Российско-германские отношения в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2009 в 16:04, Не определен

Описание работы

Конец ХХ века ознаменовался кардинальными политическими и экономическими изменениями, произошедшими в первую очередь в европейских государствах, среди которых центральное положение занимает Германия. Являясь третьей в мире страной по величине экономики и находясь на втором месте по объему экспорта, Германия оказывает огромное влияние не только на европейские страны, но также становится все более влиятельным политическим актором международных отношений

Файлы: 1 файл

Рос-герм отношения 21век.docx

— 166.68 Кб (Скачать файл)

      Каркас  архитектуры Европы в соответствии с Договором о Европейском  союзе составляют три опоры (pillar):

      ◙ Европейское Сообщество (European Community) - все направления политики, связанные с функционированием таможенного союза и единого внутреннего рынка, созданием и развитием экономического и валютного союза;

      ◙ общая внешняя политика и политика безопасности (common foreign and security policy, CFSP)

      ◙ сотрудничество в области юстиции и внутренних дел (cooperation in the fields of justice and home affairs).

      Основные  институты ЕС:

      Европейский Совет (1974) на уровне глав государств и правительств (собирается 2 и более раз в год): определяет общие политические ориентиры для действий Совета и Комиссии

      Совет (Совет министров) на уровне министров национальных правительств: высший законодательный орган ЕС, не имеет постоянного состава и состоит из множества профильных Советов

      Европейская Комиссия (ЕК) – исполнительный орган ЕС: члены назначаются национальными правительствами, но полностью независимы от них в своей деятельности

      Европейский Парламент - представительный орган, избираемый с 1979 года прямым всеобщим голосованием граждан государств-членов раз в 5 лет (в настоящий момент - 626 депутатов); контролирует деятельность Комиссии; 8 фракций.

      Европейский Суд: обеспечение единообразного толкования и применения законодательства ЕС.

      Счетная палата (с 1975 года): проверка всех доходов и расходов ЕС и созданных им институтов.

      Важнейшее значение в деле становления европейской  интеграции играет Маастрихтский договор, в соответствии с которым было учреждено:

      ◙ единое европейское гражданство  – все граждане государств-членов приобретают гражданство ЕС;

      ◙ политический союз – общая внешняя  политика, повышение роли европарламента;

      ◙ экономический и валютный союз (ЭВС).

      Но, например, Дания, Швеция и Англия не вошли в зону евро. Гюнтер Лейк пишет  в немецкой газете «Дер Пройсе» (№1 за 2002 г., издатель - д-р Ригольф Хенниг), что, хотя сегодня крупный капитал определяет политику почти всех стран, в Европе в последнее время наметились три политических направления. Германия, послушно выполняя команды из-за океана, выступает за слияние европейских государств в одно федеративное государство. Франция традиционно предпочитает европейский союз суверенных государств, Англия же представляет себе единую Европу в виде некоего подобия Британского Содружества наций. Все три страны, полагает Г. Лейк, будут отстаивать свою точку зрения до конца.

      «Восточная  политика» Европейского Союза всегда была в особой степени делом Германии. В 1994 г. с началом расширения ЕС на Восток эта политика вступила в новую стадию. Тогда ЕС в рамках своей политики на ассоциирование приступил, с одной стороны, к подписанию так называемых «Европейских соглашений» с теми государствами Центральной и Восточной Европы, которые могли рассчитывать на вступление в Союз (первыми были Польша и Венгрия). Однако почти одновременно с этим ЕС заключил соглашения о партнерстве и сотрудничестве и с Россией, а позднее также с большинством других государств СНГ.

      Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве направлено не только на экономическую интеграцию, но и на политическое сотрудничество. Оно служит основой для регулярных политических контактов между ЕС и Россией на высшем уровне и закрепляет в качестве ядра взаимоотношений общие ценности, такие, как уважение прав человека и демократический процесс. Пути дальнейшего развития отношений между ЕС и Россией определяет Совместная стратегия ЕС в отношении России, принятая в июне 1999 г. в Кельне на заседании Европейского совета под Председательством Германии. К важнейшим темам двусторонних отношений относятся европейская политика в области безопасности и обороны, вопросы энергоносителей и энергообеспечения, а также диалог о последствиях предстоящего расширения Европейского Союза на Восток для России в целом. Особое внимание уделяется при этом Калининградской области, которая после вступления в ЕС Польши и Литвы со всех сторон окружена территорией Европейского Союза. Как известно, по вопросу о транзитном сообщении между Калининградом и остальной частью России достигнуто уже много договоренностей, однако полностью решить эту проблема пока не удалось.

