Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной классификации. Распределенность терминов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2009 в 14:48, Не определен

Описание работы

Контрольная работа по предмету "Философия, религоведение, логика"

Файлы: 1 файл

Полная к.р. по ф.р.л..doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

     Второй  важной особенностью буддизма, также  сближающей его со всеми другими мировыми религиями, является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь. Согласно буддизму, человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой,  личный «праведный путь», и повлияв на судьбу, изменить воздание. Таким образом,  одним из важнейших принципов вероучения буддизма является ориентация на индивидуальную духовную жизнь.

     В учении Будды говорится: «Как мастер, изготовляющий лук и стрелы,  строгает стрелу и делает ее прямой, так и умный человек исправляет свою душу». Душу трудно сдерживать, Она легко возбуждается, успокоив душу, человек обретает покой. Это душа причиняет человеку зла больше, чем может причинить обиженный человек или враг. Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести истинный покой.

     Эти установки Будды были сформулированы в виде четырех основных положений  его вероучения:

       Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание  с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию (1). Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранению причин страдания заключается в устранении этой жажды (3).  Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания (4).

     Нирвана – наряду с просветлением является ключевым понятием буддизма. Слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «затухание» «угасание». По учению буддизма, нирвана – это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир, «Мудрецы – учил Будда, угасают как лампады». Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым и новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и просветленный человек – мудрец – до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя.

     Смысл нирваны состоит в том, что  она ставит человека по ту сторону необходимости. И в этом значении нирвана равна свободе. Однако впервые человеку открывается лишь негативная сторона свободы. Это свобода, понимаемая лишь как отрицание полной зависимости, «свобода от …». Подлинная свобода не только отрицает, но и утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но личность в VI веке до нашей эры еще не сформировалась в Древней Индии. И поэтому полная свобода истолковывается Буддой как полнота отрицания: нирвана лежит не только по сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе.

     По  буддийскому учению люди не одиноки  на пути к просветлению, в этом им помогает Будда, а также бодхисаттвы -  существа которым осталось сделать  последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно чтобы помочь людям  обрести покой. Однако, главное на этом пути должен сделать сам человек. Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать путь по «восьмеричной дороге». Что же заключено в «восьмеричной дороге», которую предлагает Будда? Это:

Правильное  суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение  понимается, как решимость проявлять  сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как  бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности – знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские (миряне) буддисты.

Подвергаются  анализу и остальные ступени восьмеричного пути, в частности последняя ступень – вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения (ждхана), относится к медитации и медитационной практике. В текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состояний, которые сопровождает медитация и медитационную практику. Путь к освобождении от сансары открыт только монахам, однако, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины (сангха) могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю спасения в каком-то  из будущий существований и многочисленным группам светским буддистам. Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитаций пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели – нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и – как говорится в текстах – исчезнет,  «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

     Нирвана манит к себе как «внутренний  остров», достигнув которого мудрец – просветленный обретает независимость от людей и богов и даже от самой природы. «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной,  разрушением смерти и гибели» - говорил Будда. Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, даже боги завидуют.

      В течение жизни у него было много  последователей. Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его  учение приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов Будды.

     Вероятно, любовь к опрятности была привита  Гаутаме с детства, поэтому он восстал против обыкновения аскетов  своего времени ходить вечно грязными. В буддийском ордене строго следили  за личной гигиеной монахов, и помещения, в которых они жили, постоянно содержались в образцовом порядке и чистоте, как правило они образовывали монастырскую общину – санги. Культовая сторона первоначального буддизма отличается  крайней простотой. В основном она сводилась к медитациям и гигиеническим ритуалам.

 

Статуя  Будды. Пещера Юньган. Китай. V в.  

      Кроме усилий по личному просветлению монахи были обязаны заниматься миссионерской  деятельностью,  пропагандировать учение своего учителя. Это учение встречало  большой интерес, но не каждый был  способен встать на путь отрешения от всего мирского. Эта проблема была разрешена на основе разработки учения о двух путях спасения: хинаяне и махаяне.

      Хинаяна – это узкий путь спасения. Она  предполагала относительно жесткий  аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли архаты – члены сангхи.

      Пещерный  храм Юньган. Китай. 
       

      Махаяна – широкий путь спасения.  Здесь допускалась возможность обретения нирваны и миряном, соблюдающим обеты духовного совершенствования под руководством сострадательного Бодхисаттвы.

