Проблемы единства власти при разделении властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Эта работа посвящена исследованию реализации одного из демократических принципов - «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов» в РФ. Нет нужды говорить о важности и полезности этих принципов. Цель данной работы исследовать принцип «разделения властей», установить, почему он не всегда реализуется, и что является причиной его не реализации в России. Задачами работы являются: рассмотреть проблемы становления «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов» через призму российской правовой действительности.

Содержание работы

Введение. 2

1. Понятие системы разделения властей в государстве. 2

2. Законодательная власть. 7

3. Исполнительная власть. 11

3. Судебная власть. 14

Вывод: 15

Файлы: 1 файл

Понятие системы разделения властей в государстве.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

     Несмотря  на это, теория разделения властей получила широкое признание и стала  ведущим конституционным принципом  практически всех государств мира.

     Теперь, систему разделения властей хотелось бы рассмотреть на основании российского  конституционного строительства.

2. Законодательная власть.

     “Государственная  власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны”, гласит ст.10 Конституции РФ.

     Попытки осуществить принцип разделения властей наиболее справедливо были предприняты в России еще в  начале XX века. 23 апреля 1906 года вступили в силу Основные государственные  законы. В гл. 1 дана формулировка верховной  власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная  власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора.

     Однако  ст. 87 Основных законов предоставляла  возможность императору по представлению  Совета министров принимать указы  законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной  сессии в течение двух месяцев  такой указ должен был вноситься  в одобрение Думы, иначе он автоматически  прекращал свое действие.

     В России не обходилось и без вероломного  нарушения системы разделения властей. Так, по Конституции 1918 года законодательную  власть в РСФСР осуществляли сразу  три высших органа: Всероссийский  съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

     Нынче, законодательную власть в России представляет только Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент Российской Федерации.

     По  Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное  собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

     Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность  палат, что проявилось в их компетенции  и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает  только три случая, когда Совет  Федерации и Государственная  Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей  иностранных государств.

     Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным  органом России. Представительство  – очень широкое понятие. В  отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

     В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется  четкое представление. Законодательный  орган реализует законодательную  составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции.

     Сущность  Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что  парламент РФ обладает правом принимать  общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные  законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

     Будучи  законодательным органом, Федеральное  собрание вместе с тем исполняет  и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.7 Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.

     Статьи 102 и 103 также являются юридическим  выражением системы сдержек и  противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы). Также, ч. 4 ст. 111, в которой говорится, что « После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

     Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его, также относится к ведению Федерального Собрания, и это сильная возможность парламента.

     Кадровые  назначения, осуществляемые Советом  Федерации, о которых говорится  в п.п.“ж” и “з” ч.1 ст.102 (назначение судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ) тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях. Однако не урегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных из указанных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами. Так, например, долгий подбор Президентом РФ кандидатов на должность судей Конституционного Суда привел к тому, что этот орган приступил к работе более чем через год и два месяца после принятия Конституции 1993 г.

     Практически год (1994-1995) на должности Генерального прокурора (при этом кандидатура, предлагавшаяся на эту должность, неоднократно отклонялась Советом Федерации) находился так называемый исполняющий обязанности Генерального прокурора - должность, неизвестная Конституции и существующая вне легитимирующего ее порядка назначения.

     Пункты  “а” и “б” ч.1 ст. 103 Конституции  раскрывают принцип ответственности  Правительства перед нижней палатой  парламента. Пункты “и” ч.1 ст. 102 и  “г” ч.1 ст. 103 дают полномочия Совету Федерации и Государственной Думе формировать на паритетных началах Счетную палату.

     Пункт “ж” ч.1 ст.103 позволяет Государственной  Думе выдвигать обвинение против Президента РФ. Из этого видно, что от законодательной власти так или иначе зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой- то мере от исполнительной.

3. Исполнительная власть.

     Существует  спор, является ли президент представителем исполнительной власти или нет. Это  зависит от конкретной страны, во многих странах президент – глава  исполнительной власти. В России он, скорее, стоит над всеми ветвями  власти и контролирует их, но так  как он действует в рамках закона и во исполнения закона, то можно  его отнести к исполнительной власти.

     Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства. В этих условиях он наделен  необходимыми полномочиями и прерогативами.

     Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви  власти, каждая из которых действует  в пределах своего ведения и свойственными  ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая  инстанция, а совместно с другими  ветвями власти, принимая в той  или иной степени участие в  каждой из них.

     Президент Российской Федерации участвует  в осуществлении верховного представительства  страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может  занимать должность президента два  срока подряд.

     В сфере взаимодействия с парламентом  Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в  Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

     Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек. Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

     Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены  в такие сроки, чтобы Государственная  Дума нового созыва собралась на новое  заседания не позднее чем через  четыре месяца после роспуска.

     Значит  период, в течение которого может  отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

     Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной  и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент —  арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Информация о работе Проблемы единства власти при разделении властей