Категория пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2009 в 22:16, Не определен

Описание работы

Описывается категория пространства, его реализация в различных сферах употребления

Файлы: 1 файл

КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА, ЕЕ ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Пространство - одна из основных категорий бытия, форма  существования материи, отражающая протяженность и расположение предметов  в мировом континууме и их положение  относительно друг друга. 

“Пространство и время - всеобщие формы существования  материи; пространство - форма сосуществования  материальных объектов и процессов /характеризует структурность и  протяженность материальных систем/; время - форма последовательной смены  явлений и состояний материи /характеризует длительность их бытия/. Пространство и время имеют объективный характер, неотделимы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с другом, обладают количественной и качественной бесконечностью. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности.” [Советский энциклопедический словарь, с. 1067].

Проблемами изучения пространства и времени человеческая мысль занята еще с древних времен. Все древние мыслители и философы пытались осмыслить и объяснить эти кардинальные для человеческого бытия категории.

Многие из основных свойств пространства и времени  комментируются в научных трудах и учебниках по философии, где указывается, что пространство есть форма координации сосуществующих объектов и состояний материи. Пространственность заключается в том, что объекты расположены вне друг друга /рядом, сбоку, внизу, внутри, сзади и т.д./ и находятся на определенном расстоянии друг от друга. Порядок сосуществования этих объектов и разновидности их локализации образуют структуру пространства. Пространство и время неразрывно связаны между собой и обладают следующими свойствами: они неотделимы от своего материального носителя; они объективны; универсальны; противоречивы /конечны и бесконечны, абсолютны и относительны, прерывны и непрерывны/.

Обе категории, определяемые в философии как  основные атрибуты материи и основные формы бытия имеют достаточно сложный и абстрактный характер. Над их определением и объяснением трудились и трудятся поколения философов, математиков, физиков, географов, астрономов, а также специалистов по изучению Космоса и Вселенной. Развитие науки все время вносит коррективы в объяснении их сущности и разновидностей. Вряд ли на современном этапе развития научной мысли можно сказать, что человечество окончательно постигло суть и познало все возможные разновидности этих сложных явлений. Так, А. М. Мостепаненко комментирует трудность определения сущности этих категорий следующим образом: “Все реальные объекты существуют в пространстве и времени. Опыт показывает, что с удалением из пространства многих объектов пространство не исчезает и время не перестает течь. Такая ситуация приводит к мысли о “пустых” пространстве и времени, независимых от объектов. Но допущение такой мысли связано с допущением странного типа реальности, отличной от реальности телесных объектов: реальности - ничто, которая несмотря на небытие, существует и необходима для помещения в ней телесных объектов, обычной реальности” [Мостепаненко 1969, с.36-37]. Споры об объективности и субъективности пространства и времени с развитием науки не прекращаются, так как непрерывно расширяющиеся познания о свойствах материи, о космосе и вселенной вносят все новые и новые уточнения и детали в понимании их сущности. Ученые категоричны, однако, в том, что обе категории образуют неразрывное единство - все пространственные формы существуют и развиваются во времени.

Как справедливо  отмечает В. Г. Гак, из двух основных свойств движущейся материи - пространство и время - пространство легче воспринимается человеком - для того, чтобы постичь пространство, достаточно открыть глаза, повернуть голову, протянуть руки и т.п. Оно организуется вокруг человека, ставящего себя в центр макро- и микрокосмоса. Это одна из первых реалий бытия, которая воспринимается и дифференцируется человеком... [Гак 1998, с.670]. Первые предметы, с которыми сталкивается человек еще в раннем детстве - игрушки, мебель, комната, дом и др., дают ему и первые пространственные представления о форме, размере и взаимном расположении объектов в окружающем его пространстве. Кроме этой первой, утилитарно-бытовой формы существования пространства, в своем развитии человек постепенно постигает и другие ипостаси этой сложной категории.

Исторически одна из первых ипостасей пространства, осознанная человеком, наряду с утилитарно-бытовой, - это географическое пространство. Чтобы организовать свое существование, человечество в первую очередь должно было узнать и осмыслить пространство своего обитания, сорентироваться в нем, изучить его и измерить для своих практических целей. История всех древних цивилизаций показывает, какую существенную роль в их развитии играла среда обитания, территория, которую занимало то или иное государство, ее топологические и размерные характеристики. Первые реалии бытия, с которыми сталкивался человек, наряду с предметами быта, в своей повседневной жизни - это были участки окружающего его ландшафта: поля, равнины, горы, леса, долины, реки, озера и др., где он селился и которые постепенно узнавал и использовал, расширяя все более освоенные им территории.

