Романо-германская правовая семья, её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2010 в 12:31, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

     Некоторыми правоведами умаляется роль юридической доктрины. Но невозможно отрицать тот факт, что в течение длительного времени она была основным  источником права в романо-германской правовой семье: именно в университетах были  главным образом выработаны в период  XIII—XIX веков основные принципы  права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии  и кодификации первенство доктрины  было  заменено  первенством закона. В наши дни она,  так же как  и в  прошлом, составляет очень  важный и жизненный  источник права. Самым простым и очевидным доказательством роли доктрины является прямое закрепление в законодательстве доктринальных положений правовых понятий. В современных условиях доктрина оказывает заметное влияние на весь процесс правопонимания и толкования действующего права, на трактовку общих принципов права, приемов и методов уяснения смысла норм права, их применения и т.д. Это имеет большое практическое значение, поскольку в ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности надпозитивного права и т.д.) имеют силу норм действующего права, а при коллизиях с последними – обладают приоритетом.

     Невозможно  привести к общему знаменателю и  назвать общим для романо-германской правовой семьи в целом источником права прецедент, так как подход к нему весьма противоречив. В одних странах признается, что он представляет собой наиболее гибкий механизм преодоления пробелов и неопределенностей в законодательстве, и законодательно закрепляется; в то время как в других странах отношение к нему индифферентно; а в третьих – он не только не признается, но и в формально-юридическом плане ограничивается. Однако, как отмечают исследователи, изучая теорию и практику применения прецедента в данной группе стран, необходимо констатировать, с одной стороны – отсутствие общей концепции прецедента, с другой стороны – признание практической роли судебного решения. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики во Франции, Германии, Швейцарии, Италии и многих других странах. Выход из создавшегося положения многие авторы не без основания видят в том, чтобы «рассматривать прецедент как источник права не в формальном плане, а в практическом. Формальное же непризнание прецедента вовсе не означает его фактического отрицания»5. Роль  судебной  практики  в  странах романо-германской правовой семьи может быть  уточнена лишь  в  связи с ролью закона.   
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Нормативный акт как основной источник права: понятие, виды

     Прежде  всего, следует определиться с понятием нормативного акта. При определении такого, на первый взгляд, простого понятия с научной точки зрения опускаются некоторые детали, которые при использовании определения оставляют без должного внимания важные характеристики. Это ведёт к потере элементов понятия, что приводит к неточной формулировке одного из ключевых элементов правотворческой практики государств романо-германской правовой семьи. Понятие нормативного правового акта на современном этапе необходимо рассматривать всесторонне, с учётом влияния актов на государственные правотворчество и правоприменение, и необходимо корректировать определение с течением времени в связи с развитием технического прогресса, а с ним и возникновением новых отношений и отмиранием старых. В самом общем смысле нормативно-правовой акт можно определить как официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся нормы права. Среди основных признаков этого понятия, без которых определение будет неполным, можно выделить:

  1. Нормативные правовые акты принимаются уполномоченными государственными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции, органами местного самоуправления либо непосредственно народом;
  2. Нормативные правовые акты содержат обязательные, формально-определенные нормы, рассчитанные на многократное применение;
  3. Нормативные правовые акты принимаются в особом порядке в виде официальных документов с определенной структурой и подлежащих опубликованию;
  4. Нормативные правовые акты регулируют наиболее важные общественные отношения;
  5. Нормативный правовой акт должен быть согласован с другими нормативными правовыми актами данной государственной системы.

     Совокупность  этих признаков позволяет выделить среди многочисленных источников права  нормативный акт. Континентальная правовая семья отличается упорядоченностью, структурированностью, строгой и устойчивой иерархичностью нормативных правовых актов в составе источников.

     Сосуществование и эффективное сотрудничество в современном мировом сообществе требует определенных усилий по обеспечению взаимодействия правовых систем различных стран. В  некоторых  конституциях (например,  Франции,  Нидерландов) закреплен принцип, согласно  которому международные  договоры  имеют силу, превышающую силу  внутренних  законов. Поэтому в качестве первого уровня системы источников занимают нормы международного права и ратифицированные международные договоры.

     На  федеральном уровне верховенствующее положение занимает конституция, которая закрепляет основы статуса личности, государственного, политического, экономического и социального строя, атрибуты государства. Конституция определяет цели правотворчества и направления развития законодательства, как его отраслей, так и применительно к сферам общественной жизни. Признание высокой роли конституционных основ государственной власти сопровождается развитием правовых принципов разделения властей. Поэтому конституция находится в центре общественно-политических процессов государств. Во всех странах романо-германской правовой  семьи  есть  писаные  конституции,  за нормами которых  признается особый  авторитет.  В  некоторых странах  этот авторитет носит, прежде  всего, политический характер; конституционные положения принимаются или изменяются в особом  порядке, но  с точки зрения  права они имеют авторитет обычных законов. Напротив, в других странах конституционные положения с точки зрения  права  -  нечто иное, чем обычные законы. Их особый авторитет выражается  в установлении контроля над конституционностью  других законов,  причем органы этого контроля и его способы могут быть весьма разнообразны.

     В системе источников права, урегулированной  в конституционно-нормативном порядке, выделяются, прежде всего, законы. Законы, как правило, принимаются парламентом (высшим законодательным и представительным органом страны). Некоторые из них принимаются путем референдума. Верховенство закона — стабильный принцип континентальной правовой системы. Различаются, например, федеральные законы и федеральные конституционные законы (Россия), законы и органические законы (Франция), конституционные, органические и ординарные законы (Молдова, Румыния).

