Русская правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение институтов уголовного права древнерусского памятника права, которые заложили фундамент для развития юридической науки нашего государства на протяжении последующего времени.

Файлы: 1 файл

ИГП1.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Когда-то, вместе с государством появилось и право. Причины, которые привели к возникновению права, в общем, те же, что и причины образования государства.  Это рост производительности труда, создание избыточного прибавочного продукта, возникновения частной собственности, раскол общества на непримиримые классы.

   Правовые нормы складывались двумя основными путями. Первый путь - это перерастание мононорм, имеющих характер первобытных обычаев, в нормы обычного права. По мере разложения первобытного строя, некоторые обычаи, выражавшие ранее волю всего рода, перерождались, изменялись по своему содержанию. Одновременно государство снабдило обычаи принудительной санкцией, стало поддерживать их своей силой. 

  Второй путь - это правотворчество государства.  Право складывалось в результате издания государством специальных документов, содержащих правовые нормы, которые связывались с моральными и религиозными нормами. 

  Обращаясь к истокам нашего государства, необходимо уделить внимание   корням писаного уголовного права Древней Руси - Русской Правде, этому уникальному памятнику древнерусского права.

    Слово «правда» сейчас несколько изменило свой первоначальный смысл.  Мы воспринимаем  «правду»  как  оценочную  категорию:  это - правда,  а  это неправда.

    На самом деле, правда—это процесс. Такой же,  как еда, борьба, вражда. На Руси словом «правда» описывали действие — «происходит правда», «князь начал правду», то  есть  начал  править  суд.  Так  что  Русская  Правда  дословно расшифровывается  как   «принятые  на  Руси  меры  наказания»  или  «русский процессуальный кодекс».

  Целью данной работы является изучение институтов уголовного права древнерусского памятника права, которые заложили фундамент для развития юридической науки нашего государства на протяжении последующего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общая характеристика Русской  Правды

     В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. 

    Другие считают Русскую Правду  официальным документом, подлинным  произведением русской законодательной  власти, только испорченным переписчиками,  вследствие чего появилось множество  различных списков Правды, которые  различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

    Местом возникновения Русской Правды некоторые исследователи считают Киев, другие – Великий Новгород. Окончательное решение вопроса может быть сделано только после тщательных лингвистических и исторических изысканий.. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Русской Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI–XII вв., не было приведено вовсе. Между тем, Русская Правда, особенно близка по своей терминологии к соответствующим новгородским памятникам. Поэтому предположение о новгородском происхождении Русской Правды является пока наиболее вероятным.

    Исходя из мнения историка М.Н.Тихомирова будем считать, что до наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41), Покона Вирного (ст.42), Урока Мостников (ст.43). Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции1.

   Несомненно на формирование статей  Русской Правды повлияло множество   источников. Это и нормы обычного права, к коим относится прежде всего положения о кровной мести (ст.1 КП: Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу , любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина , любо ябетникъ, любо мечникъ, аще  изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь)2, и Закон Русский, о сущности которого также существует ряд мнений, однако, он отражен в договорах Руси с Византией 911 и 944 годов. Некоторые статьи данных договоров имеют одинаковый характер со статьями Русской Правды. Так, ст.3 КП (Аще ли кто кого оударить батогомъ, любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогомъ, или тылеснию, то 12 гривне) и ст.4 КП (Аще оутнеть мечемъ, не вынемъ а его, либо роукоятью, то 12 гривне за обидоу.) схожи по смыслу со ст.5 договора 911 года и со ст.14 договора 944 года3, а ст.20 КП (Аже оубиють огнищанина оу клети, или оу коня, или оу говяда, или оу коровье  татьбы , то оубити въ пса место) и ст.38 КП (Аще  оубьють татя на своемъ дворе, любо оу клети, или оу хлева, то тои оубитъ) – со ст.4 договора 911 года и со ст.13 договора 944 года.4

  Большое значение на происхождение Русской Правды имело в 988 году  Крещение Руси. В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников Русской Правды. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, в их статьях наблюдается тесная связь со статьями Русской Правды.5

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие преступления и  его виды
 

    Термин «преступление» хотя и известен был в эпоху Русской Правды, но в самой Русской Правде не употребляется, так как понятие о преступлении, как о нарушении закона было неизвестно. Термин, употребляемый Русской Правдой для определения нарушения закона – это «обида». Совокупность обид, караемых Русской Правдой, действительно ограничивается частными преступлениями против личных и имущественных прав частных лиц. Обида рассматривается как количество вреда, нанесенного частному лицу. Однако это не говорит о том, что оценка преступных деяний совершается только с точки зрения интересов лиц потерпевших; напротив, штраф за «обиду» платится не в пользу потерпевшего, а в пользу общественной власти. Так, за укрывательство беглого раба виновный, кроме возвращения раба его господину, платит 3 гривны уголовной продажи в пользу князя. Краткая Правда не указывает прямо значение этого штрафа, говоря только: «а три гривны за обиду» (ст.10 КП Аще ли челядинъ съкрыется любо оу варяга, любо оу кольбяга, а его за три дни не выведоуть, а познають и в третии день, то изымати емоу свои челядинъ, а 3 гривне за обидоу). Пространная Правда определяет конкретную плату продажи – уголовного штрафа в пользу князя в 3 гривны (ст. 26 ПП: А челядинъ скрыеться, а закличють и на торгу, а за 3 дни не выведуть его, а познаеть и третии день, то свои челядинъ поняти, а оному платити 3 гривны продажи). Даже такая личная обида, как позорный удар необнаженным мечом или рукоятью его, влечет за собой общественный штраф, а не личный выкуп: «12 гривен продажи за обиду» (ст.18 ПП: Аже кто оударить мечемь, не вынезъ его, или рукоятию, то 12 гривенъ продажи за обиду)6.

