Контрольная работа по «Римское частное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:36, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.Укажите отличия и сходства между договором найма вещи и договором
ссуды.

Файлы: 1 файл

К.р.Рим.право.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)
 

  Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральская Государственная Юридическая Академия Челябинский филиал 
 
 
 
 
 
 

Кафедра гражданского права 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине:

«Римское  частное право» 

Вариант № 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                       Выполнил:

                                                                                 Проверил: 
 
 
 
 
 
 

                                        
 

                                         Челябинск 2012г. 

                                      

Задание 1.Укажите отличия и сходства между договором найма вещи и договором

ссуды. 

Договор ссуды.

Договор ссуды (commodatum) состоит в том, что  одна сторона (ссудодатель, commodans) передает другой стороне (ссудополучателю, commodatarius) индивидуально-определенную вещь для временного безвозмездного пользования с обязательством второй стороны вернуть по окончании пользования в целости и сохранности ту же самую вещь. 

Договор ссуды является реальным контрактом, т. е. обязательство из этого договора возникает лишь тогда, когда состоялась передача вещи ссудополучателю, пользователю. 

Не всякая вещь может быть предметом ссуды: поскольку при этом договоре вещь передается во временное пользование с обязательством вернуть ту же самую вещь, естественно, что предметом ссуды может быть только индивидуально-определенная незаменимая и непотребляемая вещь; если, например, предметом договора является охапка дров на топку печи, то как только дрова сгорят, возврат тех самых дров, какие были получены, станет невозможным.

Договор ссуды заключался так же, как и  любой другой реальный договор, —  посредством передачи вещи. Ссудополучатель получал право пользоваться (или не пользоваться) вещью по своему усмотрению, извлекать из нее доходы, однако он не мог передавать предмет ссуды третьим лицам. 

Вещи, которые  могли быть предметом договора ссуды, должны были обладать определенными признаками. Такими признаками были непотребляемость вещи при ее хозяйственном использовании и индивидуальная определенность вещи (дом, участок земли, хозяйственное орудие и др.). По договору ссуды могла быть передана вещь как находящаяся в гражданском обороте, так и изъятая из него.

При договоре ссуды ссудодатель не обязывался принимать особых забот о качестве вещи, которую он предоставлял ссудополучателю. Вещь должна была исполнять оговоренную хозяйственную функцию, но не было положения, что вещь должна исполнять ее наилучшим образом. Это связано с тем, что ссуда рассматривалась как безвозмездный договор и вариант хозяйственной благотворительности. 

Договор ссуды несет ответственность (utilitas) только для одной стороны, ссудополучателя. Договор ссуды на стороне ссудодателя никогда не основывается на хозяйственной необходимости, это — дело доброй воли и долга ссудодателя. Поэтому он сам, оказывая эту любезность (по выражению римского юриста — благодеяние (beneficium)), определяет и форму, и пределы этой любезности (или благодеяния). Но раз ссудодатель любезность оказал, он уже связал себя : он не может по своему произволу прекратить договорное отношение, истребовать раньше времени предоставленную в пользование вещь и т. д. Таким произвольным действиям препятствует не одно только порядочное поведение, но и принятое на себя обязательство: юрист подчеркивает, что предоставление ссуды (commodatum) — сделка обоюдная и из нее возникают и иски у обеих сторон. 

Разумеется, обязательство ссудополучателя  — основное: во-первых, оно возникает всегда и безусловно — коль скоро получена во временное пользование чужая вещь, возникает непременно обязательство вернуть эту вещь; во-вторых, это обязательство основное, и по хозяйственному его значению — возврат вещи есть сущность всего возникающего отношения. 

При договоре ссуды никакого эквивалента предоставлению вещи в пользование нет, так как пользование по этому договору предоставляется безвозмездно. Обязанность на стороне ссудодателя может возникнуть только случайно, если в самом предоставлении вещи в пользование будет заключаться вина ссудодателя, из которой для ссудополучателя возникли убытки. Для того чтобы взыскать с ссудодателя эти убытки, ссудополучатель предъявлял иск. Но этот возможный (эвентуальный), не безусловно возникающий иск римские юристы охарактеризовали и в самом его названии: если иски продавца и покупателя, наймодателя и нанимателя имели каждый свое наименование, отражавшее его самостоятельное значение, то здесь иск носил одно и то же название — actio commodati, причем иск ссудодателя назывался actio commodati directa, прямой, основной, а иск ссудополучателя — actio commodati contraria, противоположный, обратный, встречный иск, который может возникнуть, а может и не возникнуть. 

Ссудодатель несет ответственность лишь за умышленную вину и тяжкую провинность, но не за вину (culpa levis) : вступая в договор без личной для себя выгоды, он, по принципам римского права, не может считаться обязанным принимать особо тщательные меры для ограждения интересов ссудополучателя; если вещь и не первоклассных качеств, ссудополучатель не имеет права на этом основании заявлять претензию ссудодателю; здесь применяются те же принципы, какие нашли выражение в правиле народной мудрости: «Дареному коню в зубы не смотрят». 

Но если ссудодатель допускает вину, которая  приравнивается к умыслу, он должен отвечать перед ссудополучателем. Такое недобропорядочное отношение со стороны ссудодателя римский юрист признает , например, в тех случаях, когда ссудодатель, предоставив вещь в пользование на определенный срок, им же самим принятый, потом преждевременно и в неблагоприятный для ссудополучателя момент (intempestive) прекратит пользование и отберет вещь: такое поведение недопустимо не только с точки зрения порядочности (officium), но оно противоречит и принятому по договору обязательству, в этом смысле договор ссуды приобретает черты двусторонности: geritur enim negotium invicem et ideo invicem propositae sunt actiones (сделка имеет взаимный характер, а потому и иски даются каждой стороне в отношении другой) (D. 13. 6. 17. 3). 