     Значительную  роль в качестве источника права  в романо-германской правовой семье  играют нормативно-правовые акты, принимаемые  различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции и т.д.). Как правило, такие нормативно-правовые акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль (в ФРГ всеми общими судами, во Франции специальными административными судами) для обеспечения соответствия подобных подзаконных актов закону.

       Одной из особенностей семьи континентального права является систематизация и кодификация законодательства. Формы ее различаются по степени охвата нормативного материала, его структуризации, по юридической силе. Так, в Германии в процессе систематизации упор делается на простую инкорпорацию, когда по закону 1958 г. о собрании федерального права систематизации подлежали изданию, в которых публикуются законы и подзаконные акты. В Швейцарии систематическое собрание федерального законодательства включает законы и подзаконные акты, а также постановления федерального суда, имеющие общенормативный характер.

 

4. Характеристика юридических учреждений европейских стран

     В   рамках   романо-германской   семьи   судоустройство,    разумеется, варьируется от страны к стране, но  вместе с тем  имеет, как правило,  общие характерные черты.

     Повсюду  судебная система  построена  по иерархическому принципу: споры подведомственны по  первой инстанции судам, расположенным по всей территории страны.  Над  ними имеется  значительно меньшее  число  апелляционных судов. Верховный суд завершает систему. Это самая общая схема, в рамках которой немало значительных различий. В частности, весьма несходны  суды  первой инстанции; их может быть   несколько   видов в зависимости от   характера споров.

     Существующие  в одной стране специальные суды, например по семейным, трудовым делам, коммерческие суды и т. п. могут  отсутствовать в другой.  Различны  и апелляционные  инстанции  в зависимости  от  их  соотношения с судами первой инстанции, а также от порядка апелляционного рассмотрения. Верховный  суд  в одних странах  действует как апелляционная и суперапелляционная инстанция, а в других - как кассационная, то есть рассматривающая лишь вопросы права.

          Кроме обрисованной выше общей   судебной системы, в ряде стран  имеются и другие независимые от нее юрисдикции, например, административная юрисдикция, которую мы  видим  во  Франции (где  систему административных  судов венчает Государственный совет), в ФРГ, Австрии, Бельгии, Финляндии,  Италии, Швеции, и других.   В   некоторых   странах    также   существуют административные  юрисдикции, но они подконтрольны  Верховному суду, где для этого имеется специальная палата (в Испании, Швейцарии и др.). Наконец, есть страны,  где  нет  административной  юстиции;  это Дания,  Норвегия, Япония, Венесуэла. Кроме   административной  юстиции,  в  ряде  стран  имеются   и  другие автономные судебные  системы. В ФРГ существуют федеральные  системы судов по трудовым  делам, социальному обеспечению, финансовые  суды; в  Швейцарии  - суды по социальному страхованию, военные, таможенные и т. д.

     Усложняющим фактором является федеральная структура  некоторых государств. Правосудие здесь, как  правило, отнесено к компетенции членов федерации, и лишь на вершине иерархии действует один или несколько федеральных  судов. Такова ситуация в ФРГ,  Швейцарии, Бразилии. Напротив, в Венесуэле  существует  лишь  федеральная  судебная система.  В Аргентине  и Мексике,  подобно  США,   конкурируют   две  судебные  системы - штатная (провинциальная),  с одной стороны,  федеральная  (общегосударственная) – с другой. Впрочем,  сходство с США здесь  лишь внешнее,  ибо  компетенции этих систем  разграничены  по-разному,  что  в  свою  очередь  зависит  от сферы, охватываемой  федеральными  законами,  которые  компетентны  применять  лишь федеральные суды.

 

5. Перспективы развития континентальной правовой семьи

     Романо-германская правовая семья является наиболее древней и широко распространившейся в мире и имеет множество путей развития. Ее вариативность, своеобразие правовой организации каждой страны при сохранении общих основополагающих принципов дает возможность эффективного сотрудничества и обмена опытом между ними.

     В рамках этого процесса юристы европейских стран ищут пути правовой консолидации. С этой целью в 1991 г. была учреждена Европейская ассоциация содействия законодательству. Особенно значительны ее усилия в сфере подготовки текстов правовых актов — определение содержания правовой нормы, ее формулирование, оценка эффективности нормы, правоприменительная практика. Уделялось внимание специальной подготовке юристов - законоведов, так как закон рассматривался как продукт высокоинтеллектуального труда.

     Мировое сообщество и государства признают важное значение общеправовых принципов и поддерживают сближение различных правовых систем. Возрастает интерес к изучению и взаимному использованию опыта развития национальных законодательств, обмену правовой информацией и научными идеями. Так, развивающаяся практика применения прецедентов в романо – германской семье свидетельствует о частичной рецепции англо – саксонского права.

     При рассмотрении перспектив развития данной семьи в России важно отметить, что в наметившемся процессе сближения российской правовой системы с романо-германской правовой семьей необходимо не только сохранить ее самобытность, но и усилить ее потенциальные возможности с тем, чтобы это был именно процесс взаимной интеграции, естественного сближения, а не одностороннего поглощения и постепенного подавления самобытности и возможностей одной правовой системы другой правовой семьей.

Заключение

     Романо-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испаноязычные государства Америки (Латинскую Америку). Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить даже по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 году к США), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами (в которой в 1992 и 1995 гг. проводились референдумы по вопросу о независимости от Канады).

Информация о работе Романо-германская правовая семья, её характеристика