История человеческой цивилизации показывает, как формировались  знания человечества о территории земли  и об окружающем пространстве в зависимости  от характерного для каждого народа образа жизни - оседлого или кочевого.

Для оседлых  народов среда обитания сводилась  к сравнительно небольшому участку  земли, где находились жилища, поселения, поля и угодия людей. Эта часть  древнего человечества, занимающаяся исключительно земледелием, была полностью зависима от “пространства своего обитания, обычно ограниченного близким горизонтом, за которым лежал чужой и враждебный мир” [Моро-Дефарж].

Кочевые народы воспринимали пространство иначе. Для  кочевника пространство было бесконечно. Он его завоевывал и опустошал, чтобы тут же отправиться на поиски новой добычи ... На определенном этапе история человечества была историей борьбы между оседлыми и кочевыми народами. Кочевники создавали обширнейшие империи, примером которых может служить степная империя от Европы до Китая, однако эти империи рассыпались так же легко, как пыль на ветру [Моро-Дефарж].

Не подлежит сомнению, что познание и обживание  пространства каждым отдельным народом, играет весьма важную роль в формировании его национального менталитета. Ученые неоднократно подчеркивали, что в основе познания мира человеком лежат именно пространственные восприятия и значения, на базе которых развилось в дальнейшем и осознание других типов связей и зависимостей предметов окружающей человека действительности. ”Одна из наиболее фундаментальных областей в познании мира - категоризация пространства” [Кубрякова 1997, с 22]. Постепенное осмысление своего места в физическом мире, измерение и изучение различных параметров пространства, позволили человеку максимально адаптироваться к окружающей его среде и организовать свою биологическую и социальную жизнь.

Пространственные  представления человека постепенно эволюировали от наивно-бытового, наглядного, архаического, восприятия пространственных форм и отношений к более умозрительному, абстрактному и научному его объяснению.

Е. С. Кубрякова считает, что в сознании архаического человека пространство воспринималось как “обобщенное представление о целостном образовании между небом и землей /целостность/, которое наблюдаемо, видимо и осязаемо /имеет чувственную основу/, частью которого себя ощущает сам человек и внутри которого он относительно свободно перемещается или же перемещает подчиненные ему объекты; это расстилающаяся во все стороны протяженность, сквозь которую скользит его взгляд /про-стан-ство/ и которая доступна ему при панорамном охвате в виде поля зрения при ее обозрении и разглядывании [Кубрякова 1997, с. 26].

Реконструкция архаического понимания пространства изложена и в нескольких основополагающих трудах В. Н. Топорова. Все современные исследования по изучению и описанию концептуализации пространства базируются на выведенные В. Н. Топоровым специфические характеристики мифопоэтического восприятия пространства. Он отмечает, что для архаической модели мира пространство имело исключительно важное значение, несмотря на то, что на раннем этапе развития языков еще не существовало одного общего понятия для названия этой сущности. В.Н. Топоров отмечает следующие свойства мифопоэтического восприятия пространства:

      · Неразрывность  пространства/времени. Любое полноценное  понимание пространства предполагает определение “здесь - теперь”.”...Для  первобытного или архаичного сознания всякая попытка определения значимости пространства вне соотнесения с данним отрезком /или точкой/ времени...принципиально неполна и тем самым лишена статуса истинности и сакральности” и еще “ В мифопоэтическом пространстве время сгущается и становится формой пространства /оно “спациализируется” и тем самым как бы выводится вовне, откладывается, экстенсифицируется/, его новым /”четвертым”/ измерением.

      · Пространство-время  не предшествует вещам, заполняющим  его, не существует независимо от них, а конституируется ими. “Мифопоэтическое пространство всегда заполнено и  всегда вещно; вне вещей оно не существует”.

      · Кроме  пространства, существует еще и не-пространство, Хаос, от которого отделяется и развертывается вовне пространство. Пространство возникает  в центре, в Космосе, на периферии  находится Хаос.

      · Пространство организуется, собирается, сплачивается различными элементами: “первотворцом, богами, людьми, животными, растениями, элементами сакральной топографии, сакрализованными и мифологизованными объектами из сферы культуры и т.д.” Через мир вещей и через человека пространство собирается как иерархизованная структура. Для этой эпохи вместо непрерывности и сплошной протяженности гомогенного пространства реконструируется представление о разнородном, “корпускулообразном” пространстве с разной ценностью /значимостью/ различных его частей.

