Основы мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере — их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Содержание работы

Введение.....................................................................................стр.3
Теоретические основы мусульманского права.......................стр.5
Некоторые примеры действия мусульманской правовой
системы на территории Северного Кавказа...............................стр.24
4.Заключение.................................................................................стр.37
Используемая литература…………………………………….стр.40

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

     В конечном  счете    направление    и   глубина    воздействия мусульманского права  на  современные  правовые  системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического  и культурного развития.

     Взяв за  основу  масштабы  применения  норм  мусульманского права и  степень  их  влияния  на  действующие законодательства, можно предложить следующую  классификацию  современных  правовых систем стран Востока.

     Первую группу  составляет правовые  системы Саудовской Аравии и Ирана,   где   мусульманское   право   продолжает  применяться максимально широко.  Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние    на    конституционное   законодательство   и сложившуюся здесь форму правления.  Конституция Ирана, например, закрепляет положение   об   обязательном   соответствии  шариату (шариат - предписание верующим:  чего они должны и чего  они не должны делать)  всех принимаемых законов.  Во исполнение данного положения здесь изданы законы,  ориентирующиеся на закрепление в

своих статьях  общих  принципов  и  конкретных норм той или иной школы мусульманского права:  ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской  в Иране.

     Если в Саудовской  Аравии  мусульманское   право  никогда   не уступало своей  роли  явно преобладающего источника права,  то в Иране оно вновь заняло  ведущее  место  только  после  свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики курса      на      исламизацию      всех       сторон общественно-политической, экономической  и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов  граждан.  В  подтверждение этого можно   указать  на  введение  системы  строгих,  а  порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только  юридических, но и  моральных норм,  относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман.  Действующие в стране мусульманские суды, вопреки    элементарным   требованиям   справедливости   и демократической законности,  строго придерживаясь  мусульманских норм при  рассмотрении  дел  нередко допускают явные нарушения и творят произвол.

     Отметим также,    что   в   Иране    и   Саудовской   Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского  контроля  и инспекции (хисба),  которые  без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание  за  отклонение  от   правил   торговли, общественного порядка или норм морали.

     Вторую группу  составляют правовые  системы Ливии,  Пакистана, Судана. Хотя  сфера  действия  мусульманского  права не является здесь столь  всеобъемлющей  как  в  первой  группе,  но  все  же остается весьма   существенной,  в  последние  десятилетия  даже обнаруживают тенденцию к расширению.  Прежде  всего  принципы  и нормы мусульманского   права   оказывают   заметное  влияние  на основные акты   конституционного   характера   и    деятельность государственного механизма   этих   стран.   Так  военный  режим Пакистана оправдывал отказ от  всеобщих  выборов  тем,  что  они якобы "не отвечают принципам ислама".  В Ливии в 1977 году Коран вообще был  объявлен  "законом  общества",  заменяющим   обычную конституцию.

     Во всех перечисленных  странах второй  группы,  мусульманское право без  каких-либо  изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.

     Еще одну  многочисленную  группу составляют  правовые системы большинства арабских стран:  Египта,  Сирии,  Ирака,  Ливана,  а также   ряда   стран   Африки   (Сомали,   Мовритании)   и  Азии (Афганистан).

     Их конституционное   право закрепляет,  как правило,  особые положения ислама и мусульманского права.  Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин,   а   мусульманское   право   является   источником законодательства.  Данное  конституционное положение практически реализуется в других  отраслях  права  и  судоустройства.  Но  с другой стороны  в  некоторых из стран (Ирак,  Сирия) наблюдается определенная демократизация   мусульманско-правовых    положений семейного законодательства.

     И, наконец,  особое  положение занимают  правовые  положения Туниса и  Народно-Демократической  республики  Йемен (НДРЙ).  Их брачно-семейные законодательства    отказываются     от     ряда основопологающих институтов  мусульманского права:  например,  в Тунисе законодательно запрещена  полигамия,  а  семейный  кодекс НДРЙ в 1974 году,  по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

     Мусульманская правовая  форма неразрывно  связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные  массы. Из всех  современных  мировых религий ислам,  пожалуй,  наиболее тесно соприкасается  с   политикой,   государством   и   правом. Связывающим звеном  здесь  и выступает мусульманское право.  При этом оно отказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока  прежде  всего через правовую идеологию и правовую психологию. Можно сказать,  что  сфера  действия  мусульманского права как  идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных  предписаний.

       Писавшие о мусульманской правовой системе иногда настолько заостряли внимание на его религиозной доктрине, что полностью вырывали ее из человеческого контекста, в котором она становилась предметом веры, и обходили молчанием практику, которой она подкреплялась и освящалась. Центральные верования и благочестивые обязанности религии «покорности» Богу (ислам) заучить нетрудно — с такой же легкостью можно представить себе план дома, изучив его чертеж, но и после того, как вы запомните наизусть его элементарные внешние черты, ислам как живая реальность будет сокрыт от вашего взора до тех пор, пока вы не научитесь видеть, каким образом верования и практика становятся интегральными частями общественной и личной жизни в специфических культурных контекстах. Мусульмане — те, что «предали себя» Аллаху, — не перестают объяснять интересующимся иноверцам, что их религия является «цельным образом жизни», не делающим различий между религиозным и светским и не исключающим ни одного предмета из сферы-действия авторитета и предписаний ислама.   

      Ислам и христианство добились заметных успехов  в распространении своих учений среди народов всевозможных культур и географических регионов. Среди религий азиатского происхождения самое широкое распространение получил буддизм. Ислам — это единственная авраамическая традиция (как и в иудаизме и христианстве, этот великий еврейский патриарх фигурирует в мифах ислама, который, как и обе вышеуказанные религии, провозглашает веру в единого Бога и завет (договор) с ним), которая оказала на Азию настолько мощное воздействие, что в некоторых ее областях завоевала доминирующее положение. Ислам сохранил более последовательную систему фундаментальных верований и практики, чем любая другая мировая религия, включая и иудаизм. Хотя в исламе и имеются сектантские группировки, они возникают главным образом в результате политических разногласий и не содержат в себе, за исключением незначительных деталей, отступлений в сфере культа и обрядовой практики.

      Так как ислам является религией закона и  не признает сколько-нибудь принципиального различия между религиозным и светским, все вещи рассматриваются им как подпадающие под Божественное законодательство. Не все жизненные проявления относятся к ритуалу, Но все они имеют назначенную им исламским законом ценность, разместившись на шкале с отметками «запрещенное», «безразличное», «обязательное». Священное право известно под названием Шариат, от арабского слова sharia, обозначающего «путь». Шариат не значит буквально «закон», скорее, он означает предначертанный Богом истинный путь для своих верных созданий, путь, включающий в себя собственно право. Понятие Шариат близко соответствует еврейской концепции Торы.

          Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права".3

      Другими словами, шариат - это  правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные  с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам  рассматривает правовые установления как  частицу единого  божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

      Шариат  развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в  целом и его  собственно доктринально-нормативная  часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила,

3. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г стр.495

предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

      - обязательные,

      - рекомендуемые,

      - дозволенные,

      - предосительные, но  не влекущие за  собой применения     накзания;

      - запрещенные и  подлежащие наказанию.

      Признание божественного предопределения  в шариате с  неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе  воли мусульманина и  ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека. 4

      Для шариата не к правам мусульманина, а к  его обязанностям по отношению к  Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять

4. . История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996.417- 418

 

терпение  и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас" (4.62).

       Мусульмане любят повторять, что «у человечества нет прав, есть только обязанности». Это неприкрытое убеждение чуждо мышлению американцев, воспитанных на Декларации о независимости и Билле о правах. Но исламская преданность пути покорности единому высшему Богу отнюдь не является зловещим тоталитаризмом. Мусульмане настаивают на том, что единственно правильное отношение людей к Богу — это отношение рабов к своему господину. Но Бог сотворил этот мир ради правой цели, и он не только справедлив, но и милостив. Бог даровал творению своих рук — людям — свободу наряду с такими божественными атрибутами, как разум, воля и речь.

      Служение  Всемогущему должно быть свободным деянием, наградой за которое  в этом мире является ответственность. Человек, «боящийся только Бога, поднимается над остальными, мелкими страхами и обретает способность вести свободную и активную жизнь халифа, или «заместителя» Бога. Таким образом, обязанности, налагаемые исламом, принимаются добровольно и фактически, согласно представлениям верующих, приносят подлинную свободу от рабства человеческой алчности, беспокойства, стремления к изменению своего положения в обществе и прочих вещей, до которых люди, будучи существами несовершенными, столь охочи. Для мусульман служение Богу не означает унижения своего человеческого достоинства; оно освобождает от низменных стремлений и наполняет жизнь смыслом.

Особенно  сильное влияние  теологическое направление  в правовой системе  имеет в мусульманских, прежде всего арабских странах, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины в соответствии с заветами пророка Мухаммеда (VI—VII в н.э.), изложенными в Коране, а также в соответствии с преданиями о его жизни и деятельности (Сунна). Согласно поучениям пророка, идея о создании такого государства была внушена Мухаммеду Аллахом, и пророк осуществил ее. Он сосредоточил в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, контрольную власть, принимая решения обычно после совета с наиболее авторитетными мусульманами (иджма).

Информация о работе Основы мусульманского права