Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение мифа в современной культуре.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть формы мифа;
2.изучить особенности мифологического сознания;
3.рассмотреть путь от мифологического сознания к научному;
4.рассмотреть роль мифов в современной культуре;
5.рассмотреть художественную, политическую и социальную мифологию в XX веке.

Содержание работы

Введение
1.Формы мифа
2.Особенности мифологического сознания
3.От мифологического сознания к научному
4.Роль мифов в современной культуре
5. Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Введение

1.Формы мифа

2.Особенности мифологического сознания

3.От мифологического сознания к научному

4.Роль мифов в современной культуре

5. Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.

Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.  

С одной  стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл  мифа; с другой стороны, в социологической  литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов.

Целью данной работы является рассмотрение мифа в современной культуре.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1.рассмотреть  формы мифа;

2.изучить  особенности мифологического сознания;

3.рассмотреть  путь от мифологического сознания  к научному;

4.рассмотреть  роль мифов в современной культуре;

5.рассмотреть  художественную, политическую и  социальную мифологию в XX веке.

1.Формы  мифа

В зависимости  от функций и сфер влияния можно  выделить несколько форм бытования  мифа в культуре: 

1. Древний,  или архаический миф, - миф доклассового  или традиционного общества. Исследователи  сходятся на том, что древний  миф репрезентирует специфику  и характер мифологического мышления  в наиболее полной, канонической  форме. Формы архаического мифа - словесный, вещный, действенный.

2. Новый  миф, представляющий собой продукт  нового времени, практически является  переработкой древних мифов. 

3. Следующая  группа мифов выделяется на  основе функционирования в различных  сферах культуры. К ним относятся,  например, религиозные, социальные, художественные, политические мифы . 

Чтобы выяснить сущность мифа как феномена культуры, его роль на различных  этапах эволюции человеческого общества, возьмём за основу наиболее раннюю форму мифа, а именно миф архаический, встроенный в социокультурные структуры доклассового общества. 

Из всех явлений культуры миф труднее  всего поддается логическому  анализу. На первый взгляд миф представляется просто хаосом - бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен в самой  своей сути, pro логика, если только он обладает таковою, бросает вызов эмпирико-научному сознанию. Наука делит мир на отдельные сферы, проводит различия между видами, родами или семействами. В мифическом мышлении самым сильным и глубоким импульсом является чувство единства с природой. Подход примитивного человека является не аналитическим, а синтетическим. Он не делит мир на классы и подклассы, различия являются для него текучими и преодолимыми. И это не объясняется неспособностью примитивного человека уловить эмпирические различия между предметами. Он обладает большими знаниями о животных и растениях, которые часто ускользают от цивилизованного человека, рисунки палеолита поражают своей натуралистической точностью.

«Миф  возник в первобытном обществе как  интегральная форма духовного освоения мира и выступал как «нерасчлененная  идеологическая первоматерия, из которой еще не успели выделиться наука и словесность, история и сага, религия и право, философия и теология...» . Первобытный миф являлся синонимом первобытного общественного сознания, в котором не выкристаллизовались еще «формы» и «уровни» (различаемые исследователями в общественном сознании более поздних эпох) и для которого не существовало границ между объектом и субъектом, природным и социальным, рациональным и иррациональным, естественным и сверхъестественным. В своем непосредственном виде миф рождается и существует в первобытном обществе как освященная действием сверхъестественных сил история творения мира и человека. История, задающая нормы восприятия и поведения, критерии оценки и вместе с тем живая, т.е. воспроизводимая последующими поколениями через переживание мифа, через мнимое возвращение к первоистокам бытия» .

Первобытные мифы - это не просто сознание, но скорее целая культура, включающая материальную, в частности обрядовую культуру, бессознательное обобщение «на  образном уровне духовно-материального  опыта жизнедеятельности многих поколений.

Образы  мифа - ни в коем случае не аллегории. Но они также отнюдь не являются тщательно выбранным одеянием, в  которое облечена абстрактная мысль; Образность не отделима от мысли. Она представляет собой ту форму, в которой было осознано впечатление.

Иррациональный  аспект мифа станет особенно ясен, если мы вспомним, что древние не удовлетворились простым пересказом своих мифов как несущих информацию историй. Они драматизировали мифы, видя в них особую силу, эффективность которой можно было повысить декламацией. 

Святое  причастие - хорошо известный пример драматизации мифа. Другой пример можно  найти в Вавилонии. Каждый раз во время новогоднего праздника вавилоняне разыгрывали одержанную Мардухом победу над силами хаоса в первый день Нового года, когда был создан мир. На ежегодном празднике декламировался эпос о сотворении мира. Вавилоняне рассматривали свою историю сотворения мира не как удовлетворительное с рациональной точки зрения описание того, как возник мир. Древний человек не придумывал ответы, для него ответ открывался в результате его взаимоотношений с природой. Поэтому представлялось разумным, чтобы человек каждый год в решающий поворотный пункт года объявлял о знании, делимом им с природными силами с тем, чтобы в очередной раз облечь их могущественной истиной этого знания. Жизненный мир человека изначально имеет символическую природу. Механизм социализации древнего человека в немалой степени был связан с усвоением знаковых символических форм. В символах концентрируется реальность, в которой присутствует глубочайшая сущность мира . Слово – это единственный источник наших знаний о мифе, это то средство, которое помогло нам не забыть древнюю мудрость былых поколений. В мифологии имеется много сказаний, повествующих о построении космоса, о миротворении. Большинство мифов, сообщает М.И. Шахнович, возникло у разных племен и народов самостоятельно, а поэтому, разнообразно и по содержанию, и по форме. На космологические сказания сильно сказываются занятия, жизнь и быт людей, история народа становится составляющей частью мифа. У некоторых народов нет понятия о начале мира в целом, нет идеи миротворения., как, например, у коренных жителей Австралии. Они считают, что земля существовала всегда, но имела другой вид: она была покрыта водой, которая позже ушла, освободив поверхность земли. Также нет таких мифов у папуасов Новой Гвинеи и у наименее культурных племен Южной Америки. В африканских мифах небо и земля существовали издавна. Одни мифы гласят, что земля сначала была мягкой, другие – что пустынной, без воды, и пребывала в темноте. 

