Развитие советского гражданского права в 1917-1945 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2010 в 00:43, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Кр ИОГП сов.гражд.право.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

      Центральный институт гражданского права - обязательственное право - тесно связан с состоянием рыночных отношений. Эквивалентный обмен - база для развития договорного права, да и иные обязательства - из причинения вреда, из спасания, даже из неосновательного обогащения, опираются на товарно-денежные отношения. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, постольку из гражданского права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Юридически старые нормы обязательственного права не отменялись, они просто не использовались. Национализация промышленности и транспорта и подчинение управления ими единому центру привели в конечном счете к уничтожению договорных связей как основы хозяйственных отношений. Продуктообмена между городом и деревней тоже не получилось, поскольку не было достаточного количества промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственную продукцию. Серия декретов, принятых летом 1918 г., об обязательном обмене продуктов сельского хозяйства (прежде всего хлеба), установлении твердых цен на хлеб и другие продукты не привела к уничтожению торговли хлебом, официально называемой спекуляцией, усилилось насильственное изъятие запасов зерна.

      Торговля  товарами промышленного производства также была существенно преобразована. Вначале национализировали розничную и оптовую торговлю, затем сократился фактический товарооборот, поскольку промтовары использовались для обмена на сельхозпродукты и в качестве натуральной части заработной платы.

      Деньги  как всеобщий эквивалент перестали осуществлять свою роль. Денежная эмиссия привела, как уже отмечалось, к обесценению денег. Планировалось уничтожение их в самом ближайшем будущем. Расчеты между государственными предприятиями должны были осуществляться безналичным способом, в частности чеками Народного банка.

      Разные  услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись  бесплатно: пересылка писем, телеграмм, пользование телефоном, водопроводом, канализацией, газом, электроэнергией, жильем, транспортом.

      В ряде нормативных актов ограничивалась возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии, а договор дарения вообще отменялся. Тем не менее вовсе обойтись в хозяйственной жизни без договоров оказалось невозможно, и в ограниченных рамках они все же применялись. Нормативные акты устанавливали условия их заключения и действия.

      Договор купли-продажи, хотя и имел основное применение в быту, регулировал также  приобретение изделий, материалов, продуктов  отдельными советскими учреждениями у  частных производителей. В повседневной жизни все больше использовался договор мены, поскольку деньги постоянно обесценивались. Немаловажную роль должен был играть договор купли-продажи во внешнеторговых операциях. Ограничение его применения в этой области связывалось не с сужением сферы действия, а с переходом монопольного права заключения договоров с иностранными государствами и фирмами к Наркомату торговли и промышленности, органу государства, с которым западные соседи пока не желали иметь никаких дел.

      Особое  внимание законодателя приковывала  деятельность железных дорог. Поскольку в годы гражданской войны все перевозки осуществлялись государством, то, чтобы оградить его от исков о возмещении ущерба за порчу или хищение груза, закон еще в августе 1918 г. ввел ограниченную ответственность перевозчика за сохранность груза. Правила, касающиеся порядка перевозки грузов, пассажиров, багажа, содержал принятый в 1920 г. Устав железных дорог. В связи с тем что в 1920 г. перевозки стали осуществляться бесплатно, а грузы, перевозимые железными дорогами, принадлежали государству, то железная дорога, согласно Уставу, не несла никакой материальной ответственности за утрату и повреждение груза (о частных грузах Устав не упоминает).

      Серьезные изменения произошли и в области  найма жилья. До Октябрьской революции  эти отношения регулировались нормами гражданского права: договором найма или, в ряде случаев, трудовым соглашением. После революции в этой сфере стали действовать главным образом нормы административного права: реквизировались жилые (свободные и занятые) помещения, осуществлялось принудительное выселение эксплуататоров из Москвы. После муниципализации жилых строений в городах этот процесс упростился. 25 мая 1920 г. СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, где имелись излишки жилой площади. Тем самым была подведена правовая основа под институты пользования коммунальными квартирами, которые существовали и до революции, но только для бедняков. Теперь же так называемое уплотнение было направлено, с одной стороны, на решение жилищной проблемы - смягчение острой нехватки жилья, а с другой - на ограничение привилегий имущих классов.

4. Гражданское право  в период НЭПа (1921-1929 гг.)

 

      Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую  роль социалистического сектора  в системе народного хозяйства.

      Постановление о введении в действие ГК РСФСР  определяло, что действие норм Кодекса, хотя и не имело обратной силы, могло  распространяться в некоторых случаях  на правоотношения, возникшие до его  принятия. Споры же по гражданским  правоотношениям, сложившимся до Октябрьской революции, не рассматривались судами, и нормы ГК к ним не применялись.

      Допущение в гражданский оборот частного капитала не означало реставрации в нормах советского гражданского права принципов  буржуазного частного права. Напротив, было узаконено широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничена свобода частной собственности. Данный принцип нашел отражение в законе и твердо проводился на практике7.

      Законодатель  различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц, причем в 1924 г. было установлено, что участие государственных учреждений и предприятий в гражданском обороте определяется особыми правилами. Поскольку законодатель допускал частный капитал в гражданский оборот, возникла необходимость предоставления государственным предприятиям ряда преимуществ. Ограничивается, например, их имущественная ответственность. Государственные предприятия, находившиеся на хозяйственном расчете, отвечали по обязательствам лишь частью своего капитала, а именно оборотным. На основной капитал, в который входила стоимость машин, оборудования, зданий и т.п., не могло быть наложено взыскание. Сводилась к минимуму возможность использования государственными предприятиями коммерческих посредников. Это объяснялось тем, что коммерческие посредники, т.е. частные лица, помогавшие предприятиям заключать между собой различные сделки, могли обогащаться за счет государственных предприятий, заключая сделки, более выгодные частному сектору. Кроме того, государство было гораздо более заинтересовано в развитии плановых начал экономики и рассматривало деятельность коммерческих посредников как временное явление.