    Субъектом преступления, то есть преступником, может являться только лицо, обладающее свободной волей и сознанием. Злодеяния, совершаемые холопами, не считаются преступлениями и не влекут на деятеля уголовных взысканий (ст. 42 ПП Аже будуть холопи татие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь продажею не казнить, зане суть несвободни, то двоиче платить ко истьцю за обидоу)7. Ответственным лицом перед потерпевшими является господин холопа, который или выкупает холопа, или выдает его потерпевшему. При совершении правонарушений всеми прочими, то есть, лицами дееспособными, в каждом отдельном случае требуется присутствие сознания неправоты действия. Так, в случае потери вещи или бегства холопа стороннее лицо, нашедшего вещь или принявшее беглеца, если не знает о потере или бегстве, может добросовестно владеть вещью. Но если собственник «заповедал» о продаже (закон предполагает, что такая заповедь должна сделаться общеизвестной в своем миру в течение 3 дней), то всякий, удерживающий у себя чужую вещь, превращается уже в преступника и подлежит уголовному штрафу (Ст.29 ПП: Аже кто познаеть свое, что будеть погубилъ или оукрадено оу него что и, или конь, или портъ, или скотина, то не рци и: се мое, но поиди на сводъ, кде есть взялъ; сведитеся, кто будеть виноватъ, на того татба снидеть, тогда онъ свое возметь, а что погибло боудеть с нимь, то же ему начнеть платити)8.

 Сфера объектов преступления по древнему праву очень тесная; это права лиц физических; так и определяется она в Русской Правде; но практика в то же время включала в число объектов и права государства и общественных союзов, защищаемых государством (религии, церкви и нравственности). Физическое лицо как объект преступления определяется следующими чертами. Человек, не обладающий достоинством лица, т. е. холоп или раб, не может быть объектом преступления; убиение раба сторонними лицами «без вины» не есть преступление убийства, а истребление чужой вещи; оно направлено не против раба, а против права хозяина. Лица, имеющие полную правоспособность, пользуются уголовной защитой своих прав не в одинаковой степени, а в зависимости от общественного положения. Краткая Правда ограждает уже двойной вирой жизнь огнищанина, княжего тиуна, княжего конюха и подъездного (ст.18 КП Аще оубьють огнищанина въ обидоу, то платити за нь 80 гривенъ оубиици, а людемъ не надобе; а въ подъездномъ княжи 80 гривенъ, ст.21 КП А въ княжи тивоуне 80 гривенъ. А конюхъ старыи оу стада 80 гривенъ, яко оуставилъ Изяславъ въ своем конюсе, его же оубиле Дорогобоудьци)9.

  Классификация преступлений делается в Русской  Правде на основании их объектов; уже  древнейшая Правда держится в этом случае определенной системы, рассматривая сначала преступления против личных прав: убийство, нападение на здоровье и на честь, затем преступления имущественные.

  Итак, Русская Правда рассматривает следующие  виды преступлений:

  • преступления против жизни именуются «убийством и «разбоем», но первым термином называется убийство вообще, вторым –предумышленное
  • преступления против здоровья: легкие увечья, отнятие пальца, нанесение раны обнаженным мечом, побои и удары, не имеющие отношения к оскорблению чести
  • преступления против чести: Русская Правда знает оскорбление чести только делом, а не словом,  потому преступления этого рода по внешнему составу сливаются с преступлениями против здоровья, различия – в большей наказуемости деяний с моральным ущербом
  • преступления против свободы: продажа полусвободного человека и  лишение свободы по лживому обвинению
  • преступления против имущественных прав.
 
 
  1. Цели  и виды наказаний
 

     Филологический смысл слова «наказание» есть «научение и исправление». В смысле слова «наказание» (исправление) выражен основной взгляд на цель наказаний: ограждение общества от преступников путем полного их истребления или изувечения,  чтобы предупредить  возможность совершения  ими новых преступлений, устрашение преступников и всех граждан тяжестью и жестокостью  наказаний за совершаемые преступные деяния. В эпоху мести целью наказания является возмездие, т. е. воздаяние злом за зло, что впоследствии усвоено и государством. В эпоху денежных выкупов к этой прежней цели присоединяется другая, уже чисто государственная, - финансовые  выгоды.

      Рассмотрим виды наказаний, применяемых  в Русской Правде.

     Месть в тесном смысле есть возмездие за уголовную неправду, совершенное руками потерпевшего. Месть не только признана, но и предписана законом (ст.1 КП: Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу , любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина , любо ябетникъ, любо мечникъ, аще  изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь)10. Так как в Русской Правде  существует ясное различение относительной тяжести преступных деяний, то смерть должна была следовать за убийство, но не за увечье  и не за личные оскорбления. С заменой родовых союзов общинными и земскими месть вымирала постепенно, также и христианство имело сильное влияние на ослабление мести. Однако, ее существование указывает на важнейшее значение частного лица в сфере уголовного права.

Информация о работе Русская правда