     Будда решил эту проблему довольно просто. Истинными его последователями  оставались монахи, а «упасаки» - миряне, принявшие его учение, - оказывались, на положении «оглашенных», готовящихся  к посвящению. В отличие от монахов мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 

- Воздержание от убийства.

- Воздержание от воровства.

- Воздержание от блуда.

- Воздержание от возбуждающих напитков.

     Помимо  этих принципов, «упасаки» должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену. Вместе с тем, в махаяне получила большое развитие культовая практика.

      Бодхисаттвы наделяются особой сверхъестественной силой, выступают в качестве заступников  и покровителей, они способны откликаться  на любовь и молитвы. А это значит, молитвы, как один из важных элементов культовой системы, получают в махаяне наибольшее широкое распространение.

   Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо, Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды – в образе человека – наполняет все живое. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием.

      Кроме хинаяны и махаяны – этих главных  направлений – существовал и  целый ряд других школ. Буддизм  вскоре после возникновения распространился  на Цейлоне, позже через Китай  проник на Дальний Восток.

      На  последних часах жизни Гаутамы лежит печать непреодолимой трагичности. Он умирает не как Сократ, верящий в бессмертие, не как мученик, скрепляющий кровью свое учение и торжествующий над злом, а как человек, признавший мировое зло и подчинившийся ему. 

 

ВЫВОД 

Гаутама стремился развенчать преходящую жизнь, представить ее как царство страданий, смерти и уродства. Но его последователи посвятят себя заботам о людях и их благе на земле. Они станут трудиться над созданием буддийской культуры.

     И все же жизнь и проповедь Гаутамы  были одним из величайших событий в истории духа.

     Значение  Просветленного отнюдь не исчерпывается  нравственным и философским содержанием  его учения. Величие Будды и  его предшественников заключается  в том, что они провозгласили  спасение главной целью религии.

     Мудрец,  проникнутый состраданием ко всему миру, он поистине достоин любви и благодарности человечества, хотя и не был в силах спасти его.

 

      ЛИТЕРАТУРА. 

    1. А.А. Радугин. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Москва.- 2004.
    2. Александр Мень. История религии. Москва 1997. Из-во «Форум».
    3. Васильева Л.С.  История религий Востока. М., 1983.
    4. Буддизм. Словарь. М., 1992.

 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВСТУПЛЕНИЕ           2

Классификация суждений         2 

ВЫВОД            23 

ЛИТЕРАТЕРА           24 
 
 
 
 

 

    ВСТУПЛЕНИЕ

   Суждение в известном смысле находится между действительностью и языком. Поэтому его следует рассматривать тоже в двух важнейших аспектах: во-первых, по отношению к действительности, формой отражения которой оно является; а во-вторых, по отношению к языку, средствами которого оно выражается.

      I. Классификация суждений

  Обладая определенной структурой, суждения различаются  в первую очередь по степени сложности. В зависимости от этого все их бесконечное многообразие можно разделить на две обширные группы (два типа) — простые и сложные.

  Простые суждения, характеризуются тем, что в них нельзя выделить правильную часть, которая, была бы самостоятельным суждением. Например: «Я человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо».

  Сложные суждения состоят из двух и более простых суждений, тем или иным способом связанных между собой. Примером может служить соединение двух предыдущих простых суждений, которые вместе образуют известный афоризм: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

    Рассмотрим каждый из этих типов суждений в отдельности.

     1.   Простые суждения

  Природа простых суждений. Простые суждения, называются еще иначе категорическими. С точки зрения функций они служат отражением той или иной связи объективного мира — независимо от того, какая это связь по своему содержанию. С точки зрения структуры простые категорические суждения, включают в себя в качестве составных частей лишь понятия, образующие субъект и предикат.

  Однако  простые суждения весьма многообразны по своим проявлениям. Они делятся на виды по следующим основным логическим признакам: характеру связки, субъекта, предиката, а также по отношению между субъектом и предикатом. Особое значение в логике придается делению простых суждений на виды по характеру связки (ее качеству) и субъекта (по его количеству).

  Виды суждений по качеству и количеству. Качество суждения — одна из важнейших его логических характеристик. Под ним разумеется общая логическая форма — утвердительная или отрицательная. В этом проявляется наиболее глубокая сущность всякого суждения вообще — его способность раскрывать наличие или отсутствие тех или иных связей и отношений между мыслимыми предметами. А определяется это качество характером связки — «есть» или «не есть». В зависимости от этого простые суждения делятся по характеру связки (или ее качеству) на утвердительные и отрицательные.

Информация о работе Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной классификации. Распределенность терминов