      Закон строго следил, чтобы юридические  лица действовали согласно цели, определенной их уставами. Так, предприятие, созданное  для производства станков, не могло  выпускать кастрюли или заниматься коммерческим посредничеством, хотя бы это и давало ему гораздо большие прибыли.

      Особую  группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них  в первую очередь надо отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же время на основе планов. В 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные, но также коммунальные и сельскохозяйственные предприятия.

      Для защиты интересов государственных  предприятий в сфере обмена и  распределения создавались синдикаты. На них была возложена роль крупной  оптовой торговли по сбыту и заготовкам в целях укрепления экономической позиции государственной торговли. Синдикаты являлись не просто торговыми объединениями. Они занимались не только реализацией продукции трестов, но и заготовительными операциями, финансированием, даже производственными вопросами.

      В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву собственности. Различались три ее вида: государственная, кооперативная и частная.

      В исключительной собственности государства  были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не признавались исключительной государственной собственностью, но и могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ. Это было вызвано стремлением государства привлечь частный капитал к восстановлению флота, особенно рыболовного и малого каботажа.

      Закон допускал широкий круг объектов кооперативной  собственности, приравнивая ее во многих отношениях к государственной. Так, размеры промышленных предприятий, принадлежащих кооперативным организациям, не ограничивались числом рабочих. Собственность этих предприятий усиленно охранялась, как и государственная.

      Частная собственность, напротив, допускалась  только на мелкие промышленные предприятия  и немуниципализированные строения. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые строения денационализировались. Это была не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создававшая удобство для государственного управления социалистическим сектором экономики. Государство освобождалось от мелких хозяйственных объектов, руководство которыми затруднительно и нерентабельно.

      В годы восстановления народного хозяйства  государство пользовалось услугами частного капитала в области производства, организуя концессии. В каждом отдельном случае частному предпринимателю предоставлялись определенные права и изъятие из действующих законов (разъяснение НКЮ РСФСР к ст. 55 ГК РСФСР). Правда, концессии не получили в СССР широкого распространения.

      Особый  способ использования частного капитала был предложен Декретом ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. "О недрах земли  и разработке их". Согласно Декрету  все граждане и юридические лица при получении соответствующего разрешения и внесении платы могли  реализовать право на горнопромысловые работы, поиск, разведку, добычу и переработку полезных ископаемых. Частные предприниматели и кооперативные организации имели возможность арендовать государственные промышленные предприятия. При этом государство снимало с себя обязанность снабжения арендуемых предприятий сырьем, финансовыми средствами и пр.

      Расширение  товарооборота, рост рыночных связей увеличивали  необходимость детальной разработки норм, регулирующих обязательственные  отношения, особенно обязательства, вытекающие из договоров. Роль административно-правовых способов регулирования хозяйственной деятельности социалистических предприятий падает, уступая место договорным отношениям. Хотя в ряде случаев используется сочетание административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования. Так, по Положению о промышленных трестах было разрешено занаряживание продукции, т.е. обязанность трестов заключать договоры с определенными предприятиями по заранее полученным нарядам.

      Буржуазный  принцип свободы договоров не мог быть воспринят советским правом. Государство было особенно заинтересовано в строгом соблюдении договорных обязательств между социалистическими предприятиями, что должно было способствовать планомерному развитию социалистического хозяйства. Государственные предприятия должны были в натуре, реально исполнять свои обязательства друг перед другом, а не ограничиваться лишь возмещением вреда и уплатой штрафа в случае нежелания исполнять договор. Принцип реального исполнения обязательств социалистическими предприятиями строго проводился в жизнь органами арбитража. Что касается договоров, заключенных между гражданами, то здесь принцип прочности договора проводился с определенными ограничениями. Договоры, заключенные на кабальных условиях, признавались недействительными. 8 июля 1922 г. ВУЦИК принял Постановление "О признании недействительными кабальных сделок на хлеб". Принятие этого нормативного акта было вызвано тем, что кулаки, пользуясь неурожаем, на условиях явно кабальных ссужали бедняков зерном.

      Гражданские кодексы советских республик подробно регламентировали различные виды договоров, в том числе мены, займа, поручительства, поручения и доверенности, товарищества.

      Рост  рыночных связей вызвал широкое распространение  договора купли-продажи, причем во внешней  торговле Советское государство сохранило свою монополию. Статья 138 ГК РСФСР восстановила договор дарения.

      Договор имущественного найма был направлен  главным образом на урегулирование отношений, возникающих из аренды государственных  предприятий и найма жилого помещения. В связи с крайне тяжелым положением с жилым фондом возникла необходимость привлечь частный капитал и в эту сферу. Маломерные жилые строения демуниципализировались. В домах местных Советов стала взиматься квартплата, причем она рассчитывалась таким образом, чтобы обеспечить самоокупаемость жилого фонда при учете одновременно и классового положения квартиросъемщиков.

Информация о работе Развитие советского гражданского права в 1917-1945 гг.