История создания и становления советской милиции в 1917-1920 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса становления и организации органов милиции, их юридическое закрепление и регулирование.
Объектом исследования является совокупность государственно-правовых явлений, определявших практику организации и развития органов советской милиции на территории страны.

Содержание работы

1) Введение ……………………………………………………………………….3
2) Создание пролетарской милиции как начальный этап становления советской милиции (февраль-октябрь 1917 года)…………………………4
1. Предпосылки образования………………………………………………..4
2. Процесс слома «народной» милиции Временного правительства…….5
3. Виды формирований трудящихся, милиция в Кронштадте……………..6
3) Реорганизация милиции в штатный государственный орган (октябрь 1917-октябрь 1918)……………………………………………………………………...8
1. Предпосылки реорганизации……………………………………………..8
2. НРКО и ее дальнейшее реформирование в советскую милицию………9
3. Уголовный розыск…………………………………………………………14
4) Завершение организационно становления милиции в годы гражданской войны и иностранной интервенции (октябрь 1918-июнь 1920)……………... 16
1. Мобилизация милиции……………………………………………………...16
2. Организация железнодорожной милиции…………………………………18
3. Организация речной милиции……………………………………………...20
4. Организация промышленной милиции……………………………………21
5. Постепенное развитие советской милиции………………………………..22
5) Положение о Рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 года……....25
1. Общие положения…………………………………………………………..25
2. Уездная и городская милиция……………………………………………...27
3. Железнодорожная милиция………………………………………………...27
4. Водная (речная и морская) милиция……………………………………….28
6) Заключение……………………………………………………………………29
7) Список используемой литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

убогая фигня.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

В феврале выходит постановление, в котором говорилось о том, что работникам СМ предоставляются отсрочки от призыва на 2 месяца, но с таким расчетом, чтобы ими пользовались не более 50% призываемых. В тех же случаях, когда по истечении двух месяцев из-за местных условий не предоставляется возможность призвать всех пользовавшихся отсрочками милиционеров, то по постановлению Губисполкома, отсрочки могут быть продолжены еще на 4 месяца 50% пользовавшихся отсрочками. Но по истечении 6 месяцев после начала мобилизации никто из милиционеров воспользоваться ими не может.  

3 апреля издается декрет СНК «О Советской Рабоче-Крестьянской Милиции». Согласно ему командный состав милиции, агенты уголовного розыска и милиционеры, подлежащие призыву, остаются на своих местах и считаются прикомандированными к Отделам Управления исполкомов Советов, куда входили подотделы милиции. НКВД была обязана 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава постоянно держать в действующей армии. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному искусству, при котором необходимо было руководствоваться уставами и постановлениями, принятыми для Красной Армии. Части милиции, находившиеся в районах боевых действий, по соглашения реввоенсоветов армий и фронтов с местными исполкомами, могли привлекаться к участию в боевых действиях (переходя при этом в подчинение военных начальников). По миновании надобности в их службе, части милиции, по постановлению призывающего их РВС Армии и Фронта, немедленно возвращаются к исполнению своих обязанностей. Содержание всех видов милиции принималось на государственный счет.

15 апреля 1919 года НКВД  направляет на места циркуляр  о практической реализации декрета. Циркуляр состоял из следующих  руководящих указаний и разъяснений:

- в ряды милиции необходимо  привлекать сознательных рабочих, крестьян, бывших солдат и красноармейцев, которые должны быть грамотными  и дисциплинированными;

- среди милиционеров следовало  организовать ячейки коммунистов;

- содержание милиции перейдет  целиком на госсчет лишь с 1 апреля 1919 года, местные средства, ассигнованные  милиции, возвращаться не будут;

- необходимо было провести  учет сотрудников, подлежащих призыву  в армию;

- к обучению военному  делу следовало приступить как  можно быстрее;

- довольствие по тыловой  норме полагалось лишь милиционерам, агентам УР и командному составу, канцелярские и другие служащие данным пайком не пользовались;

- обмундирование за госсчет  получали только милиционеры  и командный состав милиции.

Правовое закрепление порядка участия милиции в военных действиях освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся ранее. В ноябре 1919 года, когда была объявлена партийная мобилизация для борьбы против Деникина и Юденича, ЦК РКП (б) принял постановление, в котором указывалось, что милиционеры-коммунисты от первоначальной партийной мобилизации освобождаются. 

 

2.Организация  железнодорожной милиции.

От четкой работы транспорта в военное время зависели своевременное получение сырья, выпуск военной продукции, доставка ее в районы боевых действий. Вначале обеспечение общественного порядка на таких объектах (в том числе в портах, складах) обеспечивались силами Наркомата путей сообщения и Главного управления водного транспорта. Но уже в феврале 1919 года на заседании Коллегии НКВД был поднят вопрос об организации железнодорожной милиции.