ГЛАВА 2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПЛАТФОРМЫ ГЕРМАНИИ И РОССИИ: УНИВЕРСАЛЬНОЕ  И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ

2.1.Геополитическая  доктрина Германии

 

      Учитывая, что большинство экспертов рассматривают  Германию в качестве консолидирующего ядра новой Европы, нам представляется важным исследование геополитической доктрины этого государства и прогнозирование в этом контексте перспектив развития российско-германских отношений в ХХI веке.

      В советский период развитие геополитической  науки в России и Германии, потерпевшей  поражение во Второй мировой войне  было серьезно затруднено: геополитика  как часть официальной идеологии  Третьего рейха относилась к идеологическим инструментам тоталитарной государственной  машины. Усилия немецких геополитиков были направлены главным образом  на собственную реабилитацию, и отчасти на восстановление доброго имени геополитики и превращение ее вновь в академическую науку. Одним из самых видных геополитиков того времени К. Хаусхофером была даже написана работа «Аппология немецкой геополитики» обосновывающая важность применения геополитики для выработки внешнеполитической стратегии. Если первый этап возрождения немецкой геополитики после Второй мировой войны, вплоть до образования ГДР в 1949 году был связан с отмежеванием от нацизма и проамериканской ориентацией (немало американских стратегов таких как Николас Спикмен, Эдмунд Уолш, Р. Страус- Хюпе и др. взяли разработки немецких геополитиков за основу послевоенных американских теорий), то в конце 40-х начале 50 - х гг. ХХ века интерес немецких ученых сосредоточился в основном на перспективах политического развития Германии. Ее дальнейшая судьба ставилась многими в зависимость от географического положения страны в центре континента. Формированием геополитической концепции занимались такие видные ученые политики как Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, X. Маккиндер, К. Шмидт, Г. Риттер, Ф. Фрид, и др. Большой интерес представляют работы немецкого юриста и политолога К. Шмидта «Номос Земли», «Земля и Море», в которых проводится обоснование создания современного Большого пространства Германии, с воплощением основных принципов и основ немецкой геополитики.

      Большой интерес представляют также работы И. Ф. Максимычева, А.С.Панарина, К.Э.Сорокина и Ю.В.Тихонравова, В.Шевардина. Проблемы отношений Германии со странами Восточной Европы и России в контексте расширения ЕС нашли отражение в трудах Ю.А.Вяткина, X. Тиммермана, Г. Шмидта и других ученых.

      Ю.В.Тихонравов, в частности, провел детальный анализ всей геополитики как науки, зародившейся в Европе, сделав важную и естественную привязку значения современных геополитических течений для России.

      Анализируя  развитие немецкой геополитики XX века, можно выделить как минимум два  этапа:

      Первый  этап вплоть до образования ГДР в  1949 г. характеризуется стремлением всячески отмежеваться от нацизма, частью официальной идеологии которого была геополитика. Здесь же выделяется еще одна особенность этого этапа - проамериканская ориентация. Причем, если вторая особенность данного периода через некоторое время претерпела существенное изменение, то стремление немецких геополитиков доказать непричастность к своим предшественникам продолжает и сейчас снимать центральное положение во многих геополитических теориях.

      Второй  этап - с начала 50 гг. ХХ века являлся  периодом организационного оформления, отхода от проамериканской ориентации и поисков своих собственных путей. Исходным пунктом данного периода можно считать выход в свет в 1951 году книги А. Хаусхофера (сына основоположника немецкой геополитики К. Хаусхофера) «Всеобщая политическая география и геополитика». А. Хаусхофер вводит новый фактор детерминации внешней политики - человека, его пространственное окружение, его психологию. Идеи, высказанные А. Хаусхофером, легли в основу одного из главных направлений современной геополитики -геосоциологии, важным принципом которой является международное право.

      Известный немецкий политолог, философ К.Шмитт (1888-1985 гг.), разрабатывая свою концепцию международного права Больших пространств, подвергает сокрушительной критике политическую идеологию американского экспансионизма, американскую систему международных отношений и геополитические цели установления мирового господства, заложенные в доктрине Монро и ее дополнениях. Он показывает, что идея «универсализма» президента Вильсона (до, во время и после Первой мировой войны) является, в сущности, идеологией отождествления американских национальных интересов, американского экспансионизма, а также принципов доктрины Монро с универсальными интересами человечества. В американском «универсализме», являющемся, по существу, глобальным вариантом доктрины Монро, К. Шмитт усматривает угрозу миру и Европе.

