Философское учение об истине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2016 в 01:52, реферат

Описание работы

Истинное - это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины - в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным (ложным) должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Философское учение об истине…………………………………………………5
Истина и научное познание……………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Философия реферат.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

Кафедра «Философия»

 

Эссе

по дисциплине «Философия»

на тему:

 

«Философское учение об истине»

 

 

Выполнила:

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Философское учение об истине…………………………………………………5

Истина и научное познание……………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Истинное - это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины - в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным (ложным) должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем.

Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. 

Вопрос об истине – это вопрос о содержании наших знаний, о степени их соответствия внешнему миру. В разные времена понятие «истина» имело различные значения. Например, в античной философии под истиной понимали знания, которые помогают человеку поступать соответственно всеобщему добру и благу. Софист Протагор, наоборот, считал, что истина всегда соотносима с потребностями конкретного человека: «человек есть мера всех вещей, в том, что они истинны или неистинны». Данная позиция является характерной и для большинства современных людей. В ее основе находится понимание того, что поиск некой одной для всех истины безрезультатен, что по любому вопросу можно сформулировать два прямо противоположных положения, и каждому найти обоснование, или оба объявить вероятностными. Таковы моральные суждения, оценки, высказывания людей в отношении своей собственной жизни и событий, происходящих в стране и мире. Каждый человек ищет свою жизненную правду. Это и есть истина, и она всегда индивидуальна.

Истина не только важнейшая цель всей познавательной деятельности человека, она является мерилом отношения конкретного человека и общества в целом к окружающему миру, отношения между людьми, нациями, государствами. Издревле истина отождествлялась с эталоном высших человеческих ценностей, добродетелей и достижений. Ибо во все времена у всех народов были «истинные герои», «истинные друзья», «истинные граждане», а актеры, музыканты, поэты создавали «истинные произведения искусства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философское учение об истине

Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.  
Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Когда, например, Ф.М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно же, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов, но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая ее лишь прагматическая полезность не может служить нравственному возвышению человечества.  
 Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.  
 Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность как базе прогностического измерения. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти (субъективная истина) создается нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.  
Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.  
 Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности Человечества показывает, что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно.  
 Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени.  
 Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. 

  Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но из сущностей, скрывающихся за ними. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой, объект задается через практику. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

  Одно из определений объективной истины таково: истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

  Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

  Истина, по определению, в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна. Это значит, что она не существует помимо человека и человечества: истина объективна – это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.

  Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования субъекта и момент или период его отражения субъектом. Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину, вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.

  Классическая концепция истины – объективистская – формируется в течение XVI-XVII вв. и определяет лицо западной культуры вплоть до конца XIX. – начала ХХ вв. (позитивизм, логический позитивизм). Данная теория была ориентирована на науку, прежде всего естествознание и математику, и проникнута всеобщим познавательным оптимизмом. В его основании лежало допущение того, что в самой природе изначально находятся объективные свойства, сущности, законы, которые только ждут своего открытия. Знания о них и являются объективной истиной. Так возникла корреспондентная теория истины: это строгое соответствие наших знаний внешней действительности. Истинные знания – знания о том, что есть на самом деле.

  Основные позиции:

1. Идеальным знанием считалось  «чистое» знание, максимально освобожденное  от всех субъективных характеристик  исследователя. Это абсолютно полное  и всестороннее знание о вещах  и взаимосвязях, их зеркальная  копия. Ученые были уверены, что  истина является абсолютной, т.е. неизменной во времени и пространстве, и универсальной.

2. Были утверждены новые  по сравнению со средневековьем  условия достижения истины: принцип  «вненаходимости субъекта», а также  требование строгой методики  получения знаний.

3. Принцип «вненаходимости»  утверждал: поскольку субъект (личностные  характеристики – половые, возрастные, религиозные, социальные, профессиональные), является помехой на пути достижения  объективного знания, постольку требовалось его исключить. Как это возможно? Субъект должен был представлять собой «нейтральную познавательную точку», лишенную индивидуальности, пристрастности, изменчивости в любых познавательных ситуациях. Примером реализации данной позиции может служить учение об «идолах» английского мыслителя Ф. Бэкона (XVII в.).

  Путь познания, ведущий к истине, определялся также выбором строгой и универсальной методологии исследования. Какой? Философы разных времен возлагали надежды на индуктивный путь (Ф. Бэкон), дедуктивный (Р. Декарт), методы формализации знания (логический позитивизм Б. Рассела).

4. Вопрос о критериях  истины или о том, как отличить  истину от заблуждения, с чем  сравнивать наши знания получил  название «верификация». Данное слово произошло от латинского «истина» и предполагает ситуацию проверки наших знаний на соответствие их действительности.

5. Познавательный оптимизм  как особая философская позиция  предполагает уверенность в том, что процесс постижения истины  является сложным и длительным, но, тем не менее, не отменяет  саму возможность ее достижения. Примером реализации данной позиции  является концепция абсолютной и относительной истины К. Маркса. В каждой форме знания присутствуют элементы абсолютного (т.е. доказанного и неизменного), но сами знания имеют исторически преходящий характер. В процессе познавательного развития человечества происходит очень медленное накопление зерен абсолютного, разрешение противоречий между объективным и субъективным, преодоление ошибок и заблуждений. Маркс в теории гносеологии не был жестким объективистом, но он воспринял линию Гегеля, а не Канта, и потому, не смотря на интересные открытия в области теории истины, остался на позициях объективизма.

Истина и научное познание 
К научной истине применимы следующие критерии научности.

1. Принцип верификации. Данный  принцип употребляется в логике  и методологии науки для установления  истинности научных утверждений  в результате их эмпирической  проверки.

2. Принцип фальсификации (К. Поппер) употребляется в методологии  науки. Его суть в том, что критерием  научного статуса является ее  фальсифицируемость или опровержимость, т.е. только то знание может  претендовать на знание «научного», которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает  знание относительным, т.е. лишает  его абсолютности, неизменности, законченности.

3. Рациональный принцип  является основным средством  обоснованности знания. Отсюда он  выступает в качестве ориентира  на определенные нормы, идеалы  научности, эталон научных знаний. 
 Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке.  
Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. 
 Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Но система научных знаний, да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. В то же время постижение истины отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.  
 Каждая ступень научного познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающа образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.  
Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.  
Каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное содержание прежней теории входит в состав новой. Отметается наукой лишь претензия, будто она являлась исчерпывающей. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории.  
 Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня Россия — не монархия. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, в которых решаются человеческие судьбы.  
 Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или. Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.  
Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного.  
 Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания. 

Информация о работе Философское учение об истине