Народные  занятия прочно вошли в структуру  представлений о мире. Например, некоторые скотоводческие народы Сибири верят в то, что их предки создали  землю, разъезжая по небу на оленях, предания других гласят, что во время  сотворения земли белый небожитель скакал в облаках на лошади. В  старину некоторые славянские племена-земледельцы  верили, что земля образовалась в  результате деятельности бога-сеятеля: “взял бог песок и насеял всю  землю с травами и лесами”.  

Но прежде чем люди выдумали бога по своему образу и подобию, они представляли его  по образу и подобию животного, из которого образовались небо и земля.

Во многих мифах боги для создания мира пользовались трупом своего противника. В древневавилонском  сказании бог Мардук использовал  для этой цели тело чудовища Тиамат. На Руси в “Стихе о голубиной книге” сказано, что солнце красное родилось от лица божьего, светел месяц – от белой груди божьей, зори белые – от очей господних, ветры буйные – от дыхания, дождик и росы – от его слез.

Наука постепенно распутала клубок представлений, содержащихся в космологических  мифах. Она установила, что в наиболее древнейших из них демиурги - преимущественно  птицы. Объясняется это тем, что  в их образах когда-то олицетворялось небо, солнце, луна и звезды. При взгляде  вверх люди видели необъятное небо, сияющее солнце, облака, плывущие по небу, птиц, летящих ввысь.

Все, что  находилось как небо и, возможно, обозначалось одним словом, которое означало птицу. Поэтому на древнеегипетских, вавилонских, хеттских и древнесирийских памятниках солнце изображалось в виде диска с крыльями. В древнем Египте верили, что бог Солнца Ра, из которого родились небо и земля, вышел из яйца в виде птицы. Там отождествляли бога Тора с соколом, Осириса изображали с головой коршуна. В индейских мифах бог Солнца Вишну имеет постоянного спутника – птицу с золотыми крыльями, бог огня Агни часто обращается в голубя.

Задатки дуалистического мифа о птицах обнаружены уже у некоторых австралийских  племен. Оба брата – орел или  ворона, сойка или цапля, ведут  между собой ожесточенную борьбу из-за женщин. Орел с помощью колдовства создает землю, деревья, людей и  зверей, а сойка – моря, реки, озера, рыбу.

2.Особенности  мифологического  сознания.

Первой  формой мировоззрения является мифология. Человечество, на ранней стадии развития, в форме мифов и преданий пыталось дать ответы на глобальные вопросы: как  появился мир, возникла природа, животные и люди, тайны рождения и смерти. Также большое место занимают мифы о культурных достижениях людей: добывании огня, изобретения ремесел, земледелие и т.д. Как утверждал польский этнограф Б. Малиновский, «миф – это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного человека» . Миф служит для оправдания определенных общественных установлений, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.  Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический, то есть объяснение первоначала мира, происхождения природных и общественных явления сводилось к рассказу о том, кто кого породил. Как, например, в “Теогонии” Гесиода, “Илиаде” и “Одиссее” Гомера, и Книге Бытия у древних евреев. 

Главное значение мифов состоит в том, что они были нацелены на установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом  и индивидом, и таким образом  обеспечивали согласие человеческой жизни.

     Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир  непрерывный и мир целый, где  каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география  мифа дискретна, так как все события  в мире Мифа происходят в опорных  точках пространства, прочие же места  для Мифа значения не имеют. Эту особенность  мифологического сознания можно  считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура. То же происходит и с другими историческими личностями — бардом Талиесином. Нас это может коробить, но эти анахронизмов естественны для мифа. В конце концов, миф живёт по своим собственным законам, и, поскольку некоторая историческая личность органично вписывается в ткань Мифа, постольку она, эта личность, обязана пребывать там, а не в тех местах и временах, которые им назначили историки . Всякий человек, живущий в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека — не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода — не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова.

     Род человека неотделим от мира. Род  человека — это и славные предки тоже, но главное — это родовая  удача, это все те, кто стоят  за спиной героя и поддержат его  в трудное время. Поэтому любой  человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут  меня таким-то из рода таких-то, из земли  такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов  или летней жары. Воздействие мира Мифа существенно шире, поскольку  всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон  уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий  тайный смысл. Отсюда следует твёрдая  убеждённость человека Мифа в том, что  по полёту птиц можно предсказать  будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее. Отсюда следуют личные и массовые видения, которые посещали людей слишком часто для того, чтобы рассказы о них можно  было считать пустой выдумкой малограмотных  хронистов.

Информация о работе Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке