Лекции по "История государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:38, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.
История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Имперское правительство представлял канцлер, функции и полномочия которого были очень широкими. Местные правительства, главным образом, исполняли имперские законы. Таким образом, конституция 187! г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и прусско-германским капиталом.

Выдвижение Германии

Во второй половине XIX в. после объединения в Германии начинается промышленный переворот. Число рабочих с 1882 г. увеличилось в 1907 г. до 11 млн. человек, что выдвигало рабочий класс в новую политическую силу. Была создана социал-демократическая партия, которая ставила своей задачей борьбу за парламент и отвергала революционный путь захвата власти. За короткий срок Германия стада самой мощной европейской державой, которая бросила вызов Англии, Франции и России, что привело к первой мировой войне, в которой Германия потерпела поражение, а вместе с ним была упразднена монархия. После окончания войны социал-демократы, будучи у власти, содействовали становлению конституционного строя Германии.

 

 

Тема 13. Право в странах Романо-германской правовой семьи (XIX- нач. XXв.)

 

После победы буржуазных революций укрепились новые общественные отношения, которые повлекли за собой становление нового, буржуазного права. Для буржуазного права характерны новые принципы — единство закона, юридическое равенство, законности и свободы. Унификация права - это важнейшая проблема буржуазных революций. Множественность правовых систем феодального строя препятствовала развитию торговли и установлению неограниченной частной собственности. По этим причинам необходимо было установить единое для всего государства право. По мере укрепления власти буржуазии стали формироваться единые национальные системы права.

В буржуазном обществе утверждается юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность, поскольку они являются предпосылками заключения особого договора. Последний играет в буржуазном государстве огромную роль.

Принцип законности неразрывно связан с принципом юридического равенства. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равную для всех ответственность перед законом. Законность проявляется в правомерном поведении граждан и юридических лиц, что обеспечивает стабильность политических и экономических отношений.

Свобода, понимаемая в широком смысле, является также важным принципом буржуазного права. Политическая свобода понимается как основа для развития буржуазного общественного строя.

Правовые системы буржуазных государств можно разделить на две группы. К первой группе относятся континентальная (романо-германская). Они развивались в XIX в. под влиянием французского права, а в XX в. — германского права.

Первоначально эта система (семья) включала в себя правовые системы ряда стран европейского континента, унаследовавших основные понятия, конструкции, а также общий дух римского права. К этой семье относились правовые системы таких родственных "романских" государств, как Франция, Голландия, Бельгия, Испания, Италия. К этой же группе также относилась Германия, влияние права которой на континентальную систему становится особенно заметным с конца XIX и в первой половине XX в. Германский фактор, отразивший синтез варварского (германского) и римского права, стал столь существенным, что сама континентальная система стала называться романо-германской правовой семьей.

Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции XVIII — начале XIX в, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.

В странах континентальной системы сложились специальные юридические конструкции, обеспечивающие признание верховенства закона. Закон рассматривался здесь как акт верховной власти, наделенный правом устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу. На законе (конституции) основывалась и иерархия всех соподчиненных и нижестоящих по своей правовой силе нормативных актов.

С формально юридической точки зрения в континентальной системе любое решение суда должно было основываться на писаном праве, на законе, а не на предшествующих судебных решениях. Судьи в рамках континентальной системы могли лишь применять право, а не создавать его, как это делали их английские коллеги.

Другая специфическая черта континентальной системы — это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм.

Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.

Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике.

Для этой системы характерно деление права на частное и публичное. Частное право защищает интересы граждан от преступных посягательств со стороны как отдельных лиц, так и государства. Гражданское, семейное, торговое право относятся к частному праву. Публичное право защищает интересы всего общества и государства от любых посягательств. К публичному праву относятся: конституционное, международное, административное, уголовное, процессуальное. Континентальные правовые системы разграничивают право материальное и процессуальное. Закон является основным источником права. Суд не занимается установлением норм права, а лишь применяет их к конкретным случаям. Для этих систем также характерна кодификация материального и процессуального права.

Вторую группу составляют англосаксонские правовые системы. Они основываются на общем праве Англии и берут свое начало с XI в.

Английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.

На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии.

Здесь нет деления права на частное и публичное и строгого деления материального и процессуального права. Отрасли права не выделяются структурно и не кодифицированы. Судебный прецедент является основным источником права. Суд создает право при разрешении конкретных дел. Для этих систем права характерна особая терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.

 

Эволюция основных отраслей права во Франции.

Новая правовая система создавалась во Франции в соответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в период революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением "сильной" правительственной власти (Наполеона Бонапарта) была проведена широкомасштабная кодификация всего французского права. В ходе революции 1789—1794 гг. были упразднены многие чисто средневековые гражданско-правовые институты и заложены основы современного права. За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.) было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Эта кодификация имела большое значение для утверждения свободного предпринимательства. Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикальным законодательством революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги революционных бурь и потрясений. Успех кодификации Наполеона определялся в значительной мере и тем, что ее составители, используя революционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не только к революционной практике, но и к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.

Кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права. ГК Наполеона насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и 3 книг. Его структура отразила схему построения институций римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Данная структура Кодекса получила в гражданском праве название институционной.

Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм). Согласно ст. 8 ГК, "всякий француз пользуется гражданским правом". Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от "качества гражданина", которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности") посвящена регламентации вещных прав и также исходила из классической римской классификации: право собственности, узуфрукт, узус и др. В Кодексе ликвидировалось дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное и на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и недвижимые.

Центральное место во второй книге ГК занял институт собственности. В трактовке права собственности, воспринятой Кодексом, виден отказ от феодальных представлений об условности, расщепленности и родовом характере вещных прав. ГК использовал римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права. Статья 544 гласила: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами".

В третьей, наиболее значительной по объему книге ГК ("О различных способах, которыми приобретается собственность") указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств(ст. 711). ГК подтвердил произведенную еще в период революции отмену феодальных принципов наследования.

Созданная в конце XVIII — начале XIX в. под непосредственным воздействием французской революции правовая система Франции в основных своих чертах сохранилась и к началу XX в.

На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Но после второй мировой войны усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов

Во второй половине XX в. динамизм правовой жизни, в частности в законодательной сфере, показал очевидную недостаточность и ограниченность наполеоновской правовой системы, построенной из пяти кодексов. Рост числа законов, а также регламентарных актов с учетом традиционной приверженности французского права к кодифицированным формам послужил основой для возникновения во второй половине XX в. большого числа крупных консолидированных актов. Они положили начало формированию важных новых отраслей права, которые были неизвестны наполеоновской эпохе. Так, правительства Четвертой республики только с 1951 по 1956 г. ввели в действие 19 своеобразных кодексов: трудовой, таможенный, семьи и социальной помощи, дорожный, налоговый, публичного здравоохранения и т.д.

Одновременно наметилась и другая тенденция — стирание четких граней между административным и гражданским правом, а следовательно, ослабление различий между публичным и частным правом. В правовой системе Франции в XX в. появился и ряд новых отраслей, которые во французской юридической литературе принято называть смешанными или комплексными, т.е. сочетающими публично-правовые и частноправовые подходы (налоговое, таможенное, банковское и т.д.).

 

 

Раздел IV. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

 

Тема 14. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур

 

Фашистская диктатура впервые в истории возникла и утвердилась в Италии. В 20-е гг. XX в. страна оказалась в полосе экономического и политического кризиса. После Первой мировой войны Италия как член Антанты после дележа добычи оказалась «побежденной в лагере победителей»: союзники (примерно два десятка государств) не учли ряд ее требований о переделе колониальных владений и о разделе репараций. Либеральное правительство короля Виктора Эммануила III также все чаще терпело неудачи в социально-экономической области. Все настойчивее в разных социальных кругах звучали требования «сильной власти».

В ходе ожесточенной политической борьбы в Италии возникает фашистское движение, членами которого становятся шовинистически настроенные бывшие офицеры, солдаты, разорившиеся буржуа, безработные. Итальянские фашисты проповедовали расистскую идеологию и антисемитизм, а их программа представляла набор демагогических лозунгов. Постепенно подлинными руководителями фашистского движения стали представители крупной буржуазии. В ноябре 1922 г, король назначил Б. Муссолини премьер-министром, что означает захват власти в стране фашистами. Б. Муссолини, будучи у власти, создал новый политический режим. При этом он сохранил монархию и конституцию 1848 г., но их роль была только декоративной. В 1925 г. по закону «О правомочиях и прерогативах главы правительства» вся исполнительная власть передавалась премьер-министру. По этому закону правительство не отвечало перед парламентом. В дальнейшем глава правительства получил и законотворческие функции. В 1939 г. парламентская система была полностью разрушена. Вместо палаты депутатов была создана палата фашей и корпораций. Органы местного самоуправления были распушены и вместо них назначались префекты и старосты, которые были членами фашистской партии. Среди институтов тоталитарного государства необходимо выделить Большой фашистский совет (БФС), который фактически осуществлял законотворческие функции. Муссолини был одновременно руководителем БФС и правительства. Факт создания БФС свидетельствует о сращивании партийного и государственного аппарата. Фашистская партия стала опорой личной власти Б. Муссолини, Все остальные партии были запрещены. В 1928 г. по новому избирательному закону принцип всеобщего, равного голосования и пропорционального представительства заменен выдвижением кандидатов фашистскими профсоюзами с обязательным их одобрением БФС. В 1926 г. образованы органы репрессивной системы режима: полиция национальной безопасности, особая служба политических расследований, организация охраны от антифашистских преступлений. Судебная система также служила целям подавления противников режима. Были созданы полицейские суды, в состав которых вошли руководители, прокурор, начальник фашистской милиции. Этим судам было достаточно для осуждения лишь подозрения в «политической неблагонадежности». Фашистский режим установил сотрудничество с католической церковью, что позволило режиму использовать авторитет церкви для поддержки режима внутри страны и за рубежом.

Информация о работе Лекции по "История государства и права зарубежных стран"