Третья парламентская реформа в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2016 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Исследуются предпосылки проведения третьей парламентской реформы в Великобритании. В центре внимания— анализ объективных условий, сложившихся в стране к середине 80-х гг. XIX в., формирование основных политических установок консерваторов и либералов и позиций их лидеров в вопросах изменения структуры представительства в палате общин и расширения избирательных прав мужского населения. Показано возросшее значение позиции рабочего класса в расчетах обеих партий и влияние радикального крыла партии У. Гладстона на решение о проведении этой реформы.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………………….3
2. Первая парламентская реформа 1832 г. ……………………………….4
3. Вторая парламентская реформа 1867 г. …………………………………8
4. Третья парламентская реформа …………………………………………11
5. Заключение ……………………………………………………………….15
6. Список использованных источников ……………………………………20

Файлы: 1 файл

КР ИГПЗС Саитова ЭМ. Ю1431 3.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

     Некоторые публицисты полагали, что при предоставлении всему сельскохозяйственному сообществу права голоса любое последующее перераспределение мест должно работать против аграрных графств и маленьких непромышленных административных округов, против Южной Англии и в пользу шахтерских и промышленных районов.

    До проведения избирательной реформы 1884—1885 гг. лишь 25 % всего взрослого мужского населения Великобритании имели право участия в выборах. Из них даже в городских округах рабочие составляли менее трети выборщиков. Кроме того, «отсутствие опыта создания самостоятельных политических организаций, процветавшая среди рабочих лидеров коррупция означали, что не может быть и речи о “наводнении” парламента независимыми рабочими депутатами».

     Таким образом, закон 1867 г. фактически исключал из числа избирателей средне- и низкооплачиваемые категории рабочих, а также безработных. В результате, из общего числа городского электората (в 1883 г. он составлял 1, 6 млн. человек) лишь 20 тыс. подходили под категорию «квартиросъемщики». Кроме того, реформа 1867 г. дала право избирательного голоса лишь городскому населению, а сельскохозяйственные рабочие оставались в стороне.

     Существовала так называемая множественная подача голосов для представителей зажиточных слоев: владельцы нескольких домов и имений получали несколько голосов сообразно с числом представляемых ими цензов. Например, один землевладелец мог иметь 43 голоса. Соответственно, из числа юридических избирателей вычеркивался целый ряд рабочих, а голоса домовладельцев и землевладельцев искусственно прибавлялись. Вместе с  тем перепись 1884 г. показала, что численность населения в английских и уэльских городских санитарных районах выросла с 1871 г. более чем на 4 млн. и достигла 17 млн. человек. Сельские районы за этот же период потеряли несколько миллионов человек. Вследствие этого некоторые депутаты палаты общин считали, что сельские районы в Англии и Уэльсе не должны иметь больше 160 представителей [18, c. 87].

 

 

Третья парламентская реформа 1884-1885 гг.

    В конце XIX в. (1884–1885 гг.) была проведена новая избирательная реформа, сущность которой составляли: законодательное закрепление установленной ранее процедуры тайного голосования, увеличение численности сельских избирателей за счет мелких арендаторов.

     Основное значение этой реформы состояло в том, что право голоса в графствах предоставлялось лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату в размере 10 фунтов в год. Численность избирателей в итоге реформы увеличилось на 2 миллиона человек, однако по-прежнему не имели избирательных прав женщины, мужчины моложе 21 года, граждане, которые в течение года получали помощь от прихода, а также граждане, прожившие в округе менее определенного избирательным цензом срока. Раньше депутаты в парламент избирались от города или графства в целом как особых юридических учреждений.

     Реформа 1885 г. установила новый принцип представительства: от избирательного округа. Избирательный округ с населением от 15 тыс. до 50 тыс. человек, но менее 65 тыс. выставлял двух депутатов. Округ с населением более 65 тыс. жителей избирал в парламент трех депутатов. В то же время сохранялась мажоритарная система относительного большинства голосов на выборах, т.е. в случае неполучения кандидатами абсолютного большинства (50%+1) в округе голосования побеждал тот, кто получал относительное большинство, пусть даже за него проголосовало незначительная часть избирателей. Например, в округе со 100 тысячами избирателей, выдвинуто три кандидата в парламент: от консервативной, либеральной и лейбористской партий. Первый получил 40% голосов, второй и третий – по 30%. Мандат в парламент получил кандидат от партии консерваторов, т. е. тот, против которого голосовало большинство (60%) избирателей.