На этом заседании Главмилицией был внесен проект декрета в окончательной редакции об организации данного вида милиции, выработанный Межведомственной комиссией. В его основу был положен принцип единства управления, и именно с этой целью общее административного и хозяйственное руководство переходило в ведение и распоряжение НКВД. Так же переходила организация и руководство уголовно-розыскным делом на железных дорогах. В течение месячного срока после опубликования данного декрета все существовавшие охранные учреждения должны были быть ликвидированы. 23 февраля 1919 года этот проект был принят ЦИКом в форме «положения о Рабоче-Крестьянской железнодорожной милиции». Опубликован он был как Декрет «об организации железнодорожной милиции и охраны». Общее административное хозяйственное политическое руководство такой милицией и уголовным розыском возлагалось на НКВД, который осуществлял его через губернские и уездные отделы исполкомов. Ревизии, проверки, контроль над деятельностью ЖД милиции осуществляли Главмилиция в центре и Подотделы милиции на местах. Но внешняя охрана путей от порчи (а так же внутренняя и внешняя, если данный участок дороги находится в зоне военных действий) возлагалась на комиссариат по военным делам. Вмешиваться в административно-техническое управление милиционеры, агенты УР и др. «охранники» не имели права.

24 февраля весь аппарат  УР, в полосе отчуждения и на  станциях железных дорог РСФСР  переходит в ведение НКВД.  Позже выходит циркуляр, устанавливающий основные положения, на основании которых ЖД учреждения УР передаются в ведение Губисполкомов и находятся в подчинении Губотделения УР на одинаковых основаниях с другими учреждениями розыска. Все дела передавались ближайшим отделениям УР. Полосы отчуждения для работы агентов уголовного розыска теперь не существовало, а агент, в основном работающий на ЖД станциях, мог производить розыск и в прилегающих к ней местностях. На каждой станции постоянно дежурили 1 или 2 агента УР, направляемых от отделения, в район деятельности которого входит эта станция. При каждом отделении образовывался «железнодорожный Стол», ведавший исключительно делами ЖД станций. Агенты УР на ЖД имели право беспрепятственно производить розыск по всей линии дороги без регистрации, вне этой полосы или на другой линии он обязан был для начала зарегистрироваться в ближайшем отделении УР или учреждения милиции.

26 февраля определена  схема организации железнодорожной  милиции на 4х уровнях.

  1. Отдел железнодорожной милиции при ГУ СРКМ. Являлся руководящим органом всей этой милиции. Отдел имел свою канцелярию, во главе его стоял заведующий, состоявший членом коллегии при ГУ СРКМ. Могли быть организованы специальные отделения, заведующие которых могли составить коллегию отдела. Уголовно-розыскная часть находилась при Центророзыске, как его специальное отделение, но заведующий им отчитывался заведующему Отделом ЖД милиции.
  2. Губернские отделы ЖД милиции. Находились в основном в губернских городах, в исключительных случаях – на крупнейшей станции в губернии. Во главе стоял заведующий, избираемый губисполкомом и утверждаемый ГУ милиции. Отдел имел канцелярию. УР часть находилась при Губернском уголовно-розыскном отделении, но заведующий им отчитывался завгуботделом ЖД милиции.
  3. Уездные отделы ЖД милиции. Находились на крупнейшей, желательно узловой, станции в пределах губернии. Если же уездный город сам по себе являлся крупнейшей станцией, то отдел находился в нем. Имели канцелярию. УР часть находилась при Уездном УР отделении, если его нет – при Отделе учреждался УР стол, работающий под руководством завотделом.
  4. Участковая ЖД милиция. Участковый начальник находился на крупнейшей станции своего участка, имел при себе небольшую канцелярию. На каждой станции в пределах участка находился старший милиционер с некоторым количеством младших, на полустанках и разъездах – милиционеры.

 

 3.Организация речной милиции.

Значительный вес водных путей в стране требовал создания специальной водной милиции.

Вопрос о судоходной охране обсуждался в коллегии НКВД 16 апреля 1919 года. В ее основу было решено проводить принципы необходимости единства охраны и, позже, ее милитаризации.  Практическое строительство речной милиции началось после утверждения ВЦИК Положения о речной советской рабоче-крестьянской милиции  в апреле 1919 года. Согласно нему, речная милиция организовывалась «для поддержания порядка и охраны безопасности граждан на водных путях сообщения, в целях охраны водных путей и сооружений (пристаней, набережных, бичевников и т.п.), а также судов, складов, бунтов, ссыпок, элеваторов, равно для содействия службам судоходного и технического надзора, для охраны продовольственных грузов Компрода, для борьбы со спекуляцией, преступлениями уголовного характера и т.д.»9. Находилась в ведении НКВД, при Главном управлении милиции создавался отдел речной милиции. В каждой губернии и уезде, где имелись какие-либо из перечисленных выше объектов, организовывались отделы речной милиции.

Такую милицию составляли:

  • Заведующий отделом речной милиции при ГУ СРКМ НКВД;
  • Заведующий губернским отделом речной милиции;
  • Районный начальники речной милиции;
  • Старшие милиционеры;
  • Младшие милиционеры.

При губернских и уездных отделениях УР организовывались уголовно-розыскные столы речной милиции.

