется для восполнения пробелов этого закона. С другой стороны, продажа валютных ценностей подчиняется общим правилам ГК, а положения подзаконных актов применяются постольку, поскольку они ГК не противоречат.

      Купля-продажа  вещей, ограниченных в обороте, возможна, если она не нарушает их специального правового режима. Это значит, что  покупателем такого товара может  быть только лицо, специально управомоченное на владение соответствующей вещью.

      Имущественные права впервые в нашем законодательстве включены в предмет договора купли-продажи п. 4 ст. 454 ГК. Возможность купли-продажи имущественных прав отечественными юристами долгое время ставилась под сомнение. Действительно, «купля-продажа имущественных прав утрачивает свои отличительные черты, сливаясь отчасти с уступкой прав по обязательствам, а с точки зрения юридической такая замена точного понятия, связанного с известными последствиями, обширным и неопределенным понятием дает мало преимуществ»15. Однако широкое распространение сделок по возмездной уступке имущественных прав (в первую очередь биржевых сделок и договоров уступки патентных прав) в итоге склонило законодателя к необходимости их урегулирования. К сожалению, оставлен без ответа вопрос о том, какие конкретно права могут быть предметом купли-продажи. Ведь имущественное право — понятие не менее широкое, чем вещь. Такие права могут существовать и в рамках обязательств, и вне их (например, вещные права), могут иметь как относительный, так и абсолютный характер (например, исключительные права).

      Имущественные (прежде всего исключительные) права  на результаты творческой деятельности могут быть предметом купли-продажи  в случаях, когда это не противоречит природе таких прав и не запрещено  специальным нормативным актом 16. Основное отличие купли-продажи от передачи патентных прав по лицензионным договорам заключается в полноте их уступки, что приводит к смене правообладателя.

      Возможность купли-продажи обязательственных  прав сопряжена с целым рядом ограничений, обусловленных природой этих прав.

      Во-первых, предметом договора не могут выступать  имущественные права продавца в  отношении самого себя17. Уступка таких прав (например, права требовать от «продавца» выполнения определенной работы) означала бы одновременное принятие на себя корреспондирующих обязанностей перед «покупателем». Следовательно, в этот момент возникает обязательство (в нашем примере — из договора подряда), характер которого определяется природой уступаемых прав, но не имеет ничего общего с куплей-продажей.

      Во-вторых, большинство договоров гражданского права носит взаимный характер, т. е. каждая сторона имеет и права, и обязанности. Они настолько  тесно связаны, что разорвать  их — значит разрушить содержание договора. Однако предметом купли-продажи могут быть лишь имущественные права, но не обязанности (единственное исключение — продажа предприятия). Поэтому продать имущественные права, основанные на взаимном договоре, можно только в том случае, если продавец уже исполнил все лежащие на нем обязанности. Так, заказчик по договору подряда может продать принадлежащее ему право требовать передачи результата работ, если он уже оплатил эти работы авансом18. В односторонних договорах (например, заем вещей) указанное ограничение отпадает.

      В-третьих, продажа прав требования денежного характера, вытекающих из договоров о передаче товаров, выполнении работ или оказании услуг, осуществляется в форме договора об уступке денежного требования (ст. 824 ГК), а не купли-продажи. Следовательно, предметом продажи могут быть права требования натурального характера из договоров и права, вытекающие из внедоговорных обязательств. Однако с учетом того, что большинство внедоговорных обязательств носит личный характер, уступка прав по таким обязательствам либо требует согласия должника (п. 2 ст. 388 ГК), либо вообще невозможна (ст. 383 ГК). Таким образом, сфера применения договоров купли-продажи имущественных прав является весьма узкой. Практически она сводится к биржевым сделкам и уступке исключительных прав.

      Законодатель умалчивает о возможности купли-продажи иных объектов гражданских прав. Значит ли это, что рассмотренный перечень предметов продажи можно расширить, например, за счет субъективных обязанностей или нематериальных благ?

      С одной стороны, обязанности субъекта (долги) не могут быть самостоятельным предметом продажи, поскольку их перевод на приобретателя за встречную плату абсурден19. С другой стороны, соглашение о переводе долга, по которому первоначальный должник выплачивает компенсацию новому должнику, является односторонним договором и поэтому не охватывается понятием купли-продажи: здесь сам «продавец» уплачивает денежное возмещение, которое, следовательно, не имеет ничего общего с покупной ценой. Впрочем, ГК предусматривает случай, когда субъективные обязанности могут входить в предмет продажи: если они являются частью такого специфического имущественного комплекса, как предприятие. Но и здесь предмет договора не может исчерпываться одними лишь обязанностями,

      Купля-продажа  нематериальных благ также невозможна, поскольку они обычно являются атрибутами, индивидуализирующими личность их носителя (обладателя), либо необходимыми условиями ее существования, а потому в принципе не могут отчуждаться. Допустима возмездная передача лишь прав на некоторые нематериальные блага, например, по договору коммерческой концессии, но не самих благ. Так, можно передать право использования имени в коммерческих целях (шахматный компьютер «Каспаров»), но при этом имя не сменит своего носителя, т. е. не будет продано.

      Результаты  интеллектуальной деятельности — изобретения, промышленные образцы и другие — также являются нематериальными благами и не могут выступать предметом продажи как таковые (в отличие от прав на них). Невозможность их отчуждения обусловлена самой природой этих объектов: они являются результатом отражения бытия, действительности сознанием человека и в этом смысле принадлежат всем и не принадлежат никому.

      Цена  договора купли-продажи является его существенным условием лишь в случаях, прямо предусмотренных законом20, например, при продаже товара в рассрочку или продаже недвижимости, в том числе предприятия. В других видах договора купли-продажи условие о цене может и отсутствовать, что не подрывает действительности сделки. Здесь применяется правило п. 3 ст. 424 ГК: при отсутствии в договоре соответствующего условия товар должен быть оплачен по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

      Цена  в договоре купли-продажи, как правило, согласуется самими сторонами, т.е. является свободной (договорной). При этом порядок определения цены может быть различным. Она может устанавливаться непосредственно, т.е. путем указания на определенную денежную сумму, уплачиваемую за одну единицу товара либо за весь продаваемый товар (например, 1 млн. руб. за 1 т товара). Также возможно и фиксирование цен путем указания на порядок их определения (с использованием дополнительных критериев) без указания конкретной величины21. Последний способ чаще всего применяется в хозяйственной практике предпринимателей.

      Обычно цена товара устанавливается в российских рублях, однако возможно ее определение и в валюте другой страны. Этому не препятствует и существующий в законодательстве запрет на производство расчетов между российскими резидентами в иностранной валюте (п. 1 ст. 2 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Указанное ограничение касается только валюты платежа (как средства расчетов), но не распространяется на определение валюты цены (т. е. масштаба определения стоимости товара).

Информация о работе Договор купли-продажи. Понятие, основные элементы и значение