 Хотелось бы отметить, что взгляды историков на причины проведения третьей парламентской реформы расходятся. Так А. Л. Мортон и Дж. Тэйт полагали, что основной причиной являлось усиливающееся недовольство народа ограниченным характером уступок, предоставленных актом 1867 г., согласно которому избирательное право распространялось только на городских ремесленников, но не предоставлялось ни более бедным слоям городских рабочих, ни шахтерам, ни сельскохозяйственным рабочим [8, c. 45].

     Интересна позиция Л. Е. Кертмана. Исследователь считает, что в это время борьба консерваторов и либералов в ирландском вопросе приобретала все более ожесточенный характер, и большинство членов либеральной партии во главе с У. Гладстоном решили поддержать либеральную тактику уступок Ирландии, одним из основных пунктов которой, помимо гомруля, было расширение избирательных прав [6, c. 420].

     На наш взгляд, более убедительным выглядит мнение известного современного исследователя М. П. Айзенштат. С точки зрения этого автора парламентская реформа 1884 г., в отличие от предыдущих биллей, не была результатом так называемого давления извне, итогом массового общественного движения. Инициаторами стали члены радикального крыла либеральной партии, недовольные своим положением в парламенте и правительстве. Они полагали, что представительство не отражает настроений в стране [1, c. 84].

     Радикальная фракция в рядах либеральных парламентариев составляла в 1880—1885 гг. около 1/3 их общей численности (от 103 до 130 человек по разным оценкам). Радикалы были уверены в поддержке городских рабочих крупных центров, мелкой буржуазии провинциальных городов и в потенциальной поддержке сельскохозяйственных рабочих. Они требовали введения всеобщего избирательного права для мужчин старше 24 лет, принципа «один депутат от одного избирательного округа», коренной реформы перераспределения избирательных округов с целью резкого увеличения парламентского представительства крупнейших промышленных центров за счет мелких городов и местечек. Кроме того, радикалы настаивали на полном применении положений реформы к Ирландии.

     Схожих взглядов придерживались историки советского периода А. М. Некрич и Л. В. Поздеева. По их мнению, с момента создания Национальной федерации либеральных ассоциаций в 1877 г. происходило действительное объединение либеральных организаций. И с этого времени либералы (особенно ее радикально настроенная часть. —Е. Н.) стремились утвердить свое положение среди мелкой буржуазии и рабочих [13, c. 96].

    Подтверждением этого служит конференция в Лидсе, прошедшая 17 октября 1883 г., в которой участвовали представители приблизительно 500 либеральных ассоциаций. Председательствовал либерал-радикал Джон Морли. «Настоящая конференция, — сказал он, — является доказательством все более возрастающего в среде радикальной партии убеждения, что ей недостаточно довольствоваться ролью беспомощного глашатая прекрасных идей, но что она должна стремиться к организации, объединению и кооперации. Ее исходящая точка — необходимость реформы; теперь предстоит обсудить вопрос о способах действий в подробностях».

    На этой же конференции была принята резолюция о том, что вслед за проведением билля о расширении избирательных прав должна быть принята новая система распределения парламентских мест в целях обеспечения равенства голосов в каждом округе и истинного выражения воли страны. Однако вопрос о парламентской реформе было решено проводить одним из самых первых; кроме того, вопрос о правах должен был подниматься независимо от предложений о перераспределении.

     Как писала газета «Таймс», «заявления, что законодательство идет по пути, установленному законами о реформе 1832 г. и 1867 г., было встречено одобрением» (здесь и далее перевод с английского наш. —Е. Н.). Однако, как свидетельствовал либерал Кортни, полное потрясение вызвало предложение о распространении билля на Ирландию.

     Будучи опытным политиком, У. Гладстон рассчитывал, что проведение нового избирательного закона в конце срока его пребывания у власти усилит популярность либералов и поможет одержать победу на следующих выборах: «Гладстон считал, что меру, которая повлечет за собой новый роспуск, следует отложить до окончания работы только что избранного парламента». Подобную мысль высказывает и С. А. Колмаков: «Прогрессивное звучание реформы могло ослабить неблагоприятное впечатление от курса репрессий в Ирландии и фактического продолжения Гладстоном экспансионистской политики консерваторов (захват Египта и начавшаяся экспедиция в Судане)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Итак, избирательные реформы 1832, 1867, 1884–85 гг. существенно расширили контингент лиц, имеющих право избираться в парламент. Премьер-министр Великобритании Дизраэли так оценил значение этих реформ: «Мы урегулировали давнюю и мучительную тяжбу между капиталом и трудом. Она надолго сохранит для тори любовь рабочего класса».

         Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения.

Подводя итоги, можно утверждать, что, несмотря на умеренный характер избирательной реформы 1832 г., она имела значительные последствия для политической жизни Англии.

         Во-первых, в парламенте появились пока еще немногочисленные представители торгово-промышленной буржуазии, которые объединились в группировки "классических либералов" ("философских радикалов") и радикалов, которые примыкали к вигам, поскольку последние уже ранее были связаны с торгово-промышленными кругами.

         Во-вторых, увеличение числа выборщиков привело к подъему политической активности населения, прежде всего "среднего класса". Его представители ощутили себя причастными к политическому процессу. Процедура формирования правящего кабинета зависела теперь не только от желания короны и интересов "парламентской элиты", но и от позиции общественного мнения - новой реальной силы на политической сцене Великобритании. Особенно ярко политизация общественной жизни проявилась в городах, где избиратели были более разобщены и менее зависимы от кандидатов, чем жители сельских  округов, где избирательная функция селянина вплеталась в систему его социo-экономических связей.

         Независимо от того, кто побеждал на выборах: консерваторы или либералы, сама тенденция политизации общественной жизни и усиление значимости для Вестминстера общественного мнения являлось показателем либерализации английского общества в 30-х годах XIX в. Это способствовало распространению либеральных идей и формированию либерального мышления, предполагающего свободу экономического и политического выбора. В этом главное значение реформы 1832 г.

         В-третьих, следствием парламентской реформы 1832 г. явилось изменение форм и методов ведения кандидатами предвыборной кампании. У представителей парламентских группировок возникла необходимость бороться за голоса избирателей. Это привело к созданию политических клубов, игравших роль "партийных" организаций, которые осуществляли руководство избирательной кампанией. Появились "партийные" списки. Получили распространение предвыборные поездки депутатов и предвыборные митинги. Большую роль в проведении предвыборной кампании играла печать. Именно с этого времени начинается настоящая предвыборная "война памфлетов". Причем либеральная публицистика была гораздо активнее и острее консервативной. Однако консерваторы гораздо щедрее финансировали свои избирательные кампании, что способствовало лучшей организации выборов.

         В-четвертых, избирательная реформа способствовала консолидации фракций и группировок вигов и тори, которых с этого времени все чаще именуют либералами и консерваторами, так как деятельность правящих вигских кабинетов Грея и Мельбурна выходила за рамки вигизма и часто носила откровенно пробуржуазный либеральный характер. Пришедший им на смену торийский кабинет Пиля также отмежевался от "крайних тори" и проводил политику "либерального торизма". Таким образом, приоритетными в группировках вигов и тори становятся либеральное и консервативное направление. В 30-е годы XIX в. вокруг представителей этих течений началось объединение различных фракций. Первыми стали объединяться тори, противодействуя парламентской реформе, что привело уже в 1846 г. к формированию консервативной партии.

         Избирательная реформа 1867г. предусматривала:  1.  Новое  перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать  депутатов;  35  - ограничили свое представительство до 1 депутата;  освободившиеся 52  парламентских  места  были  распределены между промышленными городами и графствами). 2. Снижение имущественного ценза. 3. Ценз оседлости был увеличен до 1  года.  Главным итог реформы - увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет  мелкой буржуазии  и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования,  непредставление избирательных  прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

         Третья избирательная реформа  1884-1885  гг.  В последней четверти XIX в. в Англии принимается ряд законов,  предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права.  В 1872 г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное  голосование; в 1883 г.  принимается законопроект,  предусматривающий наказание за подкупы избирателей во  время  выборов;  в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах  и  ограничивавший,  тем самым,  расходы на проведение выборов.  Среди избирательных законов этого периода особое место  занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов,  составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:                    

1. Снижение и упорядочивание  имущественного избирательного  ценза - установлено единое избирательное  право для домовладельцев и  квартиронанимателей всех графств и городов ;  2.  Введение избирательных  округов  с  равным представительством  от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы  расширило избирательный корпус,  четко определило территориальные единицы,  избиравшие депутатов в палату общин,  но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система  относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.  Сохранение имущественного и  полового  избирательных цензов,  право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах,  сложный порядок регистрации избирателей,  отсутствие вознаграждения за  депутатский  труд ставили  в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками  новой избирательной   системы  Англии.  Политические  партии. Вместе с расширением избирательных  прав  происходит  и некоторая  демократизация  политической  жизни  Англии:

Информация о работе Третья парламентская реформа в Англии