Теория государства и права в системе общественных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 06:27, Не определен

Описание работы

Теоретической основой написания данной курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемому вопросу, публикации в периодической печати, результаты собственных исследований

Файлы: 1 файл

курсовая работа ИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

    1.3 Развитие теоретической  науки о праве  и государстве 

    Историческое  развитие любой науки, включает теорию права и государства, связано  с усложнением, увеличением задач, которые ставит жизнь перед данной наукой. Положение приобретает особенную сторону в переломленные, поворотные периоды развития общества, государства. Поглощенные сиюминутными потребностями и интересами, люди отворачиваются от фундаментальных наук. Обыденное сознание, помноженное на правовой нигилизм, нередко характеризует фундаментальные исследования как «абстрактные», «формальные», «оторванные от практических нужд».

    Юридические исследования, выполненные в рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического характер, не в состоянии удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития, выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональных конфликтов. Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере к исследованию фундаментальных проблем, на основе которых и появляются возможности удовлетворения этих растущих потребностей.4

    Развитие  теории прав и государства не только обусловлено стоящими перед ней  задачами, но и связанными с выполняемыми ею функциями. В той мере, в которой теория государства и права является одним из эффективных способов добывания нового знания государственно-правовой действительности, его накопление и систематизация, обмен и восприятие, теории права и государства выполняет онтологическую функцию. Онтология – наука о сущем, познание существа государственно-правовых явлений происходит в рамках указанной функции.

    Как фундаментальная наука теория права  и государства выполняет в  отношении отраслевых и специальных  юридических дисциплин вполне  определенную методологическую функцию. Метод – способ исследования правовых и государственных явлений, полномерный путь научного познания и установленных истин. Понятие и конценпции общей теории права и государства выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.

    Не  ограничиваясь познаниями государственно-правовых явлений, теория права и государства  разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных  институтов. Само государство выступает  фокусом политической борьбы, поэтому теория права и государства будет выступать политическая функция. Политика и означает общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Политический курс страны отражается и  в правотворческой деятельности, и в действующем законодательстве.

    В тесной связи с политической функцией существует функция идеологическая. Идеология – и идеологическая функция науки отражает ее мировоззренческую сторону. Идеологическую функцию не следует рассматривать, как неизбежное «зло», с которым вынуждены считаться. Ее не следует толковать как обязанность оправдания того или иного политического курса правящей партии, как бездумное и некритическое цитирование основоположников, претензию науки на истину в последней инстанции «право поучать» представителей других отраслей знания. Идеологическая функция, понимаемая в разумных пределах, есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.

    Организаторская или практически-организаторская  функция теории права и государства  связана с заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых они принимать участие. Греческая этимология термина «органон» дает знание «орудие», «инструмент», что недвусмысленно заставляет рассматривать теорию права и государства как своеобразный «инструмент» преобразования, реформирования реальных процессов и явлений государственно-правовой жизни. Юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующего соответствующего реагирования. Практически – организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске решений и подходов к массе жгучих проблем, с которыми столкнуться различные народы.5

    Предложить  варианты научно обоснованных решений, «горящих» вопросов – хорошо, но теория права и государства в принципе занимается не сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление к этому ее призывает прогностическая функция. «Прогносис» по-гречески означает «предсказание». В теории права и государства такими данными для предсказания могут служить открытие теории закономерности государственно правового развития, доказанные ею факты, накопленная статистика. На теорию «лежит ответственность» за состояние дел в юридической науке. На ее долю выпадает задача аккумуляции новейших достижений не только юридических, общественных, но и естественных и технических наук. Теория «фильтрует» добытое знание. Теория определяет тенденции в развитии государственно-правового процесса или отдельных его составляющих, выдвигает соответствующие гипотезы. Степень верифицируемости  сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-ценностного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.

    Впечатляющие  перспективы у науки теории права  и государства, долгий и славный  путь пройден ею. Большой творческий вклад в ее становлении и развитии в разные исторические эпохи, в разных странах внесли многие выдающиеся умы. Это и логисты Китая, и безвестные составители Закона Ману, и известные каждому знаменитые мудрецы Греции. Это теоретики мрачных столетий средневековья и блестящего периода Возрождения. Это основоположники современных представлений о праве, государстве, политики эпохи рубежа Нового времени и буржуазных революций.

    Весом вклад российской дореволюционной  юридической мысли в мировую  науку. До сих пор привлекают интерес  многочисленные работы теоретиков права  и государства советского периода. Ререживемый сейчас этап может оказаться весьма плодотворным для развития целого ряда направлений правоведения и государство ведения.  

 

 II. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

    2.1Сущность  правонарушения, его  социальная природа  и состав 

       Сущность - это главная, внутри присущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделять его среди иных актов поведения, указывает на его родовые свойства и признаки.

    Исходным  и определяющим для понимания  сущностного в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоречивостью.

    Общественная  вредность, опасность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее  правомерное от противоправного. Общественная вредность появляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритете и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общие интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что она посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичность, распространенностью, это не единичный акт, а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможность к такому распространению. Правонарушения общественно вредны тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направленные против господствующих общественных отношений, вносят в них  элементы социальной напряженности и конфликтности.

    И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность  является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесения деяния к противоправному находится в зависимости от законодателя, и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной «огласки» либо же его «замалчивание».

    Противоправность  деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи  с этим деянием не может быть признано противоправным. Достаточно противоправное и ныне в юридической теории положения о том, что противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. До недавнего времени почти общепризнанным считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния. Такой подход, воспринимающейся в качестве правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушения акты и соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, приносивших своей деятельностью общественную пользу.

      Правоохранительная система, не  снабженная механизмами  блокирования  ложных юридических норм и  находившаяся всецело в подчинении  исполнительных структур, вынуждена  была вовлекать в орбиту уголовной  репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность, но при этом входили в противоречия с устаревшими либо изначально не правовыми установлениями государства.

    Значит, понятие противоправность не может  быть сведено лишь к внешней его  стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.

    Во-первых, противоправность есть объективированная  форма выражения общественно  вредного, его внешняя сторона. Это  означает, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.

      Во-вторых, противоправность есть  объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что  всякое правонарушение посягает  на сушьностное в праве, т.е.  на те социальные блага, которые  представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления. Правонарушению изначально присуще то, что порицается правом и берется им под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.

    Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном не совершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившееся, не признаются действующими законодательством объектом преследования. В этом находит проявление гуманистическая направленность права. С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных случаях вербальной активности (оскорблением, клеветой) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам. Практика преследования за убеждения, инакомыслие и тому подобное есть проявление репрессивной сути государства, дефицита в нем демократии и цивилизованности, свидетельство действия произвола, возведенного в закон и именуемого «правом». Не признается правонарушением и так называемая рефлекторная активность – нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяемым.

    К элементам объективной стороны  правонарушения относятся причинная  связь между деянием и наступившим последствиями и причиненный вред. В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившим деянием, при которых противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющие собой нарушения правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничения ими, стеснение свободы других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Вред может иметь материальный, физический и иной характер, посягать на специфические интересы или общие интересы.6

    Субъективная  сторона правонарушения воплощена  в понятие деликтоспособности правонарушения. Это означает, что правонарушения признается лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли – возможность выбора иной вариант действий в следствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и прочего – являются юридическими условиями, при котором деяние правонарушения не признается. Так, уголовная ответственность (основанием которого является совершение преступления) наступает с 16 лет, а за отдельные виды – с 14, административная – с 26, гражданско-правовая – с 15.

Информация о работе Теория государства и права в системе общественных наук