На должности Советской речной милиции не могли быть назначены лица:

  • Состоявшие под следствием и судом;
  • Лишенные и ограниченные в правах по решению суда;
  • Прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
  • Живущие на нетрудовой доход;
  • Служители культов;
  • Сотрудники бывшей полиции, члены царского дома;
  • Недееспособные.

На высшие чины назначались лица с соответствующей подготовкой, имеющие рекомендации социалистических партий, стоящих на платформе советской власти, профессиональных союзов и местных Советов. При приеме каждый давал расписку (аналогичную расписке из Декрета от 5 июня 1918 года).

Речная милиция несла такие же обязанности, как и обычная, и свои специальные обязанности. К ним относились:

  • Борьба с кражами на пристанях, набережных, судах;
  • Борьба с хищением имущества Главвода и Компрода;
  • Борьба с продовольственной спекуляцией;
  • Надзор за судами и охрана их;
  • Оповещение населения о разливах, паводках и проч.;
  • Принятие мер при тушении пожаров на судах, набережных и т.д.;
  • Вызов войск в случаях, предусмотренных инструкциями;
  • Препровождение арестованных к месту заключения.

Организация речной милиции почти не отличалась от организации «обычной» милиции. Но уже 10 мая 1919 года вышел циркуляр, в котором сообщалось о том, что требуется приостановить организацию речной милиции.

4.Создание промышленной милиции.

Существовавшая на предприятиях, фабриках, заводах местная охрана была малочисленной и слабоорганизованной. Поэтому СНК решило возложить обязанность по охране социалистической собственности на наркомат внутренних дел, отметив при этом целесообразность формирования промышленной милиции.  Как указывалось в докладе Главмилиции, «создание государственного аппарата охраны экономического достояния РСФСР было не только следствием теоретических выводов о необходимости для государства взять в свои руки охрану национализированных фабрик, заводов, природных богатств, сколько практическим выходом из этого положения, в котором оказались экономические блага республики – леса, рудники, промышленные предприятия и т.п. Будучи неохраняемы или в лучшем случае слабо охраняемы, они подвергались постоянным и настойчивым покушениям разных преступных элементов»10.

Осенью 1919 года НКВД принял решение немедленно организовать промышленную милицию в результате обследования существовавшей на предприятиях охраны. 3 марта 1919 года в составе ГУ милиции был образован отдел,  в губернских управлениях отделения, а в уездах – подразделения промышленной милиции.

 

5.Постепенное  развитие органов милиции.

  • Укрепление связей с ВЧК

Для повышения эффективности борьбы с преступлениями, контрреволюцией, спекуляцией, бандитизмом правительством были проведены меры по объединению сил Всероссийской чрезвычайной комиссии и милиции. Третья Всероссийская конференция ЧК 3 июня 1919 года приняла резолюцию «О взаимоотношениях между местными Ч.К. и милицией», которая 4 июня была одобрена НКВД. Теперь в Коллегии местных отделов управления вводился в качестве члена председатель ЧК. В целях укрепления аппарата уголовного розыска туда вливаются как можно больше испытанных сотрудников чрезвычайных комиссий. Там, где во главе милиции не стоит надежных руководителей, местные ЧК выделяют своих кандидатов на управляющие должности, в том числе и на должности заведующего уголовно-розыскными отделами (отделениями). В июле 1919 года происходит частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных чрезвычайных комиссий. «Работники уголовного розыска, обслуживавшие железные дороги и водные пути, откомандировывались в распоряжение и ведение участковых транспортных чрезвычайных комиссий. При этом губернский розыск сохранял право инструктирования их по технике розыска и информации»11.

В первой половине 1919 года было проведено слияние уездных ЧК с уездными управлениями милиции. Это имело большое значение для укрепления контактов между этими двумя органами. Организационными формами такого объединения стали политические бюро при уездных начальниках милиции. Они занимались борьбой с контрреволюцией, преступлениями, спекуляцией и проч. Возглавлялся такой орган только надежными коммунистами с партийным стажем более двух лет. Такие кадры на местах подбирались с помощью местных партийных организаций.

  • Расширение сети уголовного розыска.

В феврале 1919 года Центророзыск получил право, с согласия губернских исполкомов и утверждения Главного управления милиции, открывать свои отделения в населенных пунктах, население которых составляло менее 40 тысяч человек, если по количеству преступлений там необходимо иметь число агентов, достаточное для открытия собственного отделения.

В 1919-1920 годы органы уголовного розыска фактически вели предварительное следствие по большинству уголовных дел. Это было вызвано тем, что следственны комиссии при местных Советах (учрежденные Декретом СНК о суде №2 от 12 февраля 1918 года органы предварительного следствия) не успевали расследовать все уголовные дела. Поэтому в апреле 1920 года было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Руководителя в этот орган назначал исполком Советов. В утвержденном НКВД положении о следственно-розыскной милиции подчеркивалось, что главными ее задачами являлось «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовных деяний и дальнейшее направление производимых расследований»12. Функции органа предварительного следствия милиция перестала выполнять уже в конце 1920 года.

Информация о работе История создания и становления советской милиции в 1917-1920 годах