      · В мифах  встречается идея о происхождении  частей космического или земного  пространства из членов тела Первочеловека. В мифопоэтическом сознании для  описания пространства использовался  антропоморфный код, своеобразное “очеловечивание” вселенского пространства через его связь с частями человеческого тела / подножье горы, горный хребет, устье реки, глава горы, горловина и т.д., а также понятия правое/левое, верх/низ и др. [Топоров 1983, с. 232 - 245].

Развитие человеческого  познания постепенно привело людей от наглядно-чувственного восприятия пространства к более абстрактному и умозрительному представлению. Появилось обобщающее понятие пространства, представление об его непрерывности/прерывности, абсолютном или относительном характере, конечности/бесконечности, протяжности, трехмерности, размерности, геометрической и топологической разновидности, стали различать геометрическое, физическое, географическое, космическое и т.д. пространства.

Как было сказано  выше, географическое осмысление и  представление пространства началось еще в древности, когда были созданы первые географические описания, карты и атласы - сначала отдельных участков Земли, а потом и целостные описания суши и воды.

Первоначальные  пространственные представления древних  цивилизаций, как свидетельствует история, охватывали только ту часть земной суши и морей, которая была освоена и изучена древними греками, египтянами и арабами. Одна из первых географических карт Эратосфена, относящаяся к 220 году до нашей эры изображала только бассейны Средиземного и Черного моря и Персидского залива. С течением времени количество освоенного человеком пространства увеличивалось. Особенно сильно расширились пространственные представления человечества после великих географических открытий, путешествий Колумба, Васко да Гама, Магеллана, Марко Поло и др. “Каждой эпохе, каждой цивилизации соответствует своя география, свои взгляды на пространство и свое представление о нем” [Моро-Дефарж]. Занимаемое пространство, территория, на которой исторически обосновался тот или иной этнос, в большой мере определяет и особенности его мировосприятия и национального характера.

Влияние пространственных представлений на формирование национального  менталитета отмечается современными культурологами, философами и лингвистами.

Т.В. Цивьян, описывая лингвистические основы балканской модели мира, особо акцентирует на тот факт, что понятия “балканцы” и “балканский менталитет” во многом обусловлены особой пространственно-временной характеристикой Балкан. Балканское пространство своими географическими координатами, особенностями рельефа и природы формирует у народов, населяющих его особое мировидение. Полуостровный характер Балкан, небольшая по размерам территория, тот факт, что полуостров омывается семью морями, наличие высоких гор и глубоких долин порождают специфическую трактовку пространственных оппозиций. “Расчленение-разъединение и связь-соединение, разбросанность на море и компактность-собранность на материке, горизонтальность и вертикальность, ровность и неровность, внутренняя ориентация и внешняя ориентация, центр и периферия, открытость и закрытость - вот что определяет балканское пространство и чего “не могут игнорировать люди этого пространства, которые... вынуждены относиться к этим категориям в их антитетическом раздвоении...как к сути своего существования, к жизненной теме” /Топоров/. Предложение рассматривать балканское пространство как матрицу, в соответствии с которой “штампуется человеческая жизнь”, заставляет сделать вывод, что “балканский” модус жизни в течение тысячелетий определялся структурой этой матрицы /но и не только ею/” [Цивьян 1990, с. 72].

Г. Гачев в своих трудах по культурологии тоже уделяет значительное место влиянию географических и геополитических факторов на формирование национального менталитета различных народов.

“Природа, среди  которой народ вырастает и  совершает свою историю, есть первое и оче-видное, что определяет лицо национальной целостности. Она - фактор постоянно действующий. Тело земли: лес /и какой/, горы, море, пустыни, степи, тундра, вечная мерзлота или джунгли; климат умеренный или подверженный катастрофическим изломам /.../, животный мир, растительность - все это предопределяет и последующий род труда и быта /.../ и модель мира... [Гачев 1994, с. 63]. В трудах Г. Гачева содержатся интересные заключения о роли пространственных факторов в формировании особенностей национального видения и построения модели мира. Об особенностях болгарского восприятия мира он пишет следующее:

”Болгария - это  чаша на Балканах вниз и вверх дном: Чаша вниз дном - то котловины ее земель между гор... А чаша вверх дном - “там, на Балкана”, где гайдук и ветер свободы. В котловине же - земля и труд, культура и “къща” /дом/, семейство, быт../.../ “Там на Балкана” - люди воздуха, и таковые и неслись в Россию; бессемейные, недомашние потянулись на север, ветер и снег, к свободе и культуре, прочь от любви - дома, семьи.../.../ И вот призвание Болгарии - гармония между этими чашами: свой шар блюсти в своем геополитическом средостении между Турцией и Европой, между Россией и Средиземноморьем - Элладой...” [Гачев 1997, с.507].

Информация о работе Категория пространства