      Рассматривая  сложившуюся политическую реальность после Первой мировой войны, ученый пришел к выводу, что Германии надлежит не только создать свое собственное «большое пространство», но также и обосновать характер международного права будущего как результат взаимоотношений между различными «большими пространствами». Тем самым решительно отвергались псевдоуниверсалистические претензии Соединенных Штатов Америки.

      Большинство исследователей сходятся во мнении, что  Германия (Приложение 2) - государство в силу своего расположения, размеров и экономической мощи несет особую ответственность за Европу. Так, к примеру, какую роль может или должна взять на себя Германия, самая сильная страна Европы, в рамках европейской архитектуры безопасности? Роль ведущей и направляющей силы? Положительный ответ на этот вопрос означал бы забвение истории Германии. Именно история - наряду с размерами, расположением и экономической мощью - представляет собой решающий фактор при определении той роли и позиции, которую Германия может взять на себя в Европе.

      Однако, воля к созданию геополитически определенной Европы, помимо Германии, находит сегодня  свое наибольшее выражение во Франции. Построение Европы может стать успешным только в случае единения Франции  и Германии в решении этой задачи, и только при этом условии может  функционировать архитектура европейской безопасности. Поэтому Германия должна поделиться с Францией своей ведущей ролью, и она должна также предоставить своему западному соседу прежде всего возможность доминирования в военной сфере. Если германо-французский союз, а возможно, даже и германо-франко-польская ось окажутся в этом смысле удавшимися, то можно будет говорить о начале настоящей европейской архитектуры безопасности.

2.2.Геополитическая  ось «Россия-Германия»

 

      По  численности населения Россия и  Германия - два самых крупных государства в Европе. Соответствующий вес и значение имеют их двусторонние отношения. Сегодня, оставив позади эпоху кровавых конфликтов и политического противостояния, они встречаются как равноправные партнеры в срастающейся воедино Европе. Исходным пунктом этого коренного поворота в двусторонних отношениях является совместный вклад обеих стран в бескровное завершение противостояния между Востоком и Западом в 1989 -1990 гг. В Германии никогда не забудут, что тогдашнее руководство Советского Союза во главе с Михаилом Горбачевым не только не воспрепятствовало объединению Германии, но способствовало ему.

      С тех пор - несмотря на различие позиций  и интересов по отдельным вопросам - существует принципиальное совпадение взглядов по широкому спектру целевых установок обоих государств в области политики, экономики и культуры. Германия и Россия считают себя приверженцами общих фундаментальных ценностей и принципов. Обе ратуют за безопасность и стабильность в единой Европе, за экономическое развитие в условиях рынка, за свободу и благосостояние своих народов, а также за интенсивный культурный обмен. Хотя на сегодняшний день рамки развития германо-российских отношений определяются преимущественно многосторонними организациями и механизмами, но тем не менее эти отношения сохраняют во многом свой неповторимый, исторически обусловленный двусторонний характер.

      Россия  является одной из немногих стран, с  которыми Федеральное правительство регулярно проводит так называемые «межправительственные консультации», то есть встречи важнейших министров под совместным председательством Федерального канцлера Германии и Президента Российской Федерации. На одной из них (весной 2002 г. в Веймаре) предметом обсуждения выступал весь спектр двусторонних отношений - политика, экономика, культура. Одновременно с этим проходил второй «Петербургский диалог», идея проведения которого восходит к инициативе Федерального канцлера Шредера и Президента Путина. Первый «Петербургский диалог» состоялся весной 2001 года в Санкт-Петербурге. Этот форум должен превратиться в регулярные неофициальные встречи парламентариев, публицистов, представителей неправительственных организаций для обмена мнениями по вопросам германо-российских отношений.

      Однако  двусторонние отношения, разумеется, не ограничиваются лишь межправительственными  связями. С давних пор существуют тесные контакты между Германским Бундестагом  и Государственной Думой, прежде всего между Германо-российской парламентской группой во главе  с ее Председателем проф. Хорнхузом  и Российско-германской межфракционной парламентской группой, руководимой  депутатом Госдумы Олегом Морозовым. Помимо этого, в рамках Международного парламентского практикума Германского  Бундестага десять молодых выпускников российских вузов ежегодно получают возможность в ходе шестимесячной стажировки ознакомиться с работой Бундестага и его депутатов. Кроме того, систематически поддерживаются связи между Бундесратом и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Во время визита тогдашнего Президента Бундесрата проф. Курта Биденкопфа в Москву в сентябре 2000 г. стороны договорились о создании групп дружбы; в июне 2002г. в Санкт-Петербурге состоялась их третья встреча.

Информация о работе Российско-германские отношения в 21 веке