Философия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы является наиболее широко рассмотреть феномен человеческой любви. В связи с этим следует выделить ряд задач:

- Рассмотреть любовь в философии эпохи возрождения;

- Выяснить какими были объяснения любви в античной философии;

- Рассмотреть различные формы псевдолюбви.

Содержание работы

Введение…………………………..……………………………………. 3

1.Любовь в античной философии………………………………………4

2.Любовь в философии эпохи Возрождения и Новой

эпохи……………………………………………………………………10

3.Псевдолюбовь и ее формы………………………………………….14

Заключение……...…………………………….…….............................17

Источники и литература………………………………………………18

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

       2. Любовь в философии  эпохи возрождения  и нового времени. 

       Эпоха возрождения вернула античное представление  о любви. Любовь стала вновь рассматриваться  как космическая сила.

       Суждения  философов эпохи возрождения  о любви тесным образом связано с формированием нового взгляда на человека, и на его место  и значение в этом мире. Если в средневековье противопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь они находились в гармоничном единстве. Появляется понимание что тело и душа человека составляет неразрывное единство, а отсюда следует, что телесный эрос и духовная любовь находятся в теснейшей взаимосвязи и существуют в гармоничном взаимодействии.

       Рене  Декарт – французский философов  и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу.

       «Его  научный подход заключался в использование  рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания».10

         Прежде всего, следуя своим методам, Декарт выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть:  удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль.11 Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Декарта простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорит: «Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добра тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности».12

       Вместо  имеющихся ранее классификаций  Декарт предложил различать три  вида любви: привязанность, дружба и  благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который они направлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнение с собой. Если предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если на равнее с собой – дружба, ну а если больше себя, то это уже благоговение.

       «Самое  главное желание человека вызывается, воображаемым совершенством представителя  другого пола»13. Декарт считает, что есть у человека определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется им наивысшем благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной единственной, так как по природе этого достаточно. И Декарт замечает, что имена эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов.

       Что же касается научного объяснения любви, Декартом, то я могу сказать, что он вывел некий животный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Он говорит, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и те уже совершают действия».14 Такова была научная теория любви Декарта.

       Шопенгауэр, в своем произведение  «Мир как  воля и представление», дает очень  интересное определение половой  любви. «Любовь – неодолимая страсть, побеждающая голос разума, толкающая  людей на жертву своим благополучием, порождающая высокие творения искусства и... вдруг исчезающая, как призрак. Какая таинственная сила вводит нас в губительный возвышенный обман? Эта сила – незримая воля, половой инстинкт».15

       Шопенгауэр  считает, что все любовные волнения, радости и горести, вся суета, связанная с любовью имеет просто инстинктивный характер, а если конкретнее, то вся любовь это всего лишь на всего половой инстинкт. По сути дела, если размышлять рационально то любовь лишь отнимает у человека жизненные силы, а также материальные блага. И если следовать этой логике выходит что любовь это безумство. И если бы каждый человек поступал, как велит ему разум, то никакой любви бы не было. Однако тогда бы именно переставал размножаться человеческий род. И именно тогда природа придумывает маленькую хитрость, то есть тот самый половой инстинкт. Движимый же этим инстинктом человек создается себе иллюзию и охватывается любовной страстью, он воображает, будто им движут эгоистические намерения овладеть своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдруг исчезают, иллюзия становиться ненужной, так как основная цель выполнена.

       Хотя  и выходит, по мнению Шопенгауэра, что  любовь это просто стремление человека к физическому обладанию другим человеком, ради продолжения рода, но все же возвышенная страсть любви это не просто примитивный половой инстинкт, как у животных. Здесь есть ещё одна хитрость, то, что человек хочет обладать не каждым индивидом противоположного пола, а ищет соответствующею ему половинку, то есть такую, которая будет его, дополнять и будет скрывать недостатки, которые имеются. «Индивид действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала — рода.… Это изучение и испытание – не что иное, как размышление гения рода о том индивидууме, который может родиться от данной четы, и о комбинации его свойств».16 Если же двоя, испытывают друг к другу отвращения, то сама природа говорит что ребенок, который может у них родиться, будет безобразен, дисгармоничным и несчастным. Шопенгауэр говорит, что чем совершеннее и гармоничнее пара, тем сильнее у них будет любовная страсть. «То упоительное восхищение, какое объемлет мужчину при виде женщины соответствующей ему красоты, суля ему в соединении с нею высшее счастье, это именно и есть тот дух рода, который, узнавая на челе этой женщины явный отпечаток рода, хотел бы именно с нею продолжать последний».17 И именно то, что индивид выбирает именно свою половинку, как раз и отличает любовь от пошлого полового инстинкта.

         Шопенгауэр также рассмотрел  брак по расчету, и он его считал более крепким, чем по любви. Любовное чувство угасает, когда цель достигнута, и тогда можно обнаружить, что кроме слепой страсти людей больше ничего не связывает. И люди начинают понимать, что они не нужны больше друг другу. Брак же по расчету, построен на корыстных целях и даже если исчезнет любовная страсть, индивиды будут вместе, так как их помимо любви связывают ещё и деньги. Но хочу заметить, что Шопенгауэр подчеркивает, что брак по любви более возвышен, чем брак по расчету. «Мужчина, который при женитьбе руководится деньгами, а не своею склонностью, живёт больше в индивиде, чем в роде, а это прямо противоречит истинной сущности мира, является чем-то противоестественным и возбуждает известное презрение. Девушка, которая вопреки совету своих родителей отвергает предложение богатого и нестарого человека, для того чтобы, отбросив всякие условные соображения, сделать выбор исключительно по инстинктивному влечению, приносит в жертву своё индивидуальное благо благу рода. Но именно потому ей нельзя отказать в известном одобрении, так как она предпочла более важное и поступила в духе природы (точнее — рода), между тем как совет родителей был, проникнут духом индивидуального эгоизма».18

       Впрочем,  брак по любви тоже бывает со счастливым концом. Иногда между людьми возникает очень интересный феномен, который именуется дружбой. Дружба возникает тогда, когда мужчина и женщина имеют одинаковые интересы и сходятся во мнениях. И все же дружба не заменят любовь, она лишь помогает подержать ее на нужном уровне.

       Рассмотрев некоторых мыслителей эпохи возрождения и нового времени, я узнала, что для кого-то любовь это всего лишь напросто половой инстинкт, с небольшими хитростями, а для кого-то это возвышенное чувство, которое является сбором всех добродетелей. Мыслители данного периода не были против «земной» любви, напротив их она очень интересовала, и они подробно изучали ее, были даже попытки научно объяснить феномен любви.  
 
 
 
 
 
 
 

        

                       3. Псевдолюбовъ и ее формы. 

       Подлинная любовь, как уже отмечалось, — относительно редкое явление, подлинная любовь — это всегда чудо. Очень часто люди довольствуются эрзацами, суррогатами, многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить».

       Во-первых, большинство людей считают, что любовь — дитя сексуального наслаждения и если два человека научатся в этом смысле вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. На самом же деле, полагал Фромм, истина прямо противоположна этому предположению. Любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов — это результат любви. «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества — это нормальные формы псевдолюбви в современном западном обществе, социальные модели патологии любви».

       Второй  формой псевдолюбви, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, страданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуре одного из родителей. Уже будучи взрослыми, они переносят чувство ожидания и страха, которые испытывали по отношению к отцу и матери, на любимого человека. Они никогда не освобождаются от образа зависимости и ищут его в своих любовных требованиях. В подобных случаях человек в смысле чувств остается ребенком, хотя интеллектуально и социально находится на уровне своего возраста.

       Еще одна форма псевдолюбви — любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого. Будучи отчужден от своих собственных сил, человек проецирует их на своего кумира, почитаемого как воплощение любви, света, блаженства. Он теряет себя в любимом человеке, вместо того чтобы находить себя в нем. А поскольку никакой человек не может в течение долгого времени жить в таком состоянии, то неизбежно наступает разочарование, возникает новый идол, потом еще один.

       Проявление  невротической любви — это  нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.

       Видом псевдолюбви является также «временная аберрация». Многие помолвленные или молодожены мечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данный момент они уже начинают скучать друг с другом. Эта тенденция совпадает с общей установкой, характерной для современного человека. Он живет в прошлом или в будущем, но не в настоящем. Он сентиментально вспоминает свое детство или строит счастливые планы на завтра. Переживается ли любовь «заместительно», как фиктивное участие в переживаниях других людей, переносится ли она из настоящего в прошлое или в будущее, такие абстрактные и отчужденные формы любви служат, согласно Фромму, лишь наркотиком, облегчающим боль реальности, одиночества и отчуждения.

       И, наконец, очень частая форма псевдолюбви  — это проекция своих проблем  на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Но так можно, считает Фромм, ввергнуть в беду, как самого себя, так и своего ребенка. Не найдя смысла для себя, можно и ребенка воспитать неправильно. Часто детьми прикрываются при попытке расторжения несчастливого брака. Главный аргумент родителей: мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Однако на самом деле атмосфера напряженности и безрадостности в подобной семье более вредна для ребенка, чем открытый разрыв.

       Состояние постоянной борьбы в сегодняшнем  российском обществе, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожесточению, забвению того факта, что любовь — это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь. Это вообще не только человеческое качество или способность, а объективный закон существования человеческого мира. Любовь — это усилие во что бы то ни стало остаться живым, не поддаться омертвляющему воздействию «мира»: ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведения, сохранить в себе искру божественного начала.

       Понимание того, что человек без любви  — жалкое неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в Послании апостола Павла Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто»19.

 

                                           

       Заключение 

       Таким образом, рассмотрев различные точки  зрения, для себя я сформировала особое определение любви. Любовь это  не просто половая страсть с целью  совокупления, но и нечто возвышенное. Человек не может жить без любви, так как она его облагораживает. Еще хочу заметить, что любовь находиться в тесной связи с дружбой и именно поэтому люди иногда дружбу принимают за любовь и наоборот любовь за дружбу.

       Я считаю что «любовь» - начало всех начал. Никто не может точно знать, когда посетит его это чувство. Но она меняет к лучшему или кидает в пропасть навсегда. Всё зависти от человека, от его умения любить и справляться со  своими чувствами, от того, какой с ним рядом человек.

Информация о работе Философия любви