Договор найма.

 Договор найма - консенсуальный  договор и состоит в том, что одно лицо обязуется предоставить другому свои вещи или свой труд, а другое лицо (контрагент) обязуется за это уплатить вознаграждение. Это двусторонний контракт.

 Наем  вещи (locatio-conductio rei) — это наем  одним лицом у другого лица  одной вещи или нескольких  определенных вещей во временное  пользование на определенный  срок и за определенную плату. 

Предметом найма могли быть движимые вещи, которые не принадлежат к числу потребляемых , а также недвижимые вещи. Отдавать внаем можно было как свою собственную вещь, так и вещь, принадлежащую третьему лицу. Помимо материальных вещей внаем могли сдаваться и нематериальные вещи, например узуфрукт. Вместе с вещью передавались ее принадлежности. 

Срок  не являлся обязательным элементом  договора найма. Договор найма считался действительным с момента соглашения, и обязанности сторон определялись также с момента соглашения: даже если исполненная работа погибнет или не состоится без вины подрядчика, наниматель обязан оплатить ее полностью в соответствии с первоначальным соглашением. 

Обязанностью  наймодателя было обеспечение беспрепятственного пользования вещью.В отличие от договора ссуды наем вещей не обязывает наймодателя  возмещать издержки по содержанию вещи, поскольку это договор возмездный и поддержание вещи в нормальном состоянии лежит на наймополучателе. С другой стороны, наниматель обязан был использовать вещь надлежащим образом и отвечать за ее сохранность. Наниматель вещи не нес ответственности за неизменность физического состояния вещи: смысл договора заключался в использовании, что предполагало возможность изнашивания. Улучшение вещи, не вызванное необходимостью, не оплачивалось. В процессе найма допускалось изменение условий найма в пользу нанимателя по его одностороннему требованию; изменение в пользу наймодателя не допускалось. Наниматель мог отдать нанятую вещь в поднаем, если наймодатель не оговорил, что он запрещает делать это. Ответственность за вещь остается у нанимателя, он отвечает за ее сохранность и возвращение наймодателю. Поднаниматель в свою очередь отвечает перед нанимателем. 

Срок найма вещи не являлся обязательным элементом договора, стороны могли в любой момент отойти от контракта. Если договор расторгался одной из сторон, она должна была учитывать мнение контрагента и не причинить ему этим расторжением большого вреда. 

При установлении срока действия договора если по истечении  его ни одна из сторон не проявляла  желания действительно прекратить отношения по найму, то договор считался продленным. 
 
 

Задание 2.

Под властью  домовладыки находились сын, жена, состоявшая с ним в браке с

мужней  властью и три внука от ранее  умершей дочери. Кроме того, у  него

было  два эманципированных сына, каждого  из которых при эманципации

домовладыка наделил участком земли.

Определите  круг наследников по закону по цивильному праву и по

преторскому эдикту. Определите размер доли каждого  из наследников. 
 

Наследование по закону  

Наследование  по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недействительности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его по закону являлось окончательное выяснение вопроса о том, что наследование по завещанию не на ступит. Поэтому наследование по закону не открывалось, пока призванный по завещанию наследник не решал, примет ли он на следство или нет. Когда выяснялось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывался ближайший наследник по закону, которым считается тот, кто оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников по закону в момент открытия наследства. 

Если  ближайший наследник по закону не примет наследства, то наследство открывалось следующему за ним по порядку наследнику по закону. Порядок, в котором должны призываться наследники по закону, был различен в разные эпохи развития римского права. Это связано с общим постепенным перестроением семьи и родства, с постепенной эволюцией от старого агнатического принципа к когнатическому.

Основными принципами наследования по закону в  римском праве были, следующие: ближайшая  степень родства полностью устраняет  от наследства отдаленную, деление  наследственной массы главным образом  происходит по так называемым степеням и линиям, а внутри степени и линии в равных долях в зависимости от числа наследников одного уровня или степени; последнее обстоятельство сформировало особое право представления в наследовании по закону — право наследовать долю, пришедшуюся бы твоему родителю, если бы он был жив; право представления при наследовании по закону распространялось также ad infinitum. 

Наследование  по цивильному праву (Законам XII таблиц).

 В  Древнем Риме порядок наследования  по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы XII таблиц определили порядок наследова ния следующим образом: «si intestate moritur moritur cui sum heres nee ascit, agnatus proximus familiam habeto. si agnatus nee escit, gentilies familiam habendo» — «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода» (Законы XII таблиц, 5-я таблица). 

Таким образом, наследование по закону осуществлялось согласно степеням родства: 

1-я очередь  наследования по закону — подвластные,  жившие вместе с главой семьи,  которые в момент его смерти  из лиц, находящихся в «чужой»  власти становились правоспособными  лицами (дети, внуки от умерших детей и т. п.); 

2-я очередь  (при отсутствии первой очереди)  — ближайшие агнатские родственники; 

3-я очередь  — члены одного с наследодателем  рода (gentiles). Непринятие наследства  самой первой из имеющихся  очередью сразу делало наследство «лежачим» (при отказе от наследства 1-й очереди 2-я не получала ничего). 

  Решение

 Согласно  наследованию по закону по  цивильному праву я определила  круг наследников: жена, сын, внуки  от ранее умершей дочери и  два эманципированных сына. Жена, сын, умершая дочь, два эманципрированных сына делят наследство поровну, получив по одной пятой части наследства. Одна пятая часть наследства умершей дочери наследуется тремя внуками и делиться ими поровну между собой, т.е. они получают по одной пятнадцатой части наследства. 

Информация о работе Контрольная работа